Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа педагогической практики




УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

УО «Белорусский государственный

университет культуры и искусств»

_________________ Ю. П. Бондарь

«____»_________________ 2013 г.

Регистрационный № УД-_____/ уч.

 

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для специальностей

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям);

1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство

(по направлениям); 1-17 03 01 Искусство эстрады

(по направлениям); 1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные); 1-16 01 10 Пение (народное)

 

Минск

БГУКИ


Составители:

И. А. Малахова, заведующий кафедрой психологии и педаго­гики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор педагогических наук, доцент;

О. О. Грачева, доцент кафедры психологии и педагогики учреж­дения образования «Белорусский государственный уни­вер­ситет культуры и искусств», кандидат искусствоведения

 

Рецензенты:

В. Г. Игнатович, заведующий кафедрой педагогики и пси­хо­ло­гии начального образования учреждения образования «Бело­русский педагогический университет им. М. Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Л. И. Козловская, заведующий кафедрой педагогики соци­аль­но-культурной деятельности учреждения образования «Бе­ло­рус­ский государственный университет культуры и ис­кусств», кандидат педагогических наук, доцент.

 

Рекомендовано к утверждению:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и ис­кусств» (протокол № 1 от 11.09.2012 г.);

президиумом научно-методического совета учреждения об­ра­зо­вания «Белорусский государственный университет куль­туры и искусств» (протокол № 1 от 24.09.2012 г.)

 

 

Ответственный за редакцию А. И. Гуторова

Ответственный за выпуск И. А. Малахова

 

 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


Педагогическая практика студентов является одним из важ­ных этапов осуществления учебного процесса в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Она обес­пе­чивает формирование у студентов практических навыков пре­подавания дисциплин художественно-культурологического профиля. Педагогическая практика является важнейшей частью учебного процесса при подготовке преподавателей специальных и культурологических дисциплин и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студен­тов по углубленному закреплению теоретических знаний, про­фес­сиональных педагогических навыков, развитию способ­нос­тей к педагогическому творчеству и склонности к воспита­тельной работе.

Педагогическая практика направлена на обучение студентов практическим навыкам, подготовку их к самостоятельной про­фессиональной деятельности по преподаванию специальных и культурологических дисциплин.

Педагогическая практика в художественных и музыкальных школах, общеобразовательных школах с художественно-эсте­ти­ческим профилем, учреждениях дополнительного образова­ния, художественных кружках и студиях учреждений культуры предполагает анализ, проектирование и практическое осуще­ствление основных видов преподавательской деятельности в сфе­ре искусства. Педагогическая практика является интегри­рую­щим фактором связи теоретического обучения, управляе­мой самостоятельной работы и практической педагогической деятельности. Завершая цикл освоения психолого-педагоги­чес­ких дисциплин, практика выявляет достигнутый студентами уровень профессиональной компетенции.

В структуру деятельности студентов на протяжении педа­го­гической практики входит:

– изучение содержания и современных технологий препода­вания специальных дисциплин в условиях академической и досуговой форм художественного образования;

– изучение психолого-педагогических особенностей учени­ков разных возрастных групп и влияния этого фактора на со­дер­жание и методику преподавания художественных дис­циплин;

– изучение особенностей учебно-творческой работы в усло­виях индивидуальной, групповой и коллективных форм орга­низации учебного процесса;

– ознакомление с опытом работы лучших учебно-воспи­та­тельных коллективов художественного направления и анализ педагогической деятельности их преподавателей и руково­дителей;

– освоение приемов гармонизации межличностных отно­ше­ний в условиях творческого коллектива;

– овладение содержанием и различными формами худо­же­ственно-просветительской деятельности, направленной на эсте­­тическое воспитание и художественное образование учащихся;

– ознакомление с приемами исследовательской работы в об­ласти профессиональной педагогики.

В качестве баз практики для будущих преподавателей раз­личных видов искусства выступают:

– многопрофильные и однопрофильные школы искусств, где преподается один или несколько видов художественного твор­чества;

– средние специальные учреждения художественного обра­зования;

– социокультурные учреждения, на базе которых работают учебно-творческие кружки, студии, художественные коллек­тивы;

– общеобразовательные школы с художественным уклоном;

– центры творчества детей и молодежи и другие вне­школьные учреждения.

Целью педагогической практики является обеспечение прак­тической подготовки студентов к самостоятельной профес­сио­нальной деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания.

Задачи педагогической практики:

– воспитание у студентов готовности к осуществлению про­фессиональной деятельности преподавателя различных видов искусства;

– формирование у будущих преподавателей потребности в профессиональной рефлексии;

– развитие педагогических способностей и склонностей студентов;

– формирование опыта педагогического взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса;

– стимулирование креативных подходов к решению про­фес­сиональных проблем педагогики искусства.

Выполнение программы педагогической практики предусма­три­вает приобретение студентами знаний нормативно-пра­во­во­го и профессионально-педагогического характера. В процессе педагогической практики студенты знакомятся с:

– нормативными документами, которые определяют содер­жа­ние и формы деятельности учебных и воспитательных учреждений социокультурной сферы;

– содержанием учебно-творческой работы баз практики, обя­зан­ностями педагогов;

– характером взаимодействия с родителями учеников и обще­об­разовательными школами, где они получают базовое обра­зование.

В процессе педагогической практики у студентов форми­руются умения и навыки:

– планирования и проектирования учебно-воспитательной деятельности в сфере художественного образования;

– самостоятельного осуществления учебно-воспитательной и учебно-творческой работы с учащимися в соответствии с запланированными содержанием, формами и методами;

– изучения и целенаправленного формирования личности ученика с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, характера его творческой индивидуальности;

– анализа и самоанализа профессиональной педагогической деятельности в сфере профессиональной педагогики искусства.

Практика начинается с общего знакомства студентов с учеб­но-воспитательным учреждением, организацией учебно-твор­чес­кой работы с учениками, педагогами, преподающими спе­ци­альные художественные дисциплины, системой основных и дополнительных занятий и т. п. На протяжении первой недели студенты под руководством преподавателей составляют инди­ви­дуальные планы на весь период практики, которые утвер­ждают руководители практики от университета. За период прак­тики студенты посещают не менее 10 уроков (учебных ре­петиций, студийных занятий) по специальным художественно-творческим дисциплинам. Кафедры, ответственные за прове­дение практики (выпускающая и кафедра психологии и пе­дагогики), помогают студентам выполнить индивидуальный план и контролируют их деятельность на базах практики. По результатам практики проводится конференция, на которой студенты выступают с отчетами; оценка проделанной работы осуществляется в виде дифференцированного зачета.

Студенты поэтапно овладевают приемами практического ис­пользования знаний, полученных на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического и профессионально-творческого цик­лов, проводят наблюдения и анализ, результаты которых включаются в содержание отчета по практике.

Важным моментом при подведении результатов практики является профессиональная рефлексия начинающих препода­вателей. Отдельные материалы педагогической практики могут быть использованы при подготовке курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов. Материалы прове­денной работы прилагаются к отчету о педагогической прак­тике студента; их объем и качество учитываются при под­ве­дении результатов практики и влияют на оценку работы прак­тиканта. Лучшие работы представляются на научную конфе­ренцию студентов.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Тематический план педагогической практики

Разделы и темы
Раздел 1. Программы, нормативные и организационные основы педагогической практики
Тема 1.1. Организационные и профессионально-педагогические особен­ности баз практики
Тема 1.2. Требования к практикантам
Тема 1.3. Порядок прохождения и отчетности по педагогической практике
Раздел 2. Содержательное и методическое своеобразие преподавания видов искусства в условиях академической и досуговой форм художественного образования
Тема 2.1. Приемы анализа содержания художественного образования на базах практики
Тема 2.2. Наблюдение и анализ методики преподавания искусства в процессе индивидуальных, групповых и коллективных занятий по специальным дисциплинам
Тема 2.3. Планирование пробных и зачетного уроков практиканта
Раздел 3. Проектирование и практическая реализация дидактических разработок практиканта
Тема 3.1. Обоснование цели, задач учебного занятия с учетом особен­ностей текущего педагогического процесса на базе практики
Тема 3.2. Отбор необходимого и достаточного содержания учебного занятия как педагогическая проблема
Тема 3.3. Выбор форм и методов проведения учебного занятия, отвечающих цели и задачам урока; составление плана-конспекта урока (учебного, студийного, репетиционного занятия)
Тема 3.4. Использование современных образовательных технологий на уроке искусства
Раздел 4. Изучение психолого-педагогических характеристик учащихся
Тема 4.1. Параметры анализа личности ученика и составление его монографической характеристики
Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива
Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии
Тема 5.1. Параметры самоанализа собственного зачетного урока. Анализ уроков, проведенных другими практикантами
Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...