Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киберпространство – новый тип реальности




 

История мировой культуры убедительно свидетельствует об освоении человеком все более обширного пространства, о создании новых миров, которые трансформируются в новый тип виртуальной реальности или “параллельного мира”.

Понятие виртуальной реальности сравнительно недавно вошло в научный лексикон и повседневную жизнь. Оно имеет ряд значений:

как особая сфера информационной деятельности; как способ расширения диапазона познания, как средство моделирования возможных ситуаций; как сфера общения и межличностных контактов» как диалог культур и способ включения в мировое культурное пространство. Все эти и многие другие аспекты изучения виртуальной реальности могут стать предметом специального исследования.

Информационное общество, век электронных технологий, глобальная информационная сеть “Интернет”, виртуальная реальность, “цифровая революция” - таковы лишь некоторые признаки и новые контуры культурного пространства современной цивилизации.

Еще совсем недавно о новой электронной эре дискутировали футурологи и их прогноз многими воспринимался как далекая утопия. Но скорость распространения новых информационных технологий превзошла все ожидания.

Американский социолог А. Тоффлер отмечал, что “ шквал перемен не только не стихает, но все больше набирает силу. Перемены охватывают высокоразвитые индустриальные страны с неуклонно растущей скоростью. Их влияние на жизнь этих государств не имеет аналогов в истории человечества”.[364] Формирование «киберпространства»- таков новый термин, характеризующий информационные технологии. Оно включает ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту все новые регионы и социальные группы. Оно увеличивает интеллектуальные и эмоциональные ресурсы человека, его познавательные, творческие и коммуникативные возможности.

Киберпространство приобретает транснациональный характер, создает свободную зону в мировой культуре и цивилизации, независимую от пограничных кордонов, экономических пошлин, политических запретов и цензуры. Мощность информационных потоков стимулирует развитие культурных контактов, открывает возможность реального диалога с массовой аудиторией и одновременно создает ситуацию предельно индивидуального общения.

Поиск необходимой информации в национальных библиотеках мира, доступность архивов и фондов, знакомство и детальное изучение коллекций музеев разных стран, расширение круга личных знакомств и ускорение переписки на основе электронной почты - таковы лишь некоторые преимущества киберпространства. Моделирование виртуальной реальности средствами когнитивной графики создает новое представление о картине мира и альтернативных формах и путях развития ситуаций. Оно стимулирует художественное творчество, порождая новые ассоциации и фантастические образы, развивая воображение и проектирование.

Возможности Интернет как глобальной “паутины” иногда сравнивают с Великими географическими открытиями, которые содействовали сближению народов и культур. Владение информационным пространством приобретает значение “новой собственности”, влияющей на мировое признание, общественный авторитет и лидерство.

Борьба за источники информации, за скорость передачи и принятия сообщений становится основой конкуренции в принятии экономических и политических решений. На этой основе создается особые сообщества со своими правилами игры, ценностями, нормами, законами, стилем общения и символикой поведения. Информационное пространство учит человека проводить в сжатые сроки мысленный эксперимент, моделировать многообразные варианты ситуаций в различных сферах деятельности и принимать оптимальные решения, выбирая для этого соответствующие средства. Искусственная реальность, созданная действиями оператора, позволяет наблюдать происходящие в ней изменения, проверять гипотезы и ставить эксперименты.

Это находит применение как в естественных, так и в гуманитарных науках, в экономике и финансовом деле, политике и криминалистике, дипломатии и истории культуры, рекламе и искусстве.

В сфере художественного творчества виртуальная реальность “населяет” мир столь фантастичными образами, которые стимулируют воображение в создании новых музыкальных и живописных композиций, танцевальных сюжетов, литературных и поэтических форм.

Все это значительно активизирует интеллектуальную деятельность, заставляет искать альтернативные варианты, освобождает сознание от привычных стереотипов. Человек погружается в виртуальное пространство, сохраняя при этом все признаки “живого” общения и сопереживания, подключая эмоции и имитируя реакцию среды. Нередко возникает уникальная ситуация, абсолютно новая и ни на что не похожая, а поиск решений сопровождается ответственностью и риском.

Предстоит еще более обстоятельно изучить социальные, психологические и культурные последствия взаимодействия человека и киберпространства Возможно, что при этом обнаружатся как позитивные, так и негативные влияния на личность, ибо созданный виртуальный мир имеет чрезвычайно широкий спектр действий.

Известный итальянский писатель и публицист Умберто Эко во время посещения России прочитал лекцию “ От Гутенберга к Интернету”. На вопрос, является ли Интернет лишь инструментом, облегчающим работу и общение, или новой метареальностью, он ответил: Вне всякого сомнения - это новая реальность. И сегодня мы не в состоянии предугадать, куда она нас заведет.

Не так давно Интернет объединял 2 миллиона человек, потом 20, теперь уже 200 миллионов. При таких темпах развития почти невозможно давать какие-то путные прогнозы. Абсолютно непредсказуемо воздействие, которое Интернет окажет на страны третьего мира. Например, сегодня в Индии или в Китае он играет куда более важную роль, чем в Европе, поскольку является почти единственным средством, с помощью которого осуществляется контакт между культурами.

“Сейчас трудно об этом говорить, продолжал У. Эко, но не исключено, что развитие киберпространства будет иметь не только положительные, но и негативные последствия. “С одной стороны, в странах, где у власти находятся диктаторские режимы, увеличение количества информации - это прямой путь к революции. С другой стороны, избыток информации не сулит ничего хорошего. Слишком много — это все равно, что ноль.”[365] Раньше я шел в библиотеку, вспоминал У. Эко, рылся в каталогах, выписывал себе две-три книги по интересующей меня теме, нес домой и читал. Сегодня я лезу в Интернет и с одного единственного запроса получаю десять тысяч названий И что прикажете с ними делать. В подобной ситуации десять тысяч книг равнозначны нулю. Однако книги никуда не денутся, заверил писатель, хотя бы потому, что Интернет пока что нельзя читать “лежа в ванной”, а книги можно. Безусловно, пророчества насчет “смерти” книги сильно преувеличены. Они неоднократно возникали в истории, а книга продолжала жить и радовать людей. Дело заключается не просто в замене одного средства массовой информации другим.

Компьютер несет с собой новые культурные нормы, иные ментальные стереотипы и житейские привычки. Уже сегодня все чаше вместо привычного понятия “читатель”, употребляется “пользователь” специальных программ, участник виртуального действия, которое может разворачиваться каждый раз неисповедимо и непредсказуемо по закону случайных чисел, как в лотерее. И это ^несомненно, будет доставлять интеллектуальное удовольствие, как когда-то было наслаждением “рыться в книгах”, перебирать их на полках.

В Интернете “ есть все”. Горячие новости и сенсации, столичные и провинциальные газеты и журналы, котировка акций на мировых биржах и процент по займам, курс валют на данную неделю и расписание международных рейсов. Не отходя от компьютера можно встретиться с президентом, задать ему вопрос и получить ответ. Можно назначить свидание и обсудить самые волнующие проблемы.

Компьютер меняет привычный ритм труда и отдыха, создавая особую зону то ли работы, то ли досуга. Но почти всегда “человек при компьютере” вызывает почтение и уважение. Оно сродни тому священному трепету, с каким в недалеком прошлом относились к “ человеку грамотному”. [366]

Споры о влиянии компьютеризации на социальную и культурную жизнь общества становятся все более напряженными и острыми, а восторженная эйфория сменяется серьезным обсуждением проблем

Уже сейчас выдвигаются на первый план вопросы законодательного регулирования использования Интернет, внесения соответствующих корректив в авторское и международное право, запрета пиратства и плагиата, сбора л распространения компрометирующей информации и ложных сведений, проведения нелегальных операций.

Определенную трудность представляет исчисление экономических затрат, установление платы за услуги.

Неравномерность распространения Интернет в разных странах и районах, социальных и возрастных группах увеличит дифференциацию культурного уровня, различия между поколениями. Они будут жить в разных культурных мирах, использовать разные источники информации, иметь неодинаковые возможности для творчества. Интеллектуальные ресурсы одних групп будут развиваться быстрее других и это создаст неравенство на старте профессиональной деятельности.

Особенно сложно прогнозировать влияние Интернет на моральные ценности и психологические установки личности, ее эмоциональную сферу. Самодостаточность и одиночество, замещение реального общения виртуальными контактами, возможность скрыться под маской анонима или создать вымышленный образ, вступить в игру и уклониться от ответственности- все эти новые грани человеческих отношений требуют обсуждения. В этих условиях возникают эмоциональные стрессы, дисгармонии, драмы и конфликты, депрессии и неуверенность в себе, страхи и новые комплексы.

Широко обсуждаются медико-биологические проблемы охраны здоровья, режима труда и отдыха, способы психологической защиты, коррекции зрения, снятия напряжения.

Под влиянием компьютеризации меняются личные предпочтения и интересы, ценностные ориентации и жизненные позиции, настроения и взгляды. Новая среда обитания в виртуальном пространстве, расширение сферы коммуникаций, изменение интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности оказывают влияние на процесс возникновения новой формы ментальности человека современной цивилизации.

Культура и время

Хронотопы культуры

 

Пространство и Время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответом на вопрос “где” и “когда”. Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии “хронотоп”. Этот термин получил широкое признание и использовался в философии для определения духовного и исторического измерения природы и общества; в психологии для понимания процесса становления и развития человека.

Широкое распространение понятие “хронотоп” получило в трудах эстетика и культуролога М. М. Бахтина (1895-1975)[367]. Анализируя творчество Ф. М. Достоевского, Ф. Рабле, он отмечал особенность субъективного переживания пространства и времени в разных исторических эпохах и культурных ситуациях.

Действительно, человек может чувствовать, как останавливается время и сжимается пространство, как оно же способно мелькать и расширяться. В работе “Формы времени и хронотопа в романе”[368] и многих других трудах, М. М. Бахтин отмечал наличие множества смыслов хронотопа, которые отражают многослойность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов отношения к пространству и времени в разных культурах становится основой диалога, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, взаимное общение. Далекие культурные миры преодолевают пространство и время, становятся близкими и понятными. М. М. Бахтин вводит понятие “большого времени” истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, “воскрешать” их жизненный смысл и значение, тем самым сближая историю и современность.

В культуре нет ничего “абсолютно мертвого”, у каждого смысла будет свой “праздник возрождения”, выхода из небытия, писал М. М. Бахтин. Это является основой диалога культур, доступности ушедших эпох и их “открытости” для понимания людьми исторически иного пространства и времени. М. М. Бахтин создает Образ диалога мировых культур как “ смотрящихся друг в друга ликов”, в котором участвуют на равных правах и исторический памятник, и его автор, и современный читатель, слушатель, зритель.

На основе диалога культур М. М. Бахтин создает концепцию культурологической герменевтики или истолкования текстов культуры.

Принимая во внимание единство пространства и времени в культуре, в целях более подробного исследования, отделим их друг от друга для рассмотрения различных свойств и образов Времени как категории историко-культурологического анализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...