Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Колебание ударения у глаголов




1. Обнаруживается тенденция к перемещению ударения ближе к концу

слова, то есть на суффикс е- у глаголов на -еть. лилов'еть (вместо устар. лил'оветь), багров'еть вместо устар. багр'оветь), черств'еть, побагров'еть, мертв'етъ, прав'еть, крив'еть, но пл 'есневеть. В ряде случаев со­храняется акцентологическая вариантность: рж'аветъ и ржав'етъ, за 'индеветь и заиндев'еть.

2. Наблюдаются колебания ударения и у глаголов с неопределенной формой на —ить. В ряде случаев также обнаруживается перемещение ударе­ния с корня на суффикс: облегч'ить, углуб'ить, подбодр'ить, усугубить, ободр 'ить, упрост 'ить, убыстр 'ить.

Другие глаголы сохраняют исконное накоренное ударение:

присудить, зак'упорить, отк'упоритъ, ук 'упорить, осв'едомить, ув'едомить, on'ошлить.

3. Часто вызывает затруднение и постановка ударения у глаголов на - ировать: премировать или прем 'ировать, нормировать или нормировать? В словарях русского языка, составленных в XIX в., норма­тивными были употребления с ударением на последнем слоге: вальсиров'ать, абониров'ать, блокиров'ать, балансиров'ать. Со временем произошло пере­мещение ударения с последнего слога на третий от конца во многих глаго­лах: вальс 'ировать, аккомпанировать, баланс'ировать, абони'ровать, коди'ровать, букс'ировать, реценз'ировать, режесс'ировать, блоки'ровать, дириж'ировать, идеализи' ровать, но кос­тюмирова'ть, премирова'ть, газиров 'ать, пломбиров'ать, запломбиров'ать, гофриров 'ать, экипиров'ать, гравиров 'ать. В ряде случаев сохра­няется акцентологическая вариантность: нормировать и нормировать, маркировать и маркировать.

Такая же закономерность при постановке ударения сохраняется в обра­зованных от этих глаголов страдательных причастиях и отглагольных при­лагательных: запломбир'ованный, премированный, гофрир'оваттый, газир 'ованный, избал 'овинный, но абонированный, форсированный, блокированный. Здесь также возможна вариантность: нормир 'ованный и нормированный. В отдельных случаях следует учитывать значение слова:

бронир 'ованный танк) и брон 'ированный билет), маркир 'ованный товар) и маркированный (член языковой оппозиции).

4. Страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -енн -ен, как правило, имеют ударение на суффиксе: углубл 'енный (ни в коем слу­чае не углубленный!), облегченный, новорожденный (не но­ворожденный!), осужд'енный, приобрете'нный, подсоле'нный, оцен 'енный, внес'енный, зараж 'енный, скрепл 'енный, поделённый, разлуч 'енный. Без­ударным оказывается суффикс чаще всего у тех причастий, которые образо­ваны от глаголов, имеющих ударение не на окончании, а на основе в формах настоящего и будущего времени: засл'ужит - заслуженный, nocmp'oum, построенный, в'ылечит- в'ылеченный, обр 'онит - обр 'оненныи, оцепит -оц 'епленный (ср.: включ 'ит — включ 'енный, заключ 'ит — заключ 'енный).

5. Немало трудностей связано и с постановкой ударения в личных

формах глаголов: зв 'онит или звон 'ит, вр 'учит или вруч 'ит?

Дело в том, что в процессе развития языка у многих глаголов произош­ло перемещение ударения с окончания на корень: в'apum, д'арит, гр'узит, др'ужит, кр'ужит вместо устар. вap'um, дар'ит, груз'ит, друж'ит, круж'ит. Под действием аналогии часто ударение неоправданно перемеща­ется в речевой практике на корень и в тех случаях, которые не предусмотре­ны нормой: мы слышим зв'онит вместо нормативного звон'ит, вр'учит вместо вруч 'ит.

Запомните: звон 'ит, звон 'ишь, позвон 'ит, позвон 'им, позвон 'ишь, об-

легч'ит, еключ'ит, усугуб'ит, вдолб'ит, пробур'ит, пробур 'ишь. закреп'ит, раздроб'ит. Завинт'ит (и доп. зави'нтит). вруч'ит, вруч'ишь, вруч'им, помир'ит(доп. пом'ирит), наперч'ит, наперч'ишь, заключ 'ит, заключ'им, включ'ит, включ'ишь, простроч 'ит, простроч 'ишь, засор'ит, умал'ит, умал'ишь. подключ'ат, подключ'ишь, подключ'им, зараз'ит. зараз'ишь. но nop'yчиm, пор'учим, пор'учишь, зас'олит, зас'олишь, noc'oлum, пос'олишь, oкр'ecmum, окр'естим, окр 'естишь, перекр'естит,)

6. Наблюдается колебание в ударении и у многих возвратных глаголов,

то есть глаголов на -ся, в форме прошедшего времени. Как правильно:

взялся или взялс'я, род'ился или родился? Ударение на последнем слоге -это старая норма, которая постепенно утрачивается, сохраняясь в отдельных случаях: начал'ся (но не н'ачался и не нач'ался), заперс'я, отперс'я. Уста­ревшими являются варианты родилс'я и взялс'я, а основными род'ился и взЯлся. Допустимыми в разговорной речи считаются варианты зан'ялся, нан'ялся. прин 'ялся, наряду с основными занялся, нанялся, принялся. Неправильно: з'анялся. н'анялся, пр'инялся.

Контрольные вопросы

1. Что такое норма?

2. Какие нормы вы знаете?

3. Различаются ли нормы устной и письменной речи?

4. Охарактеризуйте каждый вид норм и типичные случаи их нарушений.

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Используя одно из высказываний известных людей, подготовьте, освоив теоретический материал по подготовке публичного выступления, письменный текст для будущего выступления на аудитории.

1. «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». (А. Шопенгауэр)

2. «Не стоит бояться смерти». (Сократ)

3. «Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью». (Пифагор)

4. «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений». (В. Гюго)

5. «Человек, не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим».

(Б. Шоу)

6. «Если хочешь, чтобы тебя любили, - люби!». (Сенека)

7. «Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней».

(Н. Глазков)

8. «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык -музыка». (Петр Чайковский)

9. «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». (Оскар Уальд)

10. «Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать». (Вольтер)

Выполните тест

Вариант 1

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) соцобеспе'чение

б)заключи'т

в) за'видно

г) на'нялся

д) единовре'менный

2. Нормы сочетаемости слов нарушены в примере:

а) описывать разные стороны проблемы

б) уделить внимание к своим истокам

в) оплатить проезд

г) объяснить роль литературы

д) преимущество над соперником

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Аншлаг - объявление в театре, цирке о наличии билетов на представление.

б) Аннулировать — объявить или признать что-либо юридически недействительным, отменить.

в) Реликт - организм или вещь, явление, сохранившееся как пережиток с древнейших времен.

г) Адекватный - точно соответствующий, равный чему-либо.

д) Эстетика - философское учение об искусстве, системе чьих-либо взглядов на искусство.

4. Определите стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Такие языки, как английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, имеют некоторое сходство с русским и другими славянскими языками. Все эти языки имеют общее происхождение и входят в семью индоевропейских языков. Индоевропейские языки не похожи на такие язьки, как венгерский и турецкий, поскольку последние принадлежат совсем другим языковым семьям.

а) научный

б) разговорный

в) официально-деловой

г) художественный

д) публицистический

Аргументация:_________________________________________________________________

 

5. Из текста в задании 4 выпишите многозначное слово, употребленное в терминологическом значении.

 

Вариант 2

1. Ударение неправильно поставлено в слове:

а) ку'хонный

б) вклю'чит в)свёкла

г) экспе'ртный

д) прида'ное

2. Нормы сочетаемости слое нарушены в примере:

а) поставить пьесу

б) дать отпор для врага

в) совершить нападение

г) тосковать по семье

д) поднять тост

3. Лексическое значение слова неверно указано в примере:

а) Абонент - лицо или учреждение, обладающее абонементом.

б) Фантом - призрак, приведение.

в) Каверза — интрига, проделка, затеваемая с целью запутать что-либо, повредить кому-либо.

г) Кириллица - одна из систем художественной росписи православных храмов.

д) Фолиант - старинная монета.

4. Определить стиль приведенного ниже текста. Ответ аргументируйте: укажите использованные в тексте языковые средства, характерные для этого стиля.

Мы прошли в зал с камином, миновали старинные двери, и, видя мою заинтересованность, Ильин соблазнительно поманил меня пальцем внутрь. Мой спутник раздвинул портьеры, и мы оказались в маленьком зрительном зале мест на триста. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес был открыт, и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста.

а) публицистический

б) научный

в) официально-деловой

г) художественный

д) разговорный

Аргументация:_________________________________________________________________

5. Укажите стилистическую окраску глагола зиять из текста в задании 4.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы речевой культуры дефектолога»

1. Предмет и задачи курса «Культура речи». Общение как одна из главных потребностей человека. Общение и культура речи.

2. Деятельность общения. Ситуация общения и факторы, её определяющие.

3. Виды речевого взаимодействия.

4. Формы общения. Национально-культурная специфика речевого поведения.

5. Типы русской речевой культуры.

6. Законы общения, правила, приёмы.

7. Способы речевого воздействия на личность.

8. Понятие эффективного воздействия. Его слагаемые. Речевое воздействие и манипуляция.

9. Понятие коммуникативного равновесия. Коммуникативная позиция участника общения. Способы усиления, ослабления, защиты коммуникативной позиции.

10. Общение в кризисных ситуациях. Способы предупреждения кризисных ситуаций.

11. Социально-функциональные разновидности языка.

12. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Доминаты стилей.

13. Стилевые разновидности письменной речи. Стилеобразующие факторы.

14. Особенности разговорно-бытового стиля.

15. Официально-деловой стиль, его специфика.

16. Особенности научного стиля. Композиция научного текста.

17. Требования к реферату, конспекту, тезисам, аннотации как жанрам научного стиля

18. Язык и речь.Формы речи: внутренняя, внешняя, письменная, устная, монологическая, диалогическая.

19. Оратор и его аудитория. Подготовка публичного выступления.

20. Структура публичного выступления. Его логика. Виды аргументов.

21. Типология речевых нарушений. Ошибки, свойственные как устной, так и письменной речи.

22. Критерии грамотной письменной речи.

23. Грамматические нормы: нормы морфологии.

24. Грамматические нормы: нормы синтаксиса.

25. Нормы словоупотребления.

26. Нормы произношения и ударения.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Культура русской речи и эффективность общения. Учебник для вузов/ Под редакцией Л.К.Граудиной.и Е.Н.Ширяева.М., 1996.

2. Анпреев Б. И Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

3. Баранникова Л.И Основные сведения о языке. М, 1982.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи .. М ., 1990.

5. Введенская Л.А, Павлова Л Г. Культура и искусство речи, Ростов-на-Дону, 1995.

6. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2001.

7. Головин Б.Н. Основы культуры речи, М., 1988.

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

9. В.Е.Гольдин, О.Б.Сиротинина, М.А.Ягубова. Русский язык и культура речи. СГУ, 2001.

10. Горелов И.Н., Енгалычев Б. Безмолвной мысли знак. Рассказы о невербальной комммуникации. М., 1991.

11. Дмитриева О.И., Орлова Н.М.. Культура речи и культура общения. Саратов, 2000.

12. М.Н.Кожина Стилистика русского языка.М, «Просвещение», 1983.

13. Ладыженская Т.А Живое слово. - М.,1986,

14. Львова С.И Язык в речевом общении. Книга для учителя. М, 1991.

15. ПавловаЛ.Т. Спор, дискуссия, полемика М, 1991.

16. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М, 1978.

17. Русский язык и культура общения для нефилологов. Под ред. О.Б.Сиротининой. Саратов, «Слово», 1998.

18. Русский язык для студентов-нефилологов.: Учебное пособие/ М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. М., 2001.

19. Русский язык и культура общения для государственных служащих. Под ред. О.Б.Сиротининой, «Слово», 1998.

20. Русский язык и культура речи: в 2 т./ под ред. проф. В.И.Максимова. М., 2002.

21. Русский язык и культура речи / под ред. д.ф.н. В.Д.Черняк. М.: СПб,2002.

22. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

23. Шабанова Н.А., Федюнина С.М., Рисинзон С.А. Культура речевой коммуникации. Саратов, 2004.

24. Формановская Н И Речевой этикет и культура общения. М, 1989.

Дополнительная:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...