Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре -3 з.е.




I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели и задачи: формирование способности определять структуру нарушения, осуществлять дифференциальную диагностику; к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ, выбору индивидуальной образовательной траектории, используя данные медицинской документации

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

 

Дисциплина Медико-психологические основы отклоняющегося развития детей и подростков относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки: Психология образования).

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

· способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

· способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

· способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

· готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

· способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

· способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

 

В результате освоения дисциплины обучаемый должен

знать:

- проявления, физиологические и психологические основы психоневрологических расстройств в детском возрасте;

- роль биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний у детей;

- значение возраста и критических периодов в возникновении и развитии болезни, формировании остаточных явлений после перенесенных заболеваний, значение исходных состояний в вариантах дефекта;

- роль и место педагога-дефектолога в системе медико-педагогическо реабилитации детей с психоневрологической патологией;

- различные (клинико-психолого-педагогических) классификации психических расстройств, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

- основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ;

уметь:

- учитывать при разработке коррекционно-развивающих программ значение возрастного фактора, критических периодов, исходных состояний в вариантах дефекта в проявлении психоневрологических расстройств;

- обосновывать направления и содержание лечебной и психолого-педагогической помощи детям с разными формами психоневрологической патологии;

- анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с психоневрологическими расстройствами на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

- выбирать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с психическими расстройствами;

- работать со специальной медицинской литературой;

- работать медицинскими картами лиц с ОВЗ.


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет ___ 7 _____ зачетных единиц, ____ 252 ____ часов

Форма отчетности: ____________ экзамен _,зачет___________________________________________

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

Структура дисциплины Модуль 1 (1 семестр)

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лабораторные и практические занятия В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов Самостоятельная работа
Модуль 1. Общие вопросы психопатологии.               Опрос, терминологический диктант
Модуль 2. Психические отклонения и расстройства.               Тестовый контроль, терминологический диктант
Модуль 3. Этиология, патогенез и динамика психических расстройств в детском возрасте.               Решение кейсов
Модуль 4. Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях.               Решение кейсов
                   
ВСЕГО                 Зачет

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
  Модуль 1. 1Общие вопросы психопатологии.  
Содержание лекционного курса
1.1 Психопатология как наука 1. Предмет и задачи психопатологии. 2. История развития психопатологии как науки. 3. Общая и частная психопатология. 4. Взаимосвязь психопатологии с другими науками. 5. Психопатология и психиатрия. 6. Психопатология и дефектология.
Темы практических/семинарских занятий
1.2 Методы исследования в психиатрии, патопсихологии и дефектологии 1. Принципы построения патопсихологического исследования. 2. Принципы психиатрического исследования 3. Методы исследования (патопсихологический эксперимент, беседа, тесты, опросники, проективные методики). 4. Сущность патопсихологического и психиатрического заключения
1.3. Патопсихологическое исследование детей и подростков. 1. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков. 2. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков. 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка. 4. Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста. 5. Патопсихологическое изучение детей младшего школьного возраста.
2. Модуль 1.2. Психические отклонения и расстройства.  
Содержание лекционного курса
2.1. 2.1 Психические отклонения и расстройства.   1. Основные подходы к пониманию психической нормы и психической патологии, психического здоровья и психической болезни. 2. Патологические состояния, патологические реакции, патологические привычки. 3. Симптомы и синдромы психических расстройств. 4. Различия между болезнью и состоянием. 5. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
2.2 Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика). 1. Симптомы патологии чувственного познания. 2. Симптомы патологии памяти. 3. Симптомы патологии рационального познания. 4. Симптомы патологии эмоций. 5. Симптомы патологии волевой сферы и внимания. 6. Психомоторные расстройства.
2.3 Психопатологические синдромы. 1. Позитивные психопатологические синдромы. 2. Личность и основные формы ее патологии. 3. Негативные психопатологические расстройства.
2.4 Психические заболевания. 1. Шизофрения. 2. Эпилепсия. 3. Неврозы. 4. Травмы. 5. Нейроинфекции.
Темы практических/семинарских занятий
2.5 Патология чувственного познания 1. Основные виды нарушений ощущения и восприятия:
  • Патология ощущений
  • Патология восприятия (дифференцировка иллюзий и галлюцинаций, психосенсорные нарушения)
  • Патология представления
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений ощущения и восприятия. 3. Методы изучения нарушений ощущения и восприятия.
2.6 Расстройства мышления и речи. 1. Основные виды нарушений мышления:
  • Патология ассоциативного процесса
  • Патология суждения
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений мышления. 3. Методы изучения нарушений мышления
2.7 Патология интеллекта. 1. Основные виды нарушений интеллекта:
  • Врожденное слабоумие
  • Приобретенное слабоумие
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений интеллекта. 3. Методы изучения нарушенного интеллекта.
2.8 Патология эмоций. 1. Охарактеризовать основные виды нарушений эмоций:
  • Маниакальный синдром
  • Депрессивный синдром
  • Апатический синдром
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений эмоций. 3. Методы изучения нарушений эмоциональной сферы
2.9 Патология памяти 1. Основные виды нарушений памяти. 2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений памяти. 3. Методы изучения нарушений памяти.
2.10 Патология воли и влечений. 1. Основные виды нарушений воли:
  • Гипобулия
  • Гипербулия
  • Парабулия
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений волевой сферы. 3. Методы изучения нарушений волевой сферы.
  Раздел 1.3. Этиология, патогенез и динамика психических расстройств в детском и подростковом возрасте  
Содержание лекционного курса
3.1 Психические расстройства в детском и подростковом возрасте. 1. Характеристика эндогенных и экзогенных причин психических заболеваний. 2. Психический дизонтогенез, варианты дизонтогенеза. 3. Возрастная периодизация нервно-психических проявлений в детском возрасте.
3.2 Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста. 1. Синдром невропатии. 2. Синдром раннего детского аутизма. 3. Гипердинамический синдром. 4. Синдром детских патологических страхов. 5. Синдром дисморфомании. 6. Синдром нервной анорексии. 7. Синдром психического инфантилизма. 8. Синдром гебоидности.
3.3 Наиболее распространённые психические болезни 1. Шизофрения 2. Эпилепсия 3. МДП 4. Общие представления об алкоголизме и наркомании
Темы практических/семинарских занятий
3.4 Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью. 1. Основные понятия (семья, отягощенная алкогольной, наркотической зависимостью; созависимость). 2. Социальная ситуация развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью. 3. Типы реакций детей на ситуацию в семье. 4. Аддиктивное поведение несовершеннолетних.
3.5 Аутизм и расстройства аутистического спектра 1. Аутизм и аутистические синдромы. 2. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с аутистами.
3.6 ММД, СДВГ, гипердинамический синдром. 1. ММД как десинхроноз развития. 2. Синдром дефицита внимания. 3. Гипердинамический синдром. 4. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с СДВГ
3.7 Задержки психического развития 1. Виды и причины ЗПР 2. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с ЗПР
1.4 Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях  
Содержание лекционного курса
4.1 Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях. 1. Понятие о психотерапии. 2. Стратегия помощи психически больным. 3. Классификация и дифференцированные показания для применения различных методов лечения психических расстройств. 4. Фармакотерапия. 5. Психоаналитическая терапия. 6. Поведенческая терапия. 7. Гуманистические психотерапевтические способы лечения. 8. Помощь при кризисных состояниях и психиатрических экстренных случаях.
Темы практических/семинарских занятий
4.2 Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации детей и подростков. Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков. Типология социально дезадаптированного поведения. Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Деликвентное и криминальное поведение несовершеннолетних.
4.3 Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с шизофренией и эмоционально-волевым дефектом Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с шизофренией и эмоционально-волевым дефектом
4.4 Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом и расстройствами аутического спектра Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом и расстройствами аутического спектра
4.5 Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с невротическими расстройствами. 1. Синдром школьной дезадаптации 2. Синдром учебной дисфункции 3. Социофобические синдромы

 


План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Недели Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Формы контроля
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
  История психологии, психопатологии, психиатрии Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Методы исследования в психиатрии, патопсихологии и дефектологии Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Симптомы патологии чувственного познания Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Симптомы патологии памяти Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Симптомы патологии рационального познания Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Симптомы патологии эмоций. Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Симптомы патологии волевой сферы и внимания. Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Психомоторные расстройства Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Позитивные психопатологические синдромы. Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Негативные психопатологические расстройства. Составление терминологического словаря     Терминологический диктант
  Психический дизонтогенез Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Шизофрения Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Эпилепсия Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  МДП Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  Аутизм и расстройства аутистического спектра Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  ММД, СДВГ, гипердинамический синдром Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
  1. Синдром школьной дезадаптации 2. Синдром учебной дисфункции 3. Социофобические синдромы Конспекты статей, параграфов и глав или, книг     Выступление на семинаре
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)    
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)    

Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре -3 з.е.

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Ауд.работа Внеауд.раб. СР
Л ПЗ ЛР
Модуль 2.1.Общие положения специальной психологии Тема 1. Место специальной педагогики и психологии в системе наук о человеке и его развитии          
Модуль 2.2. Теоретические основы организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии          
Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии          
Тема 3.1. Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью.          
Тема 3.2. Психолого-педагогические особенности детей с сенсорными и моторными нарушениями.          
Тема 3.3. Психолого-педагогические особенности развития детей с ранним детским аутизмом и аутистическими чертами личности.          
Тема 3.4. Психолого-педагогические особенности развития детей со сложными (комбинированными) дефектами развития.          
Тема 3.5. Нарушения поведения у детей и подростков. Нервно-психические отклонения развития.          
Тема 4. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования          
Модуль 2.3. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в общеобразовательном учреждении Тема 5. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в дошкольном общеобразовательном учреждении          

Лабораторные работы

№ ЛР № модуля Наименование лабораторных работ Кол-во часов
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...