Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Коммуникативная и интерактивная стороны общения




ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНАЯ И ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

План лекции:

  1. Специфика коммуникативного процесса между людьми.
  2. Виды коммуникации.
  3. Вербальная коммуникация и значение коммуникативных свойств человеческой речи.
  4. Невербальная коммуникация и ее виды.
  5. Проблема взаимодействия (интеракция) людей в социальной психологии.
  6. Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия.
  7. Проблемы кооперации, конкуренции и конфликта в социальной психологии.

Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия

Цель лекции: ознакомление с коммуникативной стороной общения

Ключевые слова (Глоссарий): общение, коммуникация, межличностное общение, процесс общения

Иллюстративный и раздаточный материал: схема коммуникативного процесса; видео-материал «Невербальная коммуникация»

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология - М., 2004

2. Крижанский Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения-ЛГУ, 1990

3. Лабунская В. А. Невербальное поведение Ростов н/Д, 1996.

4. Майерс Дэвид Социальная психология – СПб, 1999

       Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает " общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· " предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (" Мы верим тому, чему хотим верить" ). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

· плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

ипы взаимодействий

       Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются " позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе " расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

       Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что " предмет" и " мотив" деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...