Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Основные характеристики социальных групп.




ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

1. Значение социологического анализа группы для постановки проблемы группы в социальной психологии.

2. Группа как система деятельности и как субъект деятельности.

3. Общности и группы.

4. Группа и организация. Феномен «группового сознания».

5. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией.

Цель лекции: формирование представлений о типах групп и их классификациях

Ключевые слова (Глоссарий):  группа, классификация групп, малая группа, коллектив, большая социальная группа

Иллюстративный и раздаточный материал: таблица «Классификация групп»; слайды

Список рекомендуемой литературы:

1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

2. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты... М., 2004.

3. Обозов Н. Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1989.

4. Социальная психология / под ред Р. И. Мокшанцева. – Новосибирск, 2001.

Основные характеристики группы

       К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

       То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура " власти", структура коммуникаций.

 

Ролевые конфликты

 

Иногда личность при выполнении той или иной роли оказыва­ется в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов та­ких конфликтов, называемых ролевыми.

Обратимся к соответствующим примерам. Так, руководитель того или иного ранга порой сознает, что его организационная роль в сложившейся ситуации требует решительных действий по ук­реплению дисциплины среди подчиненных — прежде всего, вы­несения различных взысканий, но при этом ему может быть свойственна неприязнь к подобным действиям. Известен случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над определенными лицами, но, как человек ис­ключительно мягкий и жалостливый, он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начи­нающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное Я вступило в конфликт с предписаниями социаль­ной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым.

Приведем пример другого рода. Женщина —- научный сотруд­ник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Все это требует от нее немало времени и сил. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. Если женщи­на в равной степени ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между ее данными ролями. В этом случае предписания различных социальных ролей, вы­полняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Такой конфликт называют межролевым (интерролевым).

Нередко к ролевым конфликтам относят и несовместимость ожиданий, предъявляемых к личности, выполняющей какую-либо социальную роль. Типичный пример — ситуация, в которой оказывается производственный мастер. Специфика его позиции состоит в следующем. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой стороны, рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией. Таким образом, успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновре­менно удовлетворять требованиям и рабочих, и администрации. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Данные нашего исследования на одном из петербургских предприятий говорят о том, что рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей цехов) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства, умение организовать работу и требователь­ность. Рабочие же считают наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую очередь справедливыми, доброжела­тельными, умеющими сохранять спокойствие, сдерживать свое обещание.

В целом материалы этого исследования позволяют говорить об известной разнице в подходе рабочих и руководителей цеха к оценке ролевого поведения мастеров. Оценка, даваемая рабочи­ми, является более дифференцированной. Они воспринимают мастера не только сквозь призму его деловых качеств, но глав­ным образом в зависимости от его отношения к членам бригады (Свенцицкий, 1975).

Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по от­ношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация. Такой конфликт называют внутриролевым (интраролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зависимости от ее индивидуально-психологических особенно­стей и характера ситуации. Это может быть отказ индивида от какой-либо из несовместимых для него ролей, попытки ввести в заблуждение определенную группу лиц в отношении выполне­ния их ожиданий, наконец, уход из данной ситуации (перемена места работы, жительства, развод). Ролевые конфликты приво­дят к повышению степени напряженности личности со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психическими проявлениями, вплоть до заболеваний. Для характеристики дан­ного состояния не без основания порой используется термин " ро­левой стресс".

Одной из причин такого стресса может быть и ролевая пере­грузка. Она наблюдается тогда, когда человек должен выполнять чересчур много социальных ролей. Это требует не только време­ни, но способности личности к быстрой социально-психоло­гической перестройке при переходе от одной роли к другой. Не следует путать ролевую перегрузку с перегрузкой работой. В последнем случае личности предписывается выполнение слиш­ком большого объема работы, но в рамках лишь одной роли. По­добная перегруженность имеет свои собственные проблемы и тоже может служить источником стресса.

В западных работах по организационной психологии порой от­мечается и явление ролевой недогрузки, также приводящее к од­ной из форм ролевого конфликта. При этом конфликт возникает тогда, когда индивид считает, что его ролевые обязанности не по­зволяют ему в полной мере продемонстрировать свои способно­сти. Такое психическое состояние бывает свойственно иногда вы­пускникам вузов, пришедшим на производственное предприятие. Тот или иной молодой специалист может иметь высокий уровень притязаний в отношении творчества и самореализации, но полу­чать только рутинные задания. В подобном случае ролевой кон­фликт оказывает негативное влияние на Я-концепцию, в частно­сти, на самооценку личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...