Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре -3 з.е.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи: формирование способности определять структуру нарушения, осуществлять дифференциальную диагностику; к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ, выбору индивидуальной образовательной траектории, используя данные медицинской документации
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Дисциплина Медико-психологические основы отклоняющегося развития детей и подростков относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки: Психология образования).
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
· способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
· способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);
· способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
· готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
· способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
· способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучаемый должен
знать:
- проявления, физиологические и психологические основы психоневрологических расстройств в детском возрасте;
- роль биологических и социальных факторов в возникновении психических заболеваний у детей;
- значение возраста и критических периодов в возникновении и развитии болезни, формировании остаточных явлений после перенесенных заболеваний, значение исходных состояний в вариантах дефекта;
- роль и место педагога-дефектолога в системе медико-педагогическо реабилитации детей с психоневрологической патологией;
- различные (клинико-психолого-педагогических) классификации психических расстройств, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
- основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ;
уметь:
- учитывать при разработке коррекционно-развивающих программ значение возрастного фактора, критических периодов, исходных состояний в вариантах дефекта в проявлении психоневрологических расстройств;
- обосновывать направления и содержание лечебной и психолого-педагогической помощи детям с разными формами психоневрологической патологии;
- анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с психоневрологическими расстройствами на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
- выбирать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с психическими расстройствами;
- работать со специальной медицинской литературой;
- работать медицинскими картами лиц с ОВЗ.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет ___ 7 _____ зачетных единиц, ____ 252 ____ часов
Форма отчетности: ____________ экзамен _,зачет___________________________________________
(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)
Структура дисциплины Модуль 1 (1 семестр)
№ п/п
| Раздел дисциплины/темы
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Семинар
| Лабораторные и практические занятия
| В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов
| Самостоятельная работа
|
Модуль 1.
| Общие вопросы психопатологии.
|
| |
|
| | |
| Опрос, терминологический диктант
|
Модуль 2.
| Психические отклонения и расстройства.
|
| |
|
| | |
| Тестовый контроль, терминологический диктант
|
Модуль 3.
| Этиология, патогенез и динамика психических расстройств в детском возрасте.
|
|
|
|
| | |
| Решение кейсов
|
Модуль 4.
| Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях.
|
|
|
|
| | |
| Решение кейсов
|
|
| |
| | | | | | |
ВСЕГО
|
|
|
|
|
| | |
| Зачет
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
| Модуль 1. 1Общие вопросы психопатологии.
| |
Содержание лекционного курса
|
1.1
| Психопатология как наука
| 1. Предмет и задачи психопатологии.
2. История развития психопатологии как науки.
3. Общая и частная психопатология.
4. Взаимосвязь психопатологии с другими науками.
5. Психопатология и психиатрия.
6. Психопатология и дефектология.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
1.2
| Методы исследования в психиатрии, патопсихологии и дефектологии
| 1. Принципы построения патопсихологического исследования.
2. Принципы психиатрического исследования
3. Методы исследования (патопсихологический эксперимент, беседа, тесты, опросники, проективные методики).
4. Сущность патопсихологического и психиатрического заключения
|
1.3.
| Патопсихологическое исследование детей и подростков.
| 1. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.
2. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков.
3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка.
4. Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста.
5. Патопсихологическое изучение детей младшего школьного возраста.
|
2.
| Модуль 1.2. Психические отклонения и расстройства.
| |
Содержание лекционного курса
|
2.1.
| 2.1 Психические отклонения и расстройства.
| 1. Основные подходы к пониманию психической нормы и психической патологии, психического здоровья и психической болезни.
2. Патологические состояния, патологические реакции, патологические привычки.
3. Симптомы и синдромы психических расстройств.
4. Различия между болезнью и состоянием.
5. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств
|
2.2
| Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика).
| 1. Симптомы патологии чувственного познания.
2. Симптомы патологии памяти.
3. Симптомы патологии рационального познания.
4. Симптомы патологии эмоций.
5. Симптомы патологии волевой сферы и внимания.
6. Психомоторные расстройства.
|
2.3
| Психопатологические синдромы.
| 1. Позитивные психопатологические синдромы.
2. Личность и основные формы ее патологии.
3. Негативные психопатологические расстройства.
|
2.4
| Психические заболевания.
| 1. Шизофрения.
2. Эпилепсия.
3. Неврозы.
4. Травмы.
5. Нейроинфекции.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2.5
| Патология чувственного познания
| 1. Основные виды нарушений ощущения и восприятия:
- Патология ощущений
- Патология восприятия (дифференцировка иллюзий и галлюцинаций, психосенсорные нарушения)
- Патология представления
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений ощущения и восприятия.
3. Методы изучения нарушений ощущения и восприятия.
|
2.6
| Расстройства мышления и речи.
| 1. Основные виды нарушений мышления:
- Патология ассоциативного процесса
- Патология суждения
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений мышления.
3. Методы изучения нарушений мышления
|
2.7
| Патология интеллекта.
| 1. Основные виды нарушений интеллекта:
- Врожденное слабоумие
- Приобретенное слабоумие
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений интеллекта.
3. Методы изучения нарушенного интеллекта.
|
2.8
| Патология эмоций.
| 1. Охарактеризовать основные виды нарушений эмоций:
- Маниакальный синдром
- Депрессивный синдром
- Апатический синдром
2. Анализ предлагаемых описаний психических
расстройств у детей, выделение нарушений эмоций.
3. Методы изучения нарушений эмоциональной сферы
|
2.9
| Патология памяти
| 1. Основные виды нарушений памяти.
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений памяти.
3. Методы изучения нарушений памяти.
|
2.10
| Патология воли и влечений.
| 1. Основные виды нарушений воли:
- Гипобулия
- Гипербулия
- Парабулия
2. Анализ предлагаемых описаний психических расстройств у детей, выделение нарушений волевой сферы.
3. Методы изучения нарушений волевой сферы.
|
| Раздел 1.3. Этиология, патогенез и динамика психических расстройств в детском и подростковом возрасте
| |
Содержание лекционного курса
|
3.1
| Психические расстройства в детском и подростковом возрасте.
| 1. Характеристика эндогенных и экзогенных причин психических заболеваний.
2. Психический дизонтогенез, варианты дизонтогенеза.
3. Возрастная периодизация нервно-психических проявлений в детском возрасте.
|
3.2
| Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста.
| 1. Синдром невропатии.
2. Синдром раннего детского аутизма.
3. Гипердинамический синдром.
4. Синдром детских патологических страхов.
5. Синдром дисморфомании.
6. Синдром нервной анорексии.
7. Синдром психического инфантилизма.
8. Синдром гебоидности.
|
3.3
| Наиболее распространённые психические болезни
| 1. Шизофрения
2. Эпилепсия
3. МДП
4. Общие представления об алкоголизме и наркомании
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3.4
| Особенности формирования личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью.
| 1. Основные понятия (семья, отягощенная алкогольной, наркотической зависимостью; созависимость).
2. Социальная ситуация развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной (наркотической) зависимостью.
3. Типы реакций детей на ситуацию в семье.
4. Аддиктивное поведение несовершеннолетних.
|
3.5
| Аутизм и расстройства аутистического спектра
| 1. Аутизм и аутистические синдромы.
2. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с аутистами.
|
3.6
| ММД, СДВГ, гипердинамический синдром.
| 1. ММД как десинхроноз развития.
2. Синдром дефицита внимания.
3. Гипердинамический синдром.
4. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с СДВГ
|
3.7
| Задержки психического развития
| 1. Виды и причины ЗПР
2. Особенности и сложности коррекционно-педагогической работы с ЗПР
|
1.4
| Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях
|
|
Содержание лекционного курса
|
4.1
| Психологическая помощь при психических расстройствах и заболеваниях.
| 1. Понятие о психотерапии.
2. Стратегия помощи психически больным.
3. Классификация и дифференцированные показания для применения различных методов лечения психических расстройств.
4. Фармакотерапия.
5. Психоаналитическая терапия.
6. Поведенческая терапия.
7. Гуманистические психотерапевтические способы лечения.
8. Помощь при кризисных состояниях и психиатрических экстренных случаях.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4.2
| Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации детей и подростков.
| Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков.
Типология социально дезадаптированного поведения.
Аддиктивное поведение несовершеннолетних.
Деликвентное и криминальное поведение
несовершеннолетних.
|
4.3
| Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с шизофренией и эмоционально-волевым дефектом
| Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с шизофренией и эмоционально-волевым дефектом
|
4.4
| Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом и расстройствами аутического спектра
| Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом и расстройствами аутического спектра
|
4.5
| Особенности и сложности психолого-педагогического сопровождения детей с невротическими расстройствами.
| 1. Синдром школьной дезадаптации
2. Синдром учебной дисфункции
3. Социофобические синдромы
|
План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа обучающихся
| Формы контроля
|
Вид самостоятельной работы
| Сроки выполнения
| Затраты времени (час.)
|
| История психологии, психопатологии, психиатрии
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Методы исследования в психиатрии, патопсихологии и дефектологии
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Симптомы патологии чувственного познания
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Симптомы патологии памяти
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Симптомы патологии рационального познания
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Симптомы патологии эмоций.
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Симптомы патологии волевой сферы и внимания.
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Психомоторные расстройства
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Позитивные психопатологические синдромы.
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Негативные психопатологические расстройства.
| Составление терминологического словаря
|
|
| Терминологический диктант
|
| Психический дизонтогенез
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Шизофрения
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Эпилепсия
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| МДП
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| Аутизм и расстройства аутистического спектра
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| ММД, СДВГ, гипердинамический синдром
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
| 1. Синдром школьной дезадаптации
2. Синдром учебной дисфункции
3. Социофобические синдромы
| Конспекты статей, параграфов и глав или, книг
|
|
| Выступление на семинаре
|
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)
|
|
|
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)
|
|
|
Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре -3 з.е.
№
модуля
| Наименование раздела (темы)
| Количество часов
|
Всего
| Ауд.работа
| Внеауд.раб.
СР
|
Л
| ПЗ
| ЛР
|
Модуль 2.1.Общие положения специальной психологии
| Тема 1. Место специальной педагогики и психологии в системе наук о человеке и его развитии
|
|
|
|
|
|
Модуль 2.2.
Теоретические основы организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии
| Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии
|
|
|
| |
|
Тема 3.1. Психолого-педагогические особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
|
|
|
|
|
|
Тема 3.2. Психолого-педагогические особенности детей с сенсорными и моторными нарушениями.
|
|
|
|
|
|
Тема 3.3. Психолого-педагогические особенности развития детей с ранним детским аутизмом и аутистическими чертами личности.
|
|
|
|
|
|
Тема 3.4. Психолого-педагогические особенности развития детей со сложными (комбинированными) дефектами развития.
|
|
|
|
|
|
Тема 3.5. Нарушения поведения у детей и подростков. Нервно-психические отклонения развития.
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования
|
|
|
|
|
|
Модуль 2.3.
Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в общеобразовательном учреждении
| Тема 5. Основные психолого-педагогические подходы к организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии в дошкольном общеобразовательном учреждении
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы
№
ЛР
| №
модуля
| Наименование лабораторных работ
| Кол-во
часов
|
| | |
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: