Подготовка речи: выбор темы, цель речи,
Поиск материала, начало развертывание, Завершение речи; словесное оформление Публичного выступления; понятность, Информативность, выразительность Публичной речи Существует несколько определений риторики, но почти во всех присутствует понятие «искусство» или «мастерство»: искусство убеждения, искусство говорить хорошо, искусство украшения речи, искусство речевого воздействия и т. д. Характерно определение, предложенное А.К. Михальской: «Риторика - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996. С. 32). Начало риторического процесса - в замысле говорящего, его завершение - в реакции слушающего. Реакция на убедительную, воздействующую речь может выразиться в изменении убеждений адресата. Значение риторических знаний, способствующих гармонизации общения, очевидно: это и профилактика стрессов, и залог успеха коммуникации в разных областях человеческой жизни - и семейной, и профессиональной. Особенно важны эти знания тем, чье умение общаться с людьми является частью их профессиональной подготовки: преподавателям, журналистам, юристам, руководителям разных рангов, политикам, менеджерам и др.
Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности - пути от мысли к слову. Задумавший речь должен ответить для себя на три вопроса: что сказать, где (в какой последовательности), как (какими словами)? Этим вопросам соответствуют три важнейших раздела классического риторического канона (правила, образца): изобретение содержания речи, расположение изобретенного и его словесное выражение.
Для классической риторики очень существенным является понятие речевой ситуации, описание которой было дано еще Аристотелем. Им были выделены следующие элементы: оратор, предмет, о котором он говорит, и лицо, к которому он обращается. Без учета возраста, пола, интеллекта, интересов, этнических черт поведения и мировосприятия слушателя (или аудитории) речь не может быть успешной, эффективной, воздействующей. В соответствии с представлениями классической риторики, говорящий обладает тремя способами воздействия на аудиторию - логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сделать речь убедительной и влиятельной. Основополагающим в триаде оратора древние считали э т о с - нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию «логос») являются неотъемлемой составляющей хорошего выступления, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос». Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Логическая организация речи предполагает продуманность ее плана, четкость композиции, поэтому очень важной частью докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения. Классическая модель композиции включает следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение. Каждая из частей имеет свои целевые установки. Основная задача вступления - подготовить адресата к восприятию речи: расположить его к себе, организовать его внимание. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям, апелляция к их интересам (применение «зацепляющих крючков», по выражению знаменитого мастера судебного красноречия А. Ф. Кони), вопросы, яркие примеры, случаи из жизни и т. д.
В главной части ритору важно сообщить основную информацию, доказать свои положения, при необходимости опровергнуть точку зрения оппонента, убедить слушателей (читателей) и, возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки главной части выступления или текста необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое требуется доказать), аргументам (доводам в обоснование тезиса), основным типам аргументов, уместности их использования и правилам доказательства. Именно в главной части оратор (или автор письменного текста) должен проявить навыки владения риторическими операциями: логическими формами изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и основными приемами доказательства (индукция, дедукция, аналогия). Основные виды аргументов Существует несколько видов аргументации: • нисходящая и восходящая; •односторонняя и двусторонняя; •опровергающая и поддерживающая. Разумеется, любая аргументация ориентирована на конкретную ситуацию, учитывает конкретную тему, конкретного собеседника, поэтому дать практические рекомендации по использованию того или иного вида аргументации можно только в том случае, если известны все названные параметры. Но некоторые общие рекомендации существуют. Так, нисходящая аргументация (сначала приводится самый сильный аргумент, потом - более слабые) обычно эффективна при общении с малоподготовленными собеседниками, а также в эмоциональной обстановке. Восходящая (от более слабых к более сильным аргументам) эффективна в споре с подготовленным собеседником, в спокойной обстановке, при обсуждении сложной проблемы, когда стороны не возбуждены и готовы анализировать аргументы. Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы за или только аргументы против) лучше действует на малообразованных, эффективна для укрепления мнения собеседника, который еще колеблется. Двусторонняя (и а аргументы за, и аргументы против с последующим выводом) эффективнее в споре с негативно настроенным оппонентом, с подготовленным собеседником. Опровергающая аргументация (когда мы показываем ошибочность чьих- либо аргументов) и поддерживающая аргументация (подтверждает правильность тех или иных аргументов) по своему воздействию приблизительно одинаковы, но воздействие опровергающей аргументации дольше сохраняется в памяти.
Наиболее распространенная ошибка в споре - подмена тезиса. Эта ошибка состоит в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства спорящие незаметно для себя переходят к обсуждению и доказательству другого положения, сходного с первоначальным тезисом. Например, доказывая тезис "Саша - хороший друг", приводят аргументы: «Саша всегда готов прийти на помощь», "Саша получает хорошие отметки", "Саша участвует в делах класса" и т.п. Но из двух последних аргументов следует вывод, что "Саша - хороший ученик", а не «Саша -хороший друг». Это и есть подмена тезиса. Аргументы, используемые в споре, могут быть разделены на два вида: аргументы к делу и аргументы к человеку. Аргументы первого вида имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого тезиса. Можно назвать их объективными аргументами. Аргументы второго вида затрагивают личность оппонента, его убеждения, личностные и моральные качества, призывают учесть мнения известных, авторитетных людей и т.п. Эти аргументы можно назвать субъективными. С точки зрения логики такие аргументы некорректны, но с точки зрения психологии они часто оказываются эффективными. Наиболее распространенными разновидностями аргументов к человеку являются следующие: - аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих ученых, писателей и т.п. в поддержку своего тезиса; - аргумент к публике - ссылка на мнение, настроения, чувства других людей, присутствующих при споре (ну подумай о них, они же тоже так думают, меня поддерживают; ну посмотри, все уже со мной согласились и т.д.);
- аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонента (Например: - Ну ты вечно ничего не понимаешь! Что же ты такой бестолковый! Ну хоть раз откажись от своего упрямства и согласись! и т.д.). - аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в надежде на то, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей; - аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия (ну пожалуйста, у меня нет другого выхода, я так плохо себя чувствую, ну согласись сделать эту работу вместо меня). Заключение должно закрепить впечатление от сказанного, помочь адресату привести в систему все услышанное или прочитанное. Последнее очень важно в процессе обучения, в научной и других сферах профессионального общения. Кроме того, в заключении можно назвать тему следующего выступления (обычно при повторяющихся встречах с аудиторией - лекциях, уроках, радио- и телепередачах и т. п.) и наметить пути развития высказанных идей. Особенностью устного выступления является возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникшими в ходе рассуждения, или просто «полетом мысли» оратора и т. д. Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления. Существуют даже специальные приемы возвращения к главной мысли — логическому стержню речи. Соотношение плана и импровизации обусловлено жанром выступления, характером аудитории, индивидуальностью оратора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|