Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективный рост участников смены




Коллективный рост участников смены

 

Коллективный рост определяется по методике Лутошкина.

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь - никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок - отнесёт часть песка. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Важны такие характеристики:

· в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

· дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

· во главе коллектива - знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;

· у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;

· большинство ребят огорчают неудачи отряда; хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;

· не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

«Горящий факел».   В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.


РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

КАМПАНИИ

Педагогическая диагностика в работе воспитателя детского лагеря

Проблема использования диагностики в своей педагогической деятельности практически всегда возникает перед каждым педагогом, воспитателем, вожатым.

Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследования, а в то время как первые - тенденции формирующихся характеристик. Педагогу крайне необходимо знать о ходе развития некоторых характеристик более, чем о самих характеристиках. Это позволяет ему постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать формы работы с детьми и подростками, изменять содержание этой работы.

Педагогические методики «вплетены» в воспитательный процесс. С точки зрения воспитательных целей эти методики служат средством формирования ценностных ориентаций, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.

Педагогические методики, как правило, выступают для детей в своей скрытой форме, предъявляются ребятам либо как игра, либо как проверка собственных сил, либо как состязание. В любом случае педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и то, что воспитатель производит тщательный отсчет и анализ получаемых результатов, не должно быть известно детям.

Педагогические методики        просты, необъемны, технически

необременительны и экономны. Правда, это достоинство имеет и отрицательную сторону: получаемые результаты грубы и общи. Однако мы уже сказали, что назначение этих методик не в создании тонких индивидуальных характеристик, а в выявлении развивающихся тенденций, поэтому отмеченный недостаток не препятствует их использованию. Кроме того, педагогические методики интересны и увлекательны для детей, как по форме, так и по содержанию. Эта черта, с одной стороны, облегчает работу педагога, желающего провести исследование, а с другой стороны, усложняет дело, потому что дети «тиражируют» методики в своем кругу, воспроизводя их среди друзей. Тем самым педагог вынужден вновь и вновь создавать новые вариации методик.

Представленные ниже педагогические методики диагностической работы с подростками, используемые в практике воспитателей детских лагерей, позволят педагогу-новичку опереться на накопленный опыт, избрать то, что наиболее соответствует конкретным обстоятельствам, но не избавят его от строгой необходимости самостоятельного анализа всех педагогических условий, в которых разворачивается его педагогическая деятельность.

    Методика " Недописанный тезис"

    Эта методика заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:

- Хороший детский лагерь - это...

- Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно...

- Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то...

- Самое главное в жизни нашего отряда - это...

- В нашем детском лагере больше всего ценится...

- Больше всего меня радует (огорчает)...

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она всегда вызывает интерес у ребят и позволяет получить качественную информацию, так как рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса иногда звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам:                                 " положительная",   " отрицательная",   " неясная".

Сопоставление по этим трем характеристикам взглядов подростков дает интересную картину.

Интересен также противоположный вариант использования методики - «не начатый тезис», когда подросткам предлагается придумать начало фраз, например:

-  …………………………………………………и тогда всем стало хорошо!

-  …………………………………………и я почувствовал себя счастливым.

- …………………………………………………. потому что это - наше дело.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...