Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мини-лекция. Гигиена одежды и обуви




Одежда необходима для защиты тела человека от холода, ветра, грязи, пыли, укусов насекомых, механических и химических повреждений, сырости и т.д.

требования к одежде:

-

соответствие вещей сезону: в холодный период времени необходимо носить утепленные вещи, а в жаркую пору более легкие, в которых вам будет удобно и комфортно;

- соответствие одежды своему предназначению: для занятий спортом требуется спортивный костюм, не вызывающий дискомфорта и не стесняющий движений;

- следует отдавать предпочтение вещам, изготовленным из натуральных тканей, т.к.
в ней вам должно быть удобно ходить и дышать.

- одежду следует регулярную стирать, необходимо ежедневно менять нижнее белье, носки, гольфы и колготы. Запрещается ношение чужой одежды и обуви;
- одежда должна быть своего размера, чтобы не испытывать неудобств во время ее ношения;

- должна быть удобная и свободная обувь, которая соответствует конфигурации и размеру ноги, климату, погоде, роду деятельности человека. Если обувь неудобна, она может стать причиной возникновения трещин и мозолей. От обуви очень часто зависит хорошее самочувствие и настроение. Стоит всегда помнить, что за обувью нужно ухаживать — чистить, сушить и наносить крем.

Групповая работа. Р азделить участников на группы. Каждой группе дать задание: выбрать и написать список вещей, которые нужно взять в поход, в поездку на море и т.д.

 

Гигиена жилища

• для поддержания чистоты жилища нужно ежедневно вытирать пыль, подметать пол влажной щеткой (мыть пол следует не реже одного раза в неделю), по мере загрязнения, мыть окна. Мягкую мебель и ковры лучше чистить пылесосом;

• чтобы воздух был всегда чистым, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая форточку на 30 минут не менее трех раз в день: утром во время зарядки, при уборке помещения и перед сном;

• летом окна следует держать открытыми;

• в комнатах по возможности должна поддерживаться постоянная, комнатная температура воздуха: в теплое время года — от 22 до 25°С, в зимнее время от 20 до 22°С (но не ниже 18°С);

• особенно тщательно следует убирать кухню. Для предупреждения появления мух, тараканов, грызунов не следует оставлять в открытом виде пищу и грязную посуду, пищевые отходы нужно собирать в закрывающееся ведро и своевременно их выбрасывать. Ванну следует мыть после каждого пользования. Унитазы мыть ежедневно специальной щеткой

Литература:

  1. Вейн А.М. Бодрствование и сон: – М., Знание, 1991.
  2. Кальченко Е.И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников – Н. Просвещение, 1994.
  3. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1989.
  4. Коростелёв Н.П., Калашникова С.В. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы: – Н. 1976.
  5. Лукъяненко В.П. Формирование здорового образа жизни. – М. 2001.
  6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М. 1989.
  7. Шалева С.П. Гигиена школьников. - Н. 1997.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Областной центр медицинской профилактики»

______________________________________________________________________________________________________________

 

Профилактическое занятие «Основы правильного питания»

Составители: Гринкевич В.Д., инструктор по гигиеническому воспитанию

И.Н. Гайдук, заведующая отделением

 

Цель: формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью; освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

ü Расширить знания школьников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила.

ü Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты.

ü Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Актуальность проблемы

Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения.
Здоровое питание требует потребления с пищей необходимого количества энергии, а также достаточного потребления незаменимых пищевых веществ, в число которых входят витамины, микроэлементы, незаменимые аминокислоты и незаменимые жирные кислоты. Потребности человека в различных пищевых веществах связаны с его энергетическими потребностями, возрастом, полом, ростом и весом. На потребность в пищевых веществах влияют также такие факторы образа жизни, как уровень физической активности, стресс, курение, потребление алкоголя. Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях. Вот почему здоровое питание возможно только при потреблении разнообразных пищевых продуктов. Проблема здорового питания одна из самых актуальных в наши дни. Полноценное питание предусматривает потребление достаточного количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов для нормального функционирования организма в целом. Многие болезни желудочно-кишечного тракта «молодеют» - это гастриты, язвенная болезнь желудка, различные нарушения обмена веществ. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония — все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека.

Для школьников проблема питания стоит особенно остро. В связи с недостатком времени. Характерен в основном сидячий образ жизни гиподинамия. В сочетании с плохим рационом питания это пагубно влияет на организм и его состояние. Школьная пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период учебы, значительно увеличивается. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.

Ход проведения:

Групповая дискуссия: Педагог зачитывает строки из стихотворения К.И. Чуковского "Барабек" и предлагает ответить на вопросы. Желательно, чтобы была возможность высказаться всем.

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит".

Вопросы для обсуждения:

- Почему заболел живот у Робина Бобина?

- Чем опасно переедание?

Упражнение «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина?»

Педагог предлагает детям на циферблате часов правильно указать время завтрака, обеда, полдника и ужина.

 

Информация для педагога

Режим питания предполагает прием пищи в определенное время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 раз в сутки. Перерывы между приемами пищи — не более 4—5 часов. Это объясняется тем, что в организме ребенка происходят активные процессы роста и созревания систем, происходит перестройка обмена веществ и т. д. Все это требует большого расхода энергии и, соответственно, потребления пищи.

Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25—30% на завтрак, 35—50% на обед, 5—10% на полдник, 20—25% на ужин.

Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион питания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня. Рацион питания должен строиться с учетом веса и типа телосложения ребенка.

ТИПОВОЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Завтрак дома 7.30 — 8.00

Горячий завтрак в школе 11.00 — 11.30

Обед дома 14.00 — 14.30

Полдник 16.30 — 17.00

Ужин 19.00 — 19.30

 

Групповая дискуссия «Режим питания школьника» (предложен Максимовой Т. В., школа № 376, г. Пермь). Педагог зачитывает вопросы и дает возможность учащимся высказать свое мнение. Когда обсуждение будет закончено, сообщает правильный ответ.

Вопросы для обсуждения:

1). Сколько раз в день школьник должен принимать пищу?

а) 2 раза;

б) 4—5 раз;

в) 7 раз.

2). Перерывы между едой должны быть не больше:

а) 1 часа;

б) 3—4 часов;

в) 6 часов.

3). Можно ли обойтись без завтрака в школе?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

14). Нужно питаться в одно и то же время, потому что:

а) организму нужна пища;

б) желудок начинает вырабатывать желудочный сок;

в) так хочет мама.

 

Мозговой штурм «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

Педагог задает участникам вопрос: прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть - почему так говорят? (необходимо записать ответы на доске)

Упражнение «Самые полезные продукты»

1. Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю______________, потому что это ______________.

2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю______________, потому что это ______________.

3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю______________, потому что это ______________.

Мини-лекция. Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.

НИИ Питания РАМН, разработал пирамиду здорового питания, состоящую из пяти групп пищевых продуктов.

«Пирамида Здорового Питания» наиболее наглядно показывает правильное и сбалансированное питание: - хлеб, зерновые и мучные изделия, крупы – 40%;

- фрукты, овощи и зелень – 30%;

- молоко, кисломолочные продукты, сыры – 12,5%;

- мясо, птица, рыба, субпродукты, бобы, яйца – 12,5%;

- жиры, сладости, закуски – не более 5%

Вывод: За многие годы были сформулированы три основных правила в питании разнообразие, умеренность и своевременность.

 

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

Необходимо среди участников распределить роли «Продавец» и «Покупатели», «Кассир» и т.д. «Покупатели» не только выбирают продукты, но и объясняют свой выбор. На «продуктах» (карточках с их изображениями или названиями) указать калорийность. Предложить участникам приобрести продукты: для завтрака, обеда, ужина.

Упражнение «Приготовь блюдо». Разделите участников на группы по 3-5 человек, одна из которых «Эксперты». Н а столе лежат карточки с названием продуктов: вода, молоко, чай; картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис; соль, сахар; майонез, сметана, вода, молоко; макароны, рис, пшено, гречка; соль, сахар, масло растительное, масло сливочное, чипсы, Кока-кола, кетчуп, перец, зелень, колбаса, огурец, чеснок и т.д.

Из перечисленных продуктов группам необходимо приготовить блюда:

Борщ

Гречневая каша

Омлет

Пельмени

Салат «Оливье»

«Эксперты» оценивают работу групп и делают выводы.

Упражнение «Чем не стоит делиться»

На столе разложены: вилка, ножик, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко.

Педагог просит поделиться с ней предметами, лежащими на столе. Участники должны определить — чем можно делиться и чем нельзя и как правильно это делать. Необходимо выслушать разные варианты ответов.

В ходе обсуждения следует обратить внимание на то, как следует разделить яблоко, шоколадку (нельзя откусывать, нужно разломить или воспользоваться ножом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...