Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Игра в слова».   Наш отряд - это и ребята. Они собрались для того, чтобы и , провести время и научиться. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что и. Наш отряд объединяет мальчишек и девчонок, а также вожатых, которые здесь в детском лагере «Колос




      «Игра в слова»

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях, так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:

    Наш отряд - это и ребята. Они собрались для того, чтобы и, провести время и научиться. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что и. Наш отряд объединяет мальчишек и девчонок, а также вожатых, которые здесь в детском лагере «Колос». Наши вожатые помогают нам в и нам вместе с ними и.

Обработка результатов данной методики аналогична предыдущей, однако вожатому необходимо помнить, что групповое заполнение карточки, как правило, сопровождается общим весельем и не всегда отражает объективный портрет, а, напротив, желаемый.

     Игра «Цветик-семи цветик»

Цель: определение направленности потребностей, устремлений младшего подростка по его заветным желаниям.

Ребятам читается (или напоминается) известная сказка В. Катаева «Цветик-семи цветик». (Возможен просмотр мультфильма или диафильма).

Каждому из подростков предлагается сделанный из бумаги цветик- семи цветик и дается возможность поставить себя на место девочки из сказки и задумать желания. Желания пишутся на лепестках или проговариваются вслух в момент отрывания лепестка по данному в сказке стихотворному образцу: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы... »

Наши советы: проводящему игру надо фиксировать желания ребят в заранее подготовленной таблице:

Фамилия, имя

Желания

 

 

По итогам игры хорошо бы определить не только направленность желаний каждого подростка (на себя, на людей вообще, на свой коллектив, на близких людей), но и степень ценностного единства всех ребят по схожести желаний.

Данные таблицы можно проанализировать и по вертикальным столбцам. Если в детском объединении существуют сложившиеся микро группы, то можно провести также вариант игры, составляя цветочки коллективно. При этом каждый ребенок получает лепесток определенного цвета, записывает на нем свое желание одновременно с другими ребятами своей микро группы (звена, группы тесного дружеского общения), - в итоге получается «семи цветик» (или «пяти цветик», или «четырехцветик»), отражающий групповые ценности, групповое ценностное единство или разобщенность.

     Методика «Радости и огорчения»

Цель: 1. Выявление ценностных ориентаций подростков.

2. Определение роли детского объединения в жизни подростка

Работа с данной методикой может быть организована несколькими способами:

а) каждому подростку предлагается дописать два предложения:

Больше всего меня радует...

Больше всего меня огорчает...

б) работу организуется по микро группам. Лист ватмана в зависимости от количества челнов микро группы делится на сектора. Каждый подросток в своем секторе с помощью рисунков или словосочетаний выражает свои радости и огорчения.

Наши советы: При анализе можно выделить следующие группы ответов:

- радости и огорчения, связанные с собственной жизнью;

- радости и огорчения, связанные со своим коллективом, его деятельностью, взаимоотношениями, успехами и неудачами;

- радости и огорчения, связанные с различными социально-политическими явлениями.

Сравнение группы ответов позволит сделать вывод, играет ли в жизни подростка коллектив какую-то заметную роль.

Если работа организована по микро группам, то дополнительно можно пронаблюдать взаимоотношения между подростками.

    Методика «Забор мнений»

Цель: выявление авторитета выбранных органов самоуправления и определение перспектив совершенствования его работы.

На доске, стене, в отрядном уголке и т. п. вывешиваются узкие вертикальные листы, озаглавленные «Если бы я стал лидером, я бы предложил, организовал, изменил. », «Я хочу посоветовать нашему лидеру. », «Для того, чтобы ребята уважали лидера, надо. ». Каждый подросток получает возможность записать на каждом листке свое мнение.

Наши советы:

1. Важно создать положительный эмоциональный настрой детского объединения на работу с этой методикой.

2. Если отряд испытывает трудности в определении содержания деятельности, есть конфликты во взаимоотношениях и т. п. - можно использовать принцип «Забора мнений» и по многим вопросам организации деятельности и общения в детском объединении.

     Методика «Цвет опись»

Цель: использование наглядных средств в оценке проведенных дел, выявлении эмоционального состояния человека в процессе жизнедеятельности организации. С помощью цвет описи может быть определено общее эмоциональное состояние коллектива.

1. Перед проведением дела ребят предупреждают, что по его окончании необходимо будет цветом оценить прошедшее дело, называют параметры оценки. Они могут быть различными:

а) с точки зрения качества дел, например:

- дело получилось качественно;

- было хорошо, но были и неудачные моменты;

- получилось «ничего», было немало недостатков;

- в основном дело не удалось, хотя были и отдельные удачные моменты;

- дело полностью не удалось

б) с точки зрения произведенного делом впечатления:

- дело очень понравилось,

- понравилось, но не все,

- не очень понравилось,

- не понравилось вовсе.

Каждый параметр оценки       знаменуется своим цветом. После

завершения дела все ребята, выходя из зала, проходят у плаката с разъяснением критериев оценки, берут один квадратик бумаги того цвета, который соответствует их оценке дела и опускают в специальный ящик. После этого подсчитываются результаты, создается графическое изображение - радуга, салют, букет цветов, по которому наглядно видно, как оценено дело.

   Наши советы:

  Определитесь, какой аспект оценки вам важнее (по качеству или по эмоциональному восприятию). Оба аспекта лучше не закладывать в условия вместе - ребята могут ошибиться.

   Разъясните ребятам, что оценивают они дело индивидуально.

   Следите за тем, чтобы каждый брал лишь один цветной квадратик

   Не считайте за труд первое время вновь и вновь повторять условия оценки. Используйте цветовые картинки (радуги), полученные при подведении итогов работы.

2. Каждому ребенку выдается карточка, разграфленная по числу дней жизни коллектива (например, в лагере) и разъясняется, что каждый вечер он будет приклеивать (закрашивать) в графу прожитого дня цветной квадратик, соответствующий его настроению. Например: бодрое, приподнятое, веселое, радостное, спокойное, тревожное, неудовлетворенное и т. д.

Каждый вечер происходит заполнение карточки, она сдается вожатому, который проводит анализ, сравнивая самооценку ребят со своими наблюдениями, что может помочь ему правильно построить свои взаимоотношения с ребятами завтра.

Кроме того, анализ, и проводимый день за днем, наложенный на анализ проведенных дел, наблюдения и др. методы исследования, позволяет проследить динамику эмоционального состояния подростка в течение определенного периода жизни коллектива.

Наши советы:

     Поместить на карточку (можно на обратную сторону ее) условные обозначения оценок.

     Цветовые условные обозначения могут, для упрощения, заменяться иными значками.

     Будьте внимательны, если вы дали слово не обнародовать индивидуальные оценки, они не должны быть на виду.

     Может быть произведен статистический подсчет эмоционального состояния коллектива за день (по среднему арифметическому или методом Радуги). Такой же подсчет может быть произведен и день за днем.

    Такой подсчет по объединению, по договоренности с ребятами может быть обнародован и использован при подведении итогов.

Подробнее     об использовании этого метода можно прочитать в

книгах Лукошкина А. Н. (3; 4)

         

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...