Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Психолого- педагогические основы работы с детьми и подростками




Психологический комфорт - важное условие эффективного
отдыха детей

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами летнего отдыха. Отдых в детском лагере таит в себе целый ряд уникальных возможностей для ребенка:

- освоить современные формы организации отдыха, заложить основы культуры отдыха, развлечений, досуга;

- приобрести опыт самостоятельности и ответственности в условиях, когда ситуация совместного проживания со сверстниками, вдали от дома и опеки родителей позволяет ему освоить способы сотрудничества со сверстниками, совершенствовать умения принятия самостоятельных решений;

- получить возможность искреннего, дружеского      общения со

взрослыми;

- раскрыть собственные потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, завоевать уважение сверстников и взрослых, приобрести новые интересы, ощутить востребованность уже имеющихся умений.

Как видим, временное объединение детей в детском оздоровительном лагере открывает перед личностью ребенка позитивные возможности развития, отсутствующие в условиях стационарного коллектива.

Учитывая вышеизложенное, педагогический коллектив лагеря должен уделять особое внимание сохранению и укреплению психического здоровья детей, важным составным компонентом которого является психологический комфорт (эмоциональное благополучие). Как показывает практика, если нет эмоционального благополучия у личности соответственно - нет и развития, поскольку человек в этом случае тратит больше сил на защиту, а не на действительное свое развитие. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий эффективного отдыха детей.

Термином «эмоциональное благополучие» называют удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, ее защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие. Ряд авторов (О. А. Воробьева и др. ) трактуют его как ощущения, переживания, эмоции, общая оценка ребенком своего пребывания где-либо, в данном случае в лагере. Соответственно мы можем сказать, что психологический комфорт отражает эмоциональное состояние личности в данном конкретном промежутке времени в условиях детского оздоровительного лагеря.

Понятие психологического комфорта (эмоциональное благополучие) тесно связано с такой категорией как психологический климат. Согласно словарю климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. Благоприятный социально­психологический климат характеризуется внутренним спокойствием, высоконравственной                                       атмосферой,       дружелюбием,      взаимной

требовательностью (вместе с тем личностные потребности и интересы его членов могут быть и неудовлетворенны из-за того, что какие-то компоненты «климата» не в полной мере развиты) и выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью.

Обобщение позиций ряда ученых (Л. И. Божович, А. В. Воронина, П. В. Симонов и др. ) позволяет определить понятие «психолого-педагогический комфорт в детском оздоровительном лагере» как такое нравственно­эмоциональное состояние коллектива лагеря (детского и взрослого) в котором находят удовлетворение и оптимальное развитие содержательные интересы и потребности субъектов воспитательного процесса, как со стороны внешних бытовых условий их жизни, так и со стороны их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к детскому отдыху, к работе, к окружающим событиям.

Психологический комфорт неразрывно связан со своим противоположным понятием - дискомфорт (тревога, беспокойство, неуверенность в своих силах, озабоченность, страх и другие отрицательные переживания).

Структура психолого-педагогического комфорта в детском оздоровительном лагере включает необходимое и достаточное количество взаимосвязанных содержательных компонентов:

1. Социально-психологический: директор лагеря; педагогический

коллектив; организационная культура лагеря как образовательного учреждения; социальный контроль; оптимальные межличностные отношения.

2. Личностный: особенности личностного поведения детей и взрослых в течение всего времени пребывания в лагере.

      3. Технологический: педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, педагогика свободы, развивающий характер способов организации и условий проведения летнего отдыха детей, психолого-­педагогическая диагностика.

      4. Материально-бытовой: архитектура и дизайн лагеря, бытовые удобства в лагере.

Каждая из этих структурных единиц имеет свои внутренние и внешние особенности, свое содержание. Дискомфортное состояние в ДОЛ может возникнуть, тогда, когда имеется явное преобладание в развитии какой-либо стороны комфорта. В практической жизнедеятельности детских оздоровительных лагерей всегда имеются незначительные отклонения в развитии содержательных, внутренних или внешних сторон психолого­педагогического комфорта. Незначительные отклонения в развитии одной из сторон должны компенсироваться повышенным развитием других сторон.

Выделим группы факторов, влияющих на психологический комфорт в детском оздоровительном лагере.

Первая группа связана с деятельностью взрослых. Работа детских оздоровительных лагерей требует достаточно большого количества специалистов, которым в течение короткой смены необходимо организовать детский коллектив и работать с ним.

Вполне очевидно, что действия, установки и позиции, нормы и правила, которых придерживаются педагоги (прежде всего воспитатели и вожатые) во взаимодействии с детьми и другими взрослыми имеют огромное значение для создания психологической комфортной среды в лагере. Тип взаимодействия взрослого с воспитанником в лагере является основным фактором, влияющим как на эмоциональное благополучие, так и на развитие ребенка в лагере.

Успешность работы взрослых в детском оздоровительном лагере во многом зависит от уровня развития следующих умений:

- взаимодействовать с детьми различных социальных групп;

- создавать каждому ребенку ситуации успеха и ощущение принятости;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитанников с этой целью осуществлять скрининговые диагностические процедуры;

- организовывать досуг детей и грамотного объединять их в досуговые общности;

- позитивно разрешать конфликтные ситуации;

- оказывать психолого-педагогическую поддержку воспитанникам и др.

Совершенно очевидно, что педагогический персонал детского оздоровительного лагеря должен работать как команда профессионалов, имеющих необходимую подготовку для работы в условиях, которые характеризуются интенсивностью процессов общения, многообразием и вариативностью межличностных       взаимодействий,                                 высокой

эмоциональностью, автономностью существования, сборностью состава членов сообщества детей и взрослых, кратковременностью его существования.

Вторая группа факторов раскрывает специфику взаимоотношений в детском коллективе. Психическое, социальное и физическое развитие детей связано с тем, как складываются их отношения со сверстниками. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоционального отношения (симпатии-антипатии и т. п. ) детей друг к другу оказывают существенное влияние на характер их взаимодействия, регулируют                      межличностное   общение   в   детской  группе.

Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций (развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций).

В этой связи руководителю детского временного коллектива важно учитывать влияние детского коллектива на личность каждого ребенка, так как потребность в психологическом комфорте является одной из актуальных в течение всего времени пребывания воспитанника в лагере.

Таким образом, особенности жизни в детском оздоровительном лагере, актуализируют проблему создания условий для психологического комфорта воспитанников, который может рассматриваться одним из критериев качества организации летнего отдыха детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...