Упражнение «Анаграммы» «Составляющие режима дня»
Разделить участников, раздать карточки. Составить правильно слова. Из всех слов, необходимо выбрать только компоненты режима дня.
Вывод: Важно сочетать труд и отдых. Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Чтобы сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Обязательно включать в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, плавание, занятия в спортивных секциях. Работа в группах «Составь режим дня». У каждой команды набор карточек. Задание расположить карточки с названиями режимных моментов по порядку и проставить предполагаемое время. 1.Зарядка Обсуждение получившегося режима дня.
Вывод: есть такая пословица «Здоровому все здорово», здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать. Важно правильно организовывать свой режим дня, так как он влияет на здоровье и учёбу. При правильном распределении времени хватает и на учёбу, и на отдых, и на развлечения.
(раздать памятки по режиму дня) Литература: 1.Кодекс здоровья и долголетия. Подростковый возраст. «ГЭОТАР-Медия», 2006г. 2.Куинджи Н.Н.: Валеология. - М.: Аспект Пресс, 2001 3. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. - М.: Аспект Пресс, 2000 4. Волшкова Т. В. «Режим дня в жизни школьников» (м., 1979 г.) 5. Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., Яцышин С.М., Методическое пособие по реализации программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. Москва, 2009г
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Областной центр медицинской профилактики» ____________________________________________________________________________________________________ Профилактическое занятие «Основы личной гигиены» Составители: Гайдук И.Н., заведующая отделением Гринкевич В.Д., инструктор по гигиеническому воспитанию Заходнова М.А., заместитель главного врача по социальной работе Цель: развитие потребности школьников в чистоте и соблюдении правил личной гигиены Задачи: ü способствовать привитию навыков правильного ухода за своим телом и применение их на практике; ü сформировать потребность у школьников соблюдать правила личной гигиены.
Актуальность проблемы. Личная гигиенаявляется системообразующим элементом формирования и обеспечения здорового образа жизни каждого человека. Это раздел гигиены, изучающий и разрабатывающий нормы и правила предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном уровне путем соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и деятельности. Личная гигиена не только составляет основу здорового образа жизни, но и делает эффективными профилактику разных заболеваний. В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности. Чтобы достичь успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний.
Более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается. В процессе осуществления воспитательной работы с детьми, особенно младшего школьного возраста, необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Ход проведения: Групповая дискуссия. Педагог на доске прикрепляет пословицу «Чисто жить – здоровым быть!» Вопросы для обсуждения: - Как вы понимаете эту пословицу? - Почему люди следят за чистотой своего тела? - Какие части тела нужно содержать в чистоте? - Как вы это делаете? - А свою одежду вы тоже содержите в чистоте? как? (ответы детей) Мозговой штурм: «Что такое личная гигиена?»
в центре доски расположена карточка с вопросом «Что такое личная гигиена?». Участникам необходимо на 2 листках написать ответы и прикрепить на доску. Информация для педагога. Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены. Чтобы достичь данной цели необходимо при организации занятий учитывать возрастные особенности детей, их потребность в саморазвитии, игре, подражании. А также использовать различные методы и приемы, способствующие гигиеническому воспитанию школьников. Личная гигиена – это уход за телом (кожа, зубы, волосы), гигиена одежды, обуви, закаливание. Личная гигиена играет большую роль в общении с людьми. Быть чистым и опрятным – значит проявлять уважение к окружающим.
Упражнение «К нам пришла посылка». Заранее готовятся «коробки» (можно мешки) с карточками, на которых изображены предметы: мыло, шампунь, мочалка, полотенце, мазь, лейкопластырь, бинт, карандаш, конфета, жвачка, щетка, салфетки, перчатки и др.
Участников разделить на группы по 4-5 человек, необходимо выбрать из мешка те вещи, которые помогают ухаживать за телом человека. Мини-лекция. Гигиена кожи • Все части тела, которые не защищены одеждой: лицо, шею и руки следует постоянно содержать в чистоте. Лицо, уши и шею нужно мыть утром и вечером, перед сном. Перед сном обязательно нужно мыть ноги прохладной водой. Этим достигается не только чистота, но и закаливание организма. Руки необходимо мыть после прихода с улицы, после каждого посещения туалета, перед едой. Если нет возможности вымыть руки, можно использовать влажные салфетки. • После мытья кожу нужно насухо вытирать чистым полотенцем. • Очень полезно действуют на кожу, укрепляя её и закаляя также весь организм, водные процедуры: обтирание, обливание или душ. Проводят их по утрам, после утренней гимнастики. Начиная водные процедуры, следует применять теплую воду, затем постепенно снижать температуру воды до комнатной, а после длительного применения водных процедур можно снизить температуру ниже комнатной на 2-4°С. После применения водных процедур, необходимо растереть кожу сухим полотенцем. • Особого внимания требует уход за руками и ногтями. Под ногтями легко скапливается грязь, кроме того, там могут оказаться и яйца гельминтов, поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь из-под ногтей специальной щеткой. • Не реже одного раза в неделю (лучше 2-3 раза) нужно обязательно мыть всё тело тёплой водой с мылом (в ванне, бане или душе) и обязательно менять нательное бельё. Порядок мытья должен соблюдаться следующий: сначала нужно вымыть голову в тёплой воде с шампунем, соответствующим вашему типу волос, затем мочалкой с мылом моют шею, туловище и руки и, наконец, ноги. После того как всё тело будет вымыто, нужно окатиться чистой водой. • Гигиена половых органов осуществляется ежедневно. • Здоровые волосы – это показатель хорошего физического здоровья. В волосах, особенно летом, скапливается большое количество пыли. Смешиваясь с потом и кожным салом, пыль образует на коже головы и волосах налёт (плёнку), в котором могут развиваться различные микроорганизмы и паразиты. Особенно тщательно должны ухаживать за волосами девочки. Волосы необходимо ежедневно утром расчёсывать и всё время поддерживать прическу в порядке. Упражнение «Правильный совет». Разделить участников на 3 группы, раздать карточки с заданиями. Дать время для обсуждения, выбрать правильные ответы и обосновать его.
1 группа «Тебя назначили дежурным. Нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки? а) перед чтением книги; 2 группа « Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?» а) положить палец в рот; 3 группа « Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?» Мыло, зубная щетка, шампунь книга, полотенце для рук, мочалка, зубная паста, тапочки, полотенце для тела, расческа, куртка, трусы, рубашка. Мини-лекция. Гигиена зубов и полости рта
· Зубы выглядят чистыми и свободными от зубного камня · Дёсны здоровые, не болят и не кровоточат во время чистки · Отсутствует неприятный запах изо рта Гигиена полости рта делится на профессиональную и индивидуальную. Профессиональную гигиену полости рта осуществляет стоматолог, он же обучает пациента, как правильно проводить индивидуальную гигиену полости рта и пользоваться различными средствами, которые выпускаются для этой цели. Здоровые зубы – это красивая улыбка, свежее дыхание и основа правильного пищеварения. Кариес – это заболевание зубов. Пародонтоз – это заболевание дёсен. Какие предметы необходимо иметь для ухода за полостью рта? Каждый человек должен иметь индивидуальную зубную щётку, которую желательно использовать не более 3 месяцев. Эффективность ухода за зубами и дёснами зависит от зубной щётки. Выбирая зубную щётку, следует учитывать степень её жёсткости. Очень важно правильно выбрать зубную пасту. Зубная паста бывает: гигиенической и лечебно-профилактической. Групповая работа. Р азделить участников на группы. Каждая группа должна составить правила ухода за зубами.
Чтоб улыбки нашей свет сохранить на много лет, вы должны соблюдать правила: 1. Чисти зубы два раза в день;
Вывод: для нашего здоровья очень важно содержать ротовую полость в чистоте, чтобы избежать разных заболеваний, чтобы улыбка была красивой Чистить зубы нам не лень –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|