Основные этапы подготовки публичного выступления
1. Выбор темы. Тема, выбранная Вами, должна быть интересна аудитории. Если тема предложена преподавателем, надо выбрать такой аспект ее рассмотрения, который, с Вашей точки зрения, будет хорошо воспринят предполагаемыми слушателями. 2. Подбор материала. Необходимо подобрать материал для раскрытия темы. Это может быть газетная, журнальная, интернет-публикация, высказывание авторитетного человека, пример из истории или из Вашей собственной жизни. Примеров не должно быть много, но они должны быть показательны и убедительны. 3. Создание текста выступления. Текст должен быть написан (или составлен план). Обязательными частями текста выступают следующие: вступление (попытка привлечь аудиторию к рассмотрению темы), основная часть (логично построенная, содержащая достаточное количество примеров и других видов аргументов), заключение (вывод). 4. Написание текста. При наличии соответствующего навыка текст выступления можно не писать полностью, а воспользоваться составленным планом с указанием необходимых вставок (цитат, примеров и проч.). Написанный текст должен быть ориентирован на слуховое восприятие. Это значит, что он не должен быть перегружен терминами и сложными синтаксическими конструкциями. Кроме того, можно использовать такие ораторские приемы, как обращение к слушателям («вы», глаголы в повелительном наклонении), объединение себя с ними («мы с вами»), риторические вопросы. Эти приемы позволяют сосредоточить внимание аудитории на нужных моментах и разнообразят интонационный рисунок речи. 5. Репетиция. Перед выступлением надо обязательно потренироваться в произнесении подготовленной речи: проверить ее на соответствие регламенту, обратить внимание на труднопроизносимые слова и т.д.
6. Произнесение речи. Необходимо заранее настроить себя на роль «ведущего» и своим внешним видом (мимикой и жестикуляцией) демонстрировать аудитории спокойствие и уверенность. В процессе выступления важно соблюдать зрительный и голосовой контакт с аудиторией. Существует несколько риторических законов, знание и соблюдение которых позволяет достигнуть большей эффективности в общении. Законы современной риторики 1. Закон гармонизирующего диалога. Достижение основной цели любого взаимодействия с людьми во многом зависит от способности говорящего установить контакт с собеседниками. Установление контакта происходит чаще всего на невербальном уровне, однако в процессе речи говорящий должен постоянно демонстрировать адресату свою к нему расположенность и стремление к сотрудничеству. Взаимная заинтересованность собеседников в общении и их внимательность друг к другу и обеспечивают тот самый «гармонизирующий диалог», который способствует достижению ими поставленной цели. Закон гармонизирующего диалога реализуется в трех основных принципах речевого поведения. а) Внимание к адресату. Вступая в контакт с человеком (группой людей), необходимо уметь правильно оценить его (аудиторию), уяснить себе его вкусы, закрытые темы, интересы, намерения, его ожидания от общения и т.д. Факторами, определяющими взаимоотношения адресата и адресанта, зачастую будут являться также их возрастные, половые, социально-культурные характеристики. б) Близость. Для эффективности речи необходимо подбирать факты, примеры и доказательства из области, хорошо знакомой слушателю. Используемые Вами слова также должны быть ему понятны. в) Конкретность речи. Чтобы Вас правильно поняли, нужно выражать свои мысли точно, конкретно, лаконично (этому надо учиться!), не отвлекаясь на попутное рассмотрение смежных, но в данном случае неактуальных, вопросов, ограниченно используя абстрактную лексику и доказывая правоту своих теоретических выкладок конкретными примерами и сравнениями.
2. Закон продвижения речи и ориентации адресата во времени. Этот закон имеет отношение прежде всего к устной публичной речи. Письменная речь развернута в пространстве, поэтому мы всегда можем пробежать глазами то, что нам предстоит прочесть. Устная речь развернута во времени, и слушателю трудно ориентироваться в предлагаемой ему информации. Поэтому говорящему необходимо: во-первых, постоянно следить за тем, чтобы не топтаться на месте, во-вторых, для выделения особенно значимых мест в своей речи делать паузы, использовать замедление темпа речи или повторы, в-третьих, специальными словами (прежде всего, следовательно и др.) указывать слушателю на взаимосвязанность мыслей и структурных составляющих речи. 3. Закон эмоциональности речи заключается в том, что речь говорящего должна быть достаточно эмоциональной: чтобы «заразить» слушателя своими идеями, надо, помимо логических построений, уметь использовать также другие средства воздействия (интонацию, мимику, жесты, взгляд); надо постараться уверить человека в своей собственной убежденности, в том, что произносится. 4. Закон удовольствия. Удовольствие от общения должны получать обе стороны: и говорящий, и слушатель. О наличии другой стороны всегда следует помнить. Собеседник имеет свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу, и это мнение следует уважать. Вот основные правила ведения бесконфликтного общения: не перебивать говорящего, демонстрировать свое внимательное отношение к тому, что он говорит, не оскорблять его в своем ответе. Делая публичное выступление, следует помнить о публике: чередовать в своей речи сложные и легкие для понимания и восприятия места, постоянно вовлекать аудиторию в общение риторическими вопросами, шутками, обращениями. Законы современной риторики помогают обеспечить наилучшее взаимодействие между людьми, найти конструктивное разрешение возникшего конфликта, то есть способствуют установлению гармонии в межличностных и деловых отношениях. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение риторики. 2. Какова структура публичного выступления 3. Какие виды аргументов можно использовать для доказательства тезиса? От чего зависит их выбор? 4. Перечислите основные этапы подготовки публичного выступления 5. Реализация каких риторических законов способствует успешности публичного выступления? 6. Какова роль импровизации в подготовке публичного выступления?
Лекция 11: Языковая норма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|