Раздел II. Психолого- педагогические основы работы с детьми и подростками
Психологический комфорт - важное условие эффективного Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами летнего отдыха. Отдых в детском лагере таит в себе целый ряд уникальных возможностей для ребенка: - освоить современные формы организации отдыха, заложить основы культуры отдыха, развлечений, досуга; - приобрести опыт самостоятельности и ответственности в условиях, когда ситуация совместного проживания со сверстниками, вдали от дома и опеки родителей позволяет ему освоить способы сотрудничества со сверстниками, совершенствовать умения принятия самостоятельных решений; - получить возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми; - раскрыть собственные потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, завоевать уважение сверстников и взрослых, приобрести новые интересы, ощутить востребованность уже имеющихся умений. Как видим, временное объединение детей в детском оздоровительном лагере открывает перед личностью ребенка позитивные возможности развития, отсутствующие в условиях стационарного коллектива. Учитывая вышеизложенное, педагогический коллектив лагеря должен уделять особое внимание сохранению и укреплению психического здоровья детей, важным составным компонентом которого является психологический комфорт (эмоциональное благополучие). Как показывает практика, если нет эмоционального благополучия у личности соответственно - нет и развития, поскольку человек в этом случае тратит больше сил на защиту, а не на действительное свое развитие. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий эффективного отдыха детей.
Термином «эмоциональное благополучие» называют удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, ее защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие. Ряд авторов (О. А. Воробьева и др. ) трактуют его как ощущения, переживания, эмоции, общая оценка ребенком своего пребывания где-либо, в данном случае в лагере. Соответственно мы можем сказать, что психологический комфорт отражает эмоциональное состояние личности в данном конкретном промежутке времени в условиях детского оздоровительного лагеря. Понятие психологического комфорта (эмоциональное благополучие) тесно связано с такой категорией как психологический климат. Согласно словарю климат социально-психологический [от греч. klima — наклон] — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития. Благоприятный социальнопсихологический климат характеризуется внутренним спокойствием, высоконравственной атмосферой, дружелюбием, взаимной требовательностью (вместе с тем личностные потребности и интересы его членов могут быть и неудовлетворенны из-за того, что какие-то компоненты «климата» не в полной мере развиты) и выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью. Обобщение позиций ряда ученых (Л. И. Божович, А. В. Воронина, П. В. Симонов и др. ) позволяет определить понятие «психолого-педагогический комфорт в детском оздоровительном лагере» как такое нравственноэмоциональное состояние коллектива лагеря (детского и взрослого) в котором находят удовлетворение и оптимальное развитие содержательные интересы и потребности субъектов воспитательного процесса, как со стороны внешних бытовых условий их жизни, так и со стороны их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к детскому отдыху, к работе, к окружающим событиям.
Психологический комфорт неразрывно связан со своим противоположным понятием - дискомфорт (тревога, беспокойство, неуверенность в своих силах, озабоченность, страх и другие отрицательные переживания). Структура психолого-педагогического комфорта в детском оздоровительном лагере включает необходимое и достаточное количество взаимосвязанных содержательных компонентов: 1. Социально-психологический: директор лагеря; педагогический коллектив; организационная культура лагеря как образовательного учреждения; социальный контроль; оптимальные межличностные отношения. 2. Личностный: особенности личностного поведения детей и взрослых в течение всего времени пребывания в лагере. 3. Технологический: педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, педагогика свободы, развивающий характер способов организации и условий проведения летнего отдыха детей, психолого-педагогическая диагностика. 4. Материально-бытовой: архитектура и дизайн лагеря, бытовые удобства в лагере. Каждая из этих структурных единиц имеет свои внутренние и внешние особенности, свое содержание. Дискомфортное состояние в ДОЛ может возникнуть, тогда, когда имеется явное преобладание в развитии какой-либо стороны комфорта. В практической жизнедеятельности детских оздоровительных лагерей всегда имеются незначительные отклонения в развитии содержательных, внутренних или внешних сторон психологопедагогического комфорта. Незначительные отклонения в развитии одной из сторон должны компенсироваться повышенным развитием других сторон. Выделим группы факторов, влияющих на психологический комфорт в детском оздоровительном лагере. Первая группа связана с деятельностью взрослых. Работа детских оздоровительных лагерей требует достаточно большого количества специалистов, которым в течение короткой смены необходимо организовать детский коллектив и работать с ним.
Вполне очевидно, что действия, установки и позиции, нормы и правила, которых придерживаются педагоги (прежде всего воспитатели и вожатые) во взаимодействии с детьми и другими взрослыми имеют огромное значение для создания психологической комфортной среды в лагере. Тип взаимодействия взрослого с воспитанником в лагере является основным фактором, влияющим как на эмоциональное благополучие, так и на развитие ребенка в лагере. Успешность работы взрослых в детском оздоровительном лагере во многом зависит от уровня развития следующих умений: - взаимодействовать с детьми различных социальных групп; - создавать каждому ребенку ситуации успеха и ощущение принятости; - учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитанников с этой целью осуществлять скрининговые диагностические процедуры; - организовывать досуг детей и грамотного объединять их в досуговые общности; - позитивно разрешать конфликтные ситуации; - оказывать психолого-педагогическую поддержку воспитанникам и др. Совершенно очевидно, что педагогический персонал детского оздоровительного лагеря должен работать как команда профессионалов, имеющих необходимую подготовку для работы в условиях, которые характеризуются интенсивностью процессов общения, многообразием и вариативностью межличностных взаимодействий, высокой эмоциональностью, автономностью существования, сборностью состава членов сообщества детей и взрослых, кратковременностью его существования. Вторая группа факторов раскрывает специфику взаимоотношений в детском коллективе. Психическое, социальное и физическое развитие детей связано с тем, как складываются их отношения со сверстниками. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоционального отношения (симпатии-антипатии и т. п. ) детей друг к другу оказывают существенное влияние на характер их взаимодействия, регулируют межличностное общение в детской группе.
Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций (развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций). В этой связи руководителю детского временного коллектива важно учитывать влияние детского коллектива на личность каждого ребенка, так как потребность в психологическом комфорте является одной из актуальных в течение всего времени пребывания воспитанника в лагере. Таким образом, особенности жизни в детском оздоровительном лагере, актуализируют проблему создания условий для психологического комфорта воспитанников, который может рассматриваться одним из критериев качества организации летнего отдыха детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|