Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История формирования пресс-служб Германии, США, Великобритании




Представление о роли и месте пресс-служб в современной России будет более полным, если мы дадим небольшой обзор истории формирования пресс-служб в других странах.

Германия. Необходимость привлекать прессу на свою сторону проявилась в период начального развития средств массовой информации. Первыми эту необходимость осознали политики и правители. Так, еще в 1816 году при дворе Прусского короля Августа фон Хандерберга существовало Литературное бюро. В его обязанности входило создание обзора газетных статей и комментариев к ним. Традиции активного вовлечения прессы в интересы государства в Пруссии были очень сильны и продолжились с основанием Немецкого государства. Прусский король Вильгельм IV, правивший в середине XIX века, создал Литературный кабинет, который позднее будет назван Центральным учреждением журналистского дела или Литературное бюро Королевского государственного министерства. По сути это было пресс-бюро, которому поручалось управлять прессой, чтобы ее сообщения согласовывались с мнением власти.

С момента основания немецкого государства, когда Вильгельм I был провозглашен немецким императором, создается Пресс-отдел иностранных дел (1871 г.). В историю вошло имя Отто Хамманна, который 22 года руководил этим отделом. Это был по-своему талантливый человек, умеющий найти общий язык с творческими людьми. Он создал вокруг себя группу журналистов (сегодня это назвали бы журналистским пулом), которая тесно сотрудничала с властью. Немецкое государство ревниво относилось к появляющейся информации об императоре и его дворе, о событиях в стране и др.

Историки отмечают значительную роль государственного секретаря Германии Альфреда фон Тирпитца, который в 1897 году создает Информационное бюро государственного ведомства военно-морского флота. Ему удалось так организовать работу этого ведомства, что поддержка военно-морского флота в Германии приобрела характер народного движения, во флот устремилась молодежь, а захватнические интересы Германии воспринимались как благородные устремления. Только умелая работа с журналистами могла дать такой эффект. В период Первой мировой войны политика правительства Германии у себя в стране также имела надежное информационное обеспечение.

Широко известна история появления пресс-центра в немецкой фирме «Крупп» (1893 г.). Его деятельность во многом способствовала процветанию фирмы.Пресс-центр, используя творческие методы в создании информационных поводов, сумел привлечь внимание мировой общественности к успехам фирмы.

Период правления фашизма в Германии характеризовался полным подавлением инакомыслия, не было свободы слова и печати. Поэтому пресс-служб в профессиональном понимании не могло быть – существовали пропагандистские подразделения, работающие на тотальную обработку массового сознания. Хотя сам по себе опыт пропагандистской машины Третьего рейха представляет большой интерес для исследователей.

США. Нельзя не учитывать и более ранний опыт использования СМИ в политической кампании – пропагандистская публицистика сторонников американской независимости А.Гамильтона, Т.Джефферсона, Т.Пейджа и других. Операция «Паблиус» или «письма федералистов» (XVIII век) считается одной из первых в истории и самых успешных политических PR-кампаний.

ХIX век принято считать «эпохой паблисити», периодом пресс-агентств в США. Возникновение крупных городов, урбанизация населения, рост грамотности увеличивал читательские аудитории газет. Деятельность пресс-служб или отделов по связям с общественностью становится востребованной в самых разных отраслях. В 30-е годы ХIX века проявил себя первый профессиональный пресс-секретарь (так его называют некоторые историки) – бывший репортер, ставший помощником президента США Э.Джексона – А.Кендалл. Он писал президенту речи, выступал его консультантом по публичной деятельности, даже оказывал влияние на реальную политику. А.Кендалл помог своему шефу выиграть информационную войну с крупной корпорацией и содействовал укреплению имиджа Э.Джексона.

Гражданская война в США (1861-1865 г.г.), а также война с Кубой активизировали работу с прессой каждой из сторон, совершенствовались ее формы и методы. В государственных органах США конца ХIX века создаются подразделения по работе с прессой и даже проводится аттестация редакционных клерков для подготовки официальных докладов и пресс- релизов о деятельности правительства.

Эти традиции были продолжены в XX веке: при правительстве В.Вильсона в годы Первой мировой войны создается Комитет общественной информации (так называемый «комитет Крила» - возглавлял его журналист Д.Крил). Этот комитет известен тем, что не только умело работал непосредственно с журналистами, но и привлек к своей деятельности, ставшими уже корифеями PR, Айви Ли и Эдварда Бернайза.

Годы Первой мировой войны и Великой депрессии стали толчком к развитию информационного взаимодействия органов власти с населением. Особенно яркую страницу внес Ф.Рузвельт, ставший первым крупным политическим деятелем, который в полной мере оценил возможности прессы и опирался на нее в своей политике. Он регулярно проводил пресс- конференции, устраивал неформальные интервью. Управляемая таким образом пресса во многом содействовала объединению нации, преодолению уныния, навеянного кризисом, помогла вернуть присущий американцам оптимизм.

Во второй половине XX века информационное обеспечение деятельности органов власти США приобретает характер системы, имеет фундаментальные принципы. Главный принцип: правительство в демократической стране должно отчитываться перед гражданами о своей работе.

Президент и Конгресс США со второй половины XX века придают особое значение информированию мировой общественности, по сути – пропаганде американского образа жизни и превознесению успехов США во всех областях. В этих целях создано и активно работает своего рода «глобальная пресс-служба»-Информационное агентство США, которое является независимой внешнеполитической организацией, но подчиняется она непосредственно президенту США.

Великобритания. Британское правительство в период Первой мировой войны активизирует свою работу с общественностью. С 1918 года при короле установлен пост пресс-секретаря. Позднее в министерствах появляются представители по работе с прессой.

В 1933 г. создается PR-отдел при Почтовой службе Британии, и в первые годы он работает в режиме пресс-службы, то есть выполняет в основном информационные функции.

К началу Второй мировой войны подразделения по работе с журналистами появляются во многих государственных ведомствах, в вооруженных силах.

Другие страны Европы освоили практику создания пресс-служб в различных сферах после Второй мировой войны. В государствах так называемого «постсоветского пространства» в 90-е годы достаточно легко приживались западные модели работы с прессой как в органах власти, так и в коммерческом секторе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...