Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Проблема прикладного исследования в социальной психологии




ТЕМА 15. ПРОБЛЕМА ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

1. Статус и специфика прикладного исследования в социальной психологии.

2. Практическая социальная психология.

3. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии

 

 

1. Статус и специфика прикладного исследования в социальной психологии.

 

Все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе — способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Следовательно, в структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация «заказчик» — «исполнитель». Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследовании, выполняемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями.

Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Это означает, что существующий в ряде наук профессиональный жаргон оказывается неприемлемым для изложения результатов прикладного исследования. Результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их «готовыми к употреблению».

В-третьих, прикладное исследование использует специфический вид гипотез. Источником формирования гипотез здесь не обязательно является какая-либо соответствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений.

В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику.

Нужно отметить, что в социальной психологии имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Нерешенность, спорность, дискуссионность многих проблем социально-психологического знания не позволяют практике ждать того момента, когда все эти вопросы получат окончательные решения. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Положительные моменты заключаются в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют социально-психологические исследования и тем самым создают благоприятные возможности для развития науки (особенно в условиях, когда государство не в состоянии финансировать науку на сколько-нибудь удовлетворительном уровне); отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

Следует помнить, что всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Приход социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельности не должен разрушить этот естественный процесс. Руководящим принципом работы здесь должен быть тот же принцип, которого обязан придерживаться врач в соответствии с требованием Гиппократа «Не навреди! ». Именно здесь социального психолога и поджидает ряд затруднений.

Они связаны с особенностями применяемых в социальной психологии методик. Как мы установили, они базируются на том, что источник получения информации — человек. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации — это не испытуемый в лаборатории. Там, когда он приходит на эксперимент, он настроен соответствующим образом, в каком-то смысле отключен от своих житейских проблем. Давая ответы на различные вопросы, выполняя задания зкспериментатора, он «настроен на волну» эксперимента.

В процессе же своей трудовой, учебной или спортивной деятельности, где застал его социальный психолог, проводящий исследование «в поле», такой «испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Значит, отвечая на вопросы интервью, заполняя социометрическую карточку и т. д., он не выключен полностью из системы окружающих его отношений. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же и заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть. Предположим, что исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по «вертикали» — между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Дело социального психолога, проводящего исследование «в поле», — уметь найти коэффициенты подобных искажений, что сделать далеко не всегда удается.

Другой вопрос касается самого времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени. Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить производственный ритм. Если проводить его после рабочей смены — это значит задержать людей на довольно значительное время. Оставить «добровольцев» (чаще всего к этому приходится прибегать) — допустить известное смещение выборки, к тому же по некоторым методикам бывает необходим сплошной опрос. Нет единого алгоритма для решения этих проблем: в каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором понесешь наименьшие потери. Но важно знать об этих трудностях, иметь их в виду, быть озабоченным ими. Такое знание служит порукой тому, что будут действительно реализованы все возможности для снятия негативных эффектов и найдено оптимальное решение.

Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ администрации, руководства и т. д. Выявление ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет за собой определенные критические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые в то же время являются заказчиками исследования. Социальный психолог должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе. Очень важно абсолютно точно обозначить свою роль. Иногда в реальных группах, где впервые проводится социально-психологическое исследование, исследователя принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контролера и т. д. Вместо ответов на задаваемые вопросы следуют различные просьбы, а порой и жалобы. Это присвоение чужой роли иногда необходимо по методике, но чаще такой необходимости нет. В таком случае прямой долг исследователя — максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собственные функции и задачи. Понятно, что при изложении этих вопросов он должен соблюдать все те правила, которые требуются задачей исследования.

 

2. Практическая социальная психология.

 

Словосочетание «практическая социальная психология», иногда заменяемое термином «социально-психологическое вмешательство», представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология — разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Фундаментальные и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза, как это очевидно, различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, следующие из прикладных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые «указания» или «советы». Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять.

Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. Установка психолога-практика — не столько на применение чего-либо, сколько на собственное осознание задачи, которую нужно ему же и решить.

Схема деятельности психолога-практика: выявление проблемы — диагноз — анализ — план вмешательства — вмешательство — оценка результатов

Обычно выделяют три роли психолога-практика: эксперт, консультант, обучающий (в некоторых руководствах называемый «учитель»).

Эксперт приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации.

Консультант в отличие от эксперта может быть приглашен не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем.

Обучающий, как правило, — человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга. Тренинг как активное социально- психологическое воздействие — самая сложная часть практической психологии. В широком смысле слова всякий тренинг — это обучение. В зависимости от того, с кем и с какой целью осуществляется тренинг, в нем выделяются различные виды: перцептивно-ориентированный тренинг — развитие компетентности в общении, и тренинг делового общения, содержание которого раскрывается уже в самом названии. Тренинг использует различные формы, в том числе ролевую игру и групповую дискуссию. Несмотря на широкое развитие практики социально-психологического тренинга, в нем остается много сложных теоретических и методических проблем.

 

3. Основные направления прикладных

исследований и практической социальной психологии

 

Промышленное производство. Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Наиболее общими являются такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков. Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состояние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, в данном коллективе. Следовательно, раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

1) отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);

2) отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

3) отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т. п. )

Управление. Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Это обусловлено тем, что она имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т. п. Поэтому вместе с психологами в разработку проблемы вовлечены специалисты по экономике и социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект.

Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя. Естественно, что посредством этих методик схватываются многие, действительно необходимые руководителю свойства, перечень которых почерпнут из житейского опыта. Однако при проведении прикладного исследования по этой проблеме нельзя забывать о нерешенности на теоретическом уровне многих относящихся сюда вопросов.

Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда психологи-профессионалы знают все доводы против, например, теории «черт», объясняющей феномен лидерства, всю тщетность попыток построить научно обоснованный перечень «черт» лидера, и тем не менее на прикладном уровне прилежно выясняют, какими чертами должен обладать руководитель. Аргумент, который иногда можно услышать по этому поводу, заключается в том, что жизненные проблемы «не ждут» и надо хоть «что-то» делать для их решения. Несмотря на кажущуюся вескость такого аргумента, вряд ли с ним можно полностью согласиться. Естественно, жизненные проблемы не ждут, но из этого не следует, что их нужно решать способами, о негодности которых доподлинно известно в «большой» науке.

Массовая коммуникация и реклама. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально- психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Есть и удачные примеры приложения результатов этих исследований, применения их рекомендаций в практике (Богомолова, 1991).

Школа. В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации.

Наука. Одна из относительно новых сфер приложения социальной психологии — сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский коллектив. В таком коллективе возникает чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т. д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа.

Служба семьи. Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.

Политика. Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь психологической науки — «политическая психология

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления.

1. Участие в разработке и принятии решений. Чтобы политический прогноз был обоснованным, необходимы предварительные замеры состояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и социологов

2. Систематический анализ динамики общественного мнения.

3. Прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями, создание имиджа, т. е. определенного образа.

 

Литература

Авдуевская Е. П., Араканцева Т. А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Базаров Т. Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

Белкин П., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Гозман Л. Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988.

Зазыкин В. К. Психология в рекламе. М., 1992.

Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... М., 1993.

Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978.

Липатов С. А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.

Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986.

Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.

Человек и его работа. М., 1967.

Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

Ширков Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М

 

 

Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

 

1. Динамические процессы в малой группе и их роль в формировании группы.

2. Конформизм и его исследования

3. Групповая сплоченность. Стратометрическая концепция А. В. Петровского

4. Групповые конфликты и их разрешение

 

 

1. Динамические процессы в малой группе и их роль в формировании группы.

 

Главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

Здесь уместно сказать о том, что сам термин «групповая динамика» может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т. е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т. е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, термином «групповая динамика» обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

 

 

2. Конформизм и его исследования

 

 

Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т. е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков).

Однако отношения между двумя или несколькими инди­видами не могут быть сведены к непосредственной связи между ними. Относительно непосредственные взаимодействия могут быть зафиксированы только в диффузных группах. В высоко­развитых группах, коллективах, т. е. группах, осуществляющих совместную деятельность, отношения неизбежно опосредуют­ся содержанием, ценностями и целями совместной деятельнос­ти. Эти отношения не могут быть сведены к дилемме подчинения группы (конформизм или автономия, нонконформизм). В коллек­тиве существует еще одна специфическая возможность поведе­ния — самоопределение личности. Самоопределение — это изби­рательное отношение к любым влияниям собственной группы, которое принимается или отвергается в зависимости от того, соответствует ли оно убеждениям личности, соответствует ли целям и задачам содержания деятельности группы.

Самоопределение в отличие от нонконформизма — это не реактивное сопротивление, а избирательное отношение. Само­определяющаяся личность не просто «против», а избирательно относится к воздействиям конкретной общности, принимая одно и отвергая другое в зависимости от опосредующих факторов, оценок, убеждений, идей. В противоположность неосознаваемым установкам внушения, определяющим поведение конформной и нонконформной личности, поведение самоопределяющейся лич­ности определяют осознаваемые волевые акты.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Однако с конформизмом мальчик по имени Соломон Аш встретился еще в детстве. «Во время традиционной иудейской церемонии, сопро­вождающей праздник Пасхи, — вспоминает Аш, —я спросил своего дядю, сидевшего рядом со мной, почему нужно открывать дверь. Он ответил: " В этот вечер пророк Илия заходит в каждый еврейский дом и отпивает глоток вина из поставленной ему чаши".

Я был удивлен этим и переспросил: " Он действительно приходит? Он действи­тельно пьет? "

    Мой дядя сказал: " Если будешь смотреть очень внимательно, то, когда дверь откроют, ты увидишь — смотри па чашу, — ты увидишь, что вина станет не­множко меньше".

    Так и вышло. Я прилип взглядом к чаше. Очень хотелось увидеть, произойдет что-нибудь или нет. И мне показалось — было бы слишком соблазнительно су­дить наверняка, и, конечно же, вряд ли можно говорить об этом с увереннос­тью, — что действительно что-то случилось у ободка рюмки и уровень вина понизился.

Спустя годы социальный психолог Аш воспроизвел свое детское воспоми­нание в лаборатории.

 Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т. е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Одним из значимых факторов, влияющих на конформ­ность, является величина группы. Когда Аш варьировал количе­ство членов подставной группы от одного до пятнадцати, он обна­ружил, что конформность увеличивается по мере возрастания величины группы, но только до определенного числа. Так, уро­вень конформности достиг почти своего пика, когда число членов подставной группы колебалось между 3 и 4, а затем этот уровень Падал таким образом, что конформность в группе, состоящей из 15 помощников экспериментатора, была не больше, чем в группе с тремя помощниками.

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной — это метод «подставной группы», причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории.

Пятеро участников — каждый из них настоящий испытуемый — находятся в индивидуальных кабинках, расположенных рядом, и смотрят на фигуры, проецируемые на противоположную стену. В каждой ка­бинке есть пульт с лампочками и переключателями, позво­ляющий испытуемому сообщать свой ответ эксперимента­тору и видеть ответы других. После серии разминочных заданий каждый из участников обнаруживает, что он от­вечает последним, уже зная (фальсифицированные экспе­риментатором) ответы других испытуемых.

Метод позволяет исследователю предлагать самые раз­личные задания. Кратчфилд тестировал армейских офи­церов, показывая им расположенные рядом звезду и круг. Площадь круга была на треть больше площади звезды. Но в том случае, когда каждый из офицеров был уверен, что все остальные считают площадь звезды боль­шей, 46% отвергало свидетельство своих чувств и присое­динялось к мнению группы. Тестируемые поодиночке, все они отрицали, что утверждение «я сомневаюсь, что могу быть хорошим руководителем» характе­ризует их. Разумеется, — они ведь были командирами. И все же, когда они думали, что все остальные офицеры согласны с таким утверждением, почти в 40% случаев они также соглашались с ним.


 

Тест на конформизм Ричарда Крачфилда

 

Эксперименты Милгрема

 

Различные явления социального влияния, рассмотренные ранее, имеют некоторые общие характеристики. Наиболее важ­ной из них является то, что источники влияния и объекты вли­яния обычно имеют равный статус; давление, обусловленное ис­точником влияния, скорее скрытое, чем явное; источник влияния не предпринимает никаких попыток прямо контролировать и санкционировать сопротивление, которое объекты влияния мо­гут, в конце концов, продемонстрировать. В корне иная ситуация создается, когда источник влияния имеет высокий статус, от­крыто диктует человеку вести себя так, как он себя никогда бы не повел или даже испытывал бы сильное предубеждение про­тив навязываемого образа действий. При этом источник влияния непрерывно контролирует, выполняет ли человек отданные ему приказы. Именно эти условия были воссозданы в знаменитой серии экспериментов по исследованию подчинения авторитету, осуществленных Стенли Милгрэмом в 70-х годах XX в.

Рассмотрим внимательно содержание эксперимента. Через газетное объявление Милгрэм набрал добровольцев, согласивших­ся за четыре доллара участвовать в эксперименте по изучению эффективности методов обучения. Возраст участников экспери­мента варьировался в пределах от 20 до 50 лет, сами участники представляли из себя почти полный диапазон профессиональных типов. Прибыв в лабораторию, испытуемый знакомился с экспе­риментатором, действительно в молодости работавшим учителем биологии, и еще одним «испытуемым», конфедератом, в дейс­твительности бывшим бухгалтером средних лет с симпатичными манерами. Экспериментатор объяснял, что эксперимент касается эффектов наказания при обучении, и что один из испытуемых будет учителем, а другой — учеником. Большинство в результате было отнесено к «учителям». Учителя с учеником приводили, в соседнюю комнату, где ученика ремнями привязывали к креслу, а к запястьям прикрепляли электроды, так как в качестве нака­зания предполагался электрический разряд. Экспериментатор объяснял, что разряды могли быть чрезвычайно болезненными, но не причиняющими непоправимого вреда.

Затем учителя отводили в его собственную комнату, где он получал свои инструкции. Обучение было парно-ассоциативным; всякий раз, когда ученик давал неправильный ответ, учитель должен был его наказывать электрическим разрядом, начиная от 15 вольт, — и дальше с увеличением на 15 вольт за каждую новую ошибку. Для этих целей учитель должен был использовать элек­трический генератор с панелью, на которой находилось тридцать кнопок, отмечавших соответствующие напряжения (от 15 до 450 вольт). Несколько устных замечаний давали испытуемому ясное понимание значений диапазонов электрических разрядов: сла­бые разряды (до 60 вольт), умеренные (до 120), сильные (до 180) и очень сильные (до 240). А затем: интенсивные (до 300), крайне интенсивные (до 360) и «опасно: серьезный разряд». Два пос­ледних уровня разрядов были отмечены символом «XXX». Раз­личные дополнительные особенности придавали электрическому генератору заведомо «реальный» вид. Более того, для демонстра­ции реальности разрядов учитель сам получал образец разряда напряженностью в 45 вольт. Таким образом, были предприняты все необходимые усилия, чтобы создать у испытуемых уверен­ность в реальности происходящего, хотя на самом деле «ученики» не подвергались воздействию электрических разрядов.

После этого можно было приступить к задаче обучения. В хо­де эксперимента конфедерат допускал многочисленные ошибки, тем самым вынуждая испытуемого применять все более сильные разряды. Всякий раз, когда испытуемый колебался или отказы­вался, экспериментатор подгонял его, прибегая максимум к четы­рем приказам, образующим последовательность: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует того, чтобы вы продолжа­ли»; «Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали»; «У вас нет выбора: вы должны продолжать». Эксперимент завершался, когда несмотря на все понукания экспериментатора, испытуемый отказывался продолжать или тогда, когда были испробованы три последние, «крайние», меры. Следуе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...