Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (ДШО).
Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение и в период адаптации в ДДУ. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу и в период адаптации в школе. Самостоятельная работа. Работа студентов на рабочем месте врача дошкольно-школьной сети. Ведение мед. документации врача ДШО. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в школу. Цель занятия: На базе образовательного учреждения (детского комбината ясли/сад, ср.школы) изучить особенности медицинского обслуживания детей, воспитывающихся в данном учреждении. Студент должен: знать: · Штатные нормативы медицинского персонала: o а) в дошкольно-школьном отделении (ДШО) поликлиники, o б) в дошкольном учреждении (ДУ) с учётом его типа и количества детей ясельного и садового возраста. o в) в школьном учреждении с учётом его типа и количества детей · Функциональные обязанности: o а) заведующей и старшей медсестры ДШО, o б) врача и старшей медсестры в ДУ. o б) врача и старшей медсестры в школе. · Правила составления графика работы медицинских работников в ДУ и школе. · Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДДУ и школы. · Значение преемственности в работе всех лечебно-профилактических учреждений. · Возрастные особенности (биологические закономерности) детей раннего, дошкольного и школьного возраста. · Адаптационные механизмы, периоды и степени тяжести адаптации, прогноз. · Мероприятия по общей и специальной подготовке детей к поступлению в ДДУ и школу. · Возрастные режимы дня учебно-воспитательной работы с детьми ясельного, садового и школьного возраста, особенности питания детей, методы физического воспитания, принципы и основные средства закаливания детей.
· Определение функциональной готовности к поступлению в школу, оценка школьной зрелости. · Особенности питания школьников (требования к меню, потребность в пищевых ингредиентах, основы лечебного питания, санитарно-гигиенические требования к пищеблоку, технологии приготовления пищи, сроки хранения продуктов, подсчет калорийности). · Гигиенические требования к режиму учебного процесса в школе и группах продленного дня, трудовому обучению, физическому воспитанию (оценка физкультурного занятия). Сроки допуска к физкультуре и труду после перенесенного заболевания. · Аспекты профессиональной ориентации и принципы врачебно-профессиональной консультации. понимать: · Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДУ. · Основные разделы работы врача и старшей медсестры в ДУ. · Организацию режима дня учебно-воспитательной работы в зависимости от возраста, особенности питания детей в ДУ. · Вопросы организации и контроля за физическим воспитанием, закаливанием. · Показатели эффективности работы дошкольного учреждения (по уровню состояния здоровья детей, их заболеваемости, посещаемости). · Задачи детского дошкольно-школьного отделения в деле охраны здоровья школьников. · Содержание работы медицинского персонала в школе. · Методы реабилитации школьников с хроническими заболеваниями и реконвалесцентов после острых заболеваний. · Санитарно-гигиенические требования к условиям пребывания детей в группах продлённого дня и обучающихся с 6-летнего возраста. · Вопросы организации прививочной работы. уметь: · Составить график работы медицинского персонала в ДУ и школе. · Проводить осмотр вновь поступивших в учреждение с назначением комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации, установить прогноз тяжести адаптации.
· Осуществлять в установленные сроки плановые профилактические осмотры детей и перед прививками. · Оценить физическое развитие, нервно-психическое, функциональное состояние органов и систем. Определить группу здоровья, оформить этапный эпикриз. · С учётом комплексной оценки состояния здоровья дать рекомендации по режиму, питанию, физкультурной группе, закаливанию, проф.прививкам. · Составлять возрастное меню, проводить расчёт питания и контроль за техникой приготовления пищи. · Проводить медико-педагогический контроль урока физкультуры. · Определить функциональную готовность к поступлению в школу, оценить школьную зрелость. · Составить режим дня школьника в учебное и вне учебное время. · Осуществить контроль расписания, академического урока, уроков физкультуры и труда, сделать медицинское заключение. · Провести углубленный профосмотр здоровых школьников с оценкой остроты зрения, физического и полового развития, группы здоровья, указанием физкультурной группы и номера парты. · Составить план профилактических прививок. Определить контингент школьников, нуждающихся по состоянию здоровья в индивидуальном трудовом обучении и обучении на дому, освобождении от уроков физкультуры и назначении медицинской физкультурной группы. · Провести контроль питания (оценка меню, технология приготовления блюд, диетическое питание, витаминизация). · Разработать мероприятия для профилактики травматизма. Оказать медицинскую помощь при неотложных состояниях. · Проводить профессиональную ориентацию и врачебную консультацию школьников с учётом углублённого осмотра. · Оказывать медико-социальную и организовывать психолого-педагогическую помощь детям и подросткам. · Освещать вопросы полового воспитания и планирования семьи. · Проводить разъяснение вреда алкоголя и наркотических веществ, профилактику СПИДа.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: Вопросы для самоподготовки: · Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДДУ и школы.
· Возрастные особенности (биологические закономерности) детей раннего, дошкольного и школьного возраста. · Адаптационные механизмы, периоды и степени тяжести адаптации, прогноз. · Мероприятия по общей и специальной подготовке детей к поступлению в ДДУ и школу. · Возрастные режимы дня учебно-воспитательной работы с детьми ясельного, садового и школьного возраста, особенности питания детей, методы физического воспитания, принципы и основные средства закаливания детей. · Определение функциональной готовности к поступлению в школу, оценка школьной зрелости. · Гигиенические требования к режиму учебного процесса в школе и группах продленного дня, трудовому обучению, физическому воспитанию (оценка физкультурного занятия). Сроки допуска к физкультуре и труду после перенесенного заболевания. · Аспекты профессиональной ориентации и принципы врачебно-профессиональной консультации. Содержание: Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях — это специальное отделение детской поликлиники, сформированное из педиатров и медицинских сестер учебно-воспитательных учреждений микрорайона поликлиники (яслей, яслей-садов, детских садов, школ, детских домов) и медицинских работников школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев, техникумов и институтов. В состав отделения не входят сотрудники домов ребенка района вне зависимости от того, являются ли они специализированными или физиологическими. Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях организуется по типу педиатрического отделения детской поликлиники и возглавляется заведующим отделением и старшей медицинской сестрой. В соответствии с действующими штатными нормативами организация отделения возможна при наличии 6,5–9,0 и более штатных должностей педиатров в детских учебно-воспитательных учреждениях, входящих в состав детской поликлиники. Основными задачами сотрудников отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях является организация и непосредственное оказание медицинской помощи воспитанникам детских дошкольных учреждений и учащимся образовательных учреждений, входящих в его состав, вне зависимости от места жительства детей.
Разделы работы ДШО 1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями, организацией режима дня, питанием, физическим воспитанием детей в дошкольных и образовательных учреждениях. 2. Организация диспансерного наблюдения за детьми и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. 3. Организация противоэпидемических мероприятий. 4. Мероприятия по повышению квалификации персонала и санитарно-просветительная работа. Штаты врачей для работы в детских учреждениях устанавливаются в соответствии со штатными нормативами Приложение N 5 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 366н 69. │Врач-педиатр отделения организации │1 на: ││ │медицинской помощи детям в образовательных │180 - 200 детей в ││ │организациях │детских яслях ││ │ │(ясельных группах ││ │ │детских яслей-садов); ││ │ │400 детей детских ││ │ │садов ││ │ │(соответствующих ││ │ │групп в детских ││ │ │яслях-садах); ││ │ │1000 обучающихся в ││ │ │образовательных ││ │ │организациях │├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤│70. │Медицинская сестра отделения организации │1 на: ││ │медицинской помощи детям в образовательных │500 обучающихся в ││ │организациях │образовательных ││ │ │организациях; ││ │ │100 детей в детских ││ │ │яслях (ясельных групп ││ │ │яслей-садов); ││ │ │100 детей детских ││ │ │садов; ││ │ │50 детей санаторных ││ │ │детских садов; ││ │ │300 учащихся ││ │ │вспомогательных ││ │ │школ для умственно ││ │ │отсталых детей │├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤│71. │Врач по гигиене детей и подростков │1 на 2500 обучающихся ││ │ │образовательных ││ │ │организаций │└────┴─────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘ Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает следующие основные разделы:
· — контроль, начиная с периода адаптации, за всесторонним развитием и здоровьем детей, их подготовкой к школе; · — организацию необходимых профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий; · — предупреждение инфекционных заболеваний среди детей, профилактику травматизма и несчастных случаев; · — организацию и контроль за выполнением комплекса гигиенических мероприятий, необходимых для правильной постановки режима, оздоровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении; · — ознакомление детей и их родителей с основами гигиены, распространение санитарных знаний среди персонала и родителей и др. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ. В приказе № 60 МЗ СССР от 19 января 1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» в приложении №20 дана «Инструкция о подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждений». Работа по подготовке детей на педиатрическом участке должна проводиться в соответствии с этой инструкцией, содержание которой раскрывается в данных рекомендациях. Согласно инструкции, подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки. Общая подготовка включает проведение общепринятых мероприятий по систематическому профилактическому обслуживанию детей на педиатрическом участке начиная с периода новорожденности. Каждый осмотр участковым врачом-педиатром ребенка в декретированном возрасте должен заканчиваться комплексной оценкой состояния здоровья с определением группы здоровья и назначением рекомендаций по следующим обязательным пунктам: режим, питание, физическое воспитание (гимнастика, массаж, закаливание), профилактические прививки, профилактика пограничных состояний, назначение диспансеризации (календарной и детям, состоящим на учете по ф.0.30/у), лабораторные и дополнительные исследования, необходимая медикаментозная терапия, воспитательные воздействия. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки. Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение с 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в дошкольное учреждение в более младшем возрасте, то и специальная подготовка должна начинаться раньше. Эта подготовка включает в себя следующие мероприятия: · санитарно-просветительную работу участковой медицинской сестры, медицинского персонала кабинета по воспитанию здорового ребенка с родителями путем проведения тематических бесед по вопросам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение; · диспансеризацию детей у врачей-специалистов и проведение лабораторных исследований (это не было сделано ранее) в предусмотренные календарные сроки за 2–3 месяца до поступления. Обязательный осмотр в эти же сроки у участкового педиатра; · оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья (по группам состояния здоровья) и результатов последней диспансеризации. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение. Первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц. Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей-специалистов. Для выполнения всей программы по подготовке участковая медсестра при патронаже на дому выясняет, когда ребенок будет поступать в дошкольное учреждение, и информирует об этом участкового врача-педиатра. Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей (легкая, средней тяжести, тяжелая).
Читайте также: A) Лица, старше 14 лет, работающие на момент обследования не менее определенного краткосрочного периода. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|