Мини-лекция. Гигиена одежды и обуви
Одежда необходима для защиты тела человека от холода, ветра, грязи, пыли, укусов насекомых, механических и химических повреждений, сырости и т.д. требования к одежде: - соответствие вещей сезону: в холодный период времени необходимо носить утепленные вещи, а в жаркую пору более легкие, в которых вам будет удобно и комфортно; - соответствие одежды своему предназначению: для занятий спортом требуется спортивный костюм, не вызывающий дискомфорта и не стесняющий движений; - следует отдавать предпочтение вещам, изготовленным из натуральных тканей, т.к. - одежду следует регулярную стирать, необходимо ежедневно менять нижнее белье, носки, гольфы и колготы. Запрещается ношение чужой одежды и обуви; - должна быть удобная и свободная обувь, которая соответствует конфигурации и размеру ноги, климату, погоде, роду деятельности человека. Если обувь неудобна, она может стать причиной возникновения трещин и мозолей. От обуви очень часто зависит хорошее самочувствие и настроение. Стоит всегда помнить, что за обувью нужно ухаживать — чистить, сушить и наносить крем. Групповая работа. Р азделить участников на группы. Каждой группе дать задание: выбрать и написать список вещей, которые нужно взять в поход, в поездку на море и т.д.
Гигиена жилища • для поддержания чистоты жилища нужно ежедневно вытирать пыль, подметать пол влажной щеткой (мыть пол следует не реже одного раза в неделю), по мере загрязнения, мыть окна. Мягкую мебель и ковры лучше чистить пылесосом; • чтобы воздух был всегда чистым, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая форточку на 30 минут не менее трех раз в день: утром во время зарядки, при уборке помещения и перед сном;
• летом окна следует держать открытыми; • в комнатах по возможности должна поддерживаться постоянная, комнатная температура воздуха: в теплое время года — от 22 до 25°С, в зимнее время от 20 до 22°С (но не ниже 18°С); • особенно тщательно следует убирать кухню. Для предупреждения появления мух, тараканов, грызунов не следует оставлять в открытом виде пищу и грязную посуду, пищевые отходы нужно собирать в закрывающееся ведро и своевременно их выбрасывать. Ванну следует мыть после каждого пользования. Унитазы мыть ежедневно специальной щеткой Литература:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Областной центр медицинской профилактики» ______________________________________________________________________________________________________________
Профилактическое занятие «Основы правильного питания» Составители: Гринкевич В.Д., инструктор по гигиеническому воспитанию И.Н. Гайдук, заведующая отделением
Цель: формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью; освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Задачи: ü Расширить знания школьников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила.
ü Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты. ü Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. Актуальность проблемы Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения. Для школьников проблема питания стоит особенно остро. В связи с недостатком времени. Характерен в основном сидячий образ жизни гиподинамия. В сочетании с плохим рационом питания это пагубно влияет на организм и его состояние. Школьная пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период учебы, значительно увеличивается. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Ход проведения: Групповая дискуссия: Педагог зачитывает строки из стихотворения К.И. Чуковского "Барабек" и предлагает ответить на вопросы. Желательно, чтобы была возможность высказаться всем. Робин Бобин Барабек Вопросы для обсуждения: - Почему заболел живот у Робина Бобина? - Чем опасно переедание? Упражнение «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина?» Педагог предлагает детям на циферблате часов правильно указать время завтрака, обеда, полдника и ужина.
Информация для педагога Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки. Перерывы между приемами пищи — не более 4—5 часов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста и созревания систем, происходит перестройка обмена веществ и т. д. Все это требует большого расхода энергии и, соответственно, потребления пищи. Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25—30% на завтрак, 35—50% на обед, 5—10% на полдник, 20—25% на ужин. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион питания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня. Рацион питания должен строиться с учетом веса и типа телосложения ребенка. ТИПОВОЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Завтрак дома 7.30 — 8.00 Горячий завтрак в школе 11.00 — 11.30 Обед дома 14.00 — 14.30 Полдник 16.30 — 17.00 Ужин 19.00 — 19.30
Групповая дискуссия «Режим питания школьника» (предложен Максимовой Т. В., школа № 376, г. Пермь). Педагог зачитывает вопросы и дает возможность учащимся высказать свое мнение. Когда обсуждение будет закончено, сообщает правильный ответ. Вопросы для обсуждения: 1). Сколько раз в день школьник должен принимать пищу? а) 2 раза; б) 4—5 раз; в) 7 раз. 2). Перерывы между едой должны быть не больше: а) 1 часа; б) 3—4 часов; в) 6 часов. 3). Можно ли обойтись без завтрака в школе? а) да; б) нет; в) не знаю. 14). Нужно питаться в одно и то же время, потому что: а) организму нужна пища; б) желудок начинает вырабатывать желудочный сок; в) так хочет мама.
Мозговой штурм «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Педагог задает участникам вопрос: прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть - почему так говорят? (необходимо записать ответы на доске) Упражнение «Самые полезные продукты» 1. Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю______________, потому что это ______________. 2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю______________, потому что это ______________. 3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю______________, потому что это ______________. Мини-лекция. Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным. НИИ Питания РАМН, разработал пирамиду здорового питания, состоящую из пяти групп пищевых продуктов. «Пирамида Здорового Питания» наиболее наглядно показывает правильное и сбалансированное питание: - хлеб, зерновые и мучные изделия, крупы – 40%; - фрукты, овощи и зелень – 30%; - молоко, кисломолочные продукты, сыры – 12,5%; - мясо, птица, рыба, субпродукты, бобы, яйца – 12,5%; - жиры, сладости, закуски – не более 5% Вывод: За многие годы были сформулированы три основных правила в питании разнообразие, умеренность и своевременность.
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» Необходимо среди участников распределить роли «Продавец» и «Покупатели», «Кассир» и т.д. «Покупатели» не только выбирают продукты, но и объясняют свой выбор. На «продуктах» (карточках с их изображениями или названиями) указать калорийность. Предложить участникам приобрести продукты: для завтрака, обеда, ужина.
Упражнение «Приготовь блюдо». Разделите участников на группы по 3-5 человек, одна из которых «Эксперты». Н а столе лежат карточки с названием продуктов: вода, молоко, чай; картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис; соль, сахар; майонез, сметана, вода, молоко; макароны, рис, пшено, гречка; соль, сахар, масло растительное, масло сливочное, чипсы, Кока-кола, кетчуп, перец, зелень, колбаса, огурец, чеснок и т.д. Из перечисленных продуктов группам необходимо приготовить блюда: Борщ Гречневая каша Омлет Пельмени Салат «Оливье» «Эксперты» оценивают работу групп и делают выводы. Упражнение «Чем не стоит делиться» На столе разложены: вилка, ножик, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко. Педагог просит поделиться с ней предметами, лежащими на столе. Участники должны определить — чем можно делиться и чем нельзя и как правильно это делать. Необходимо выслушать разные варианты ответов. В ходе обсуждения следует обратить внимание на то, как следует разделить яблоко, шоколадку (нельзя откусывать, нужно разломить или воспользоваться ножом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|