Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии
Оценка результатов педагогической практики и предложения практиканта по совершенствованию содержания и организации практики. Самооценка профессиональных умений преподавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности: 1. Организаторские умения: – оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях; – точно формулировать цель деятельности; – выделять этапы конкретного вида деятельности; – увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятельностью; – определять возможности участников деятельности и организовывать их работу; – правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации; – выбирать наиболее целесообразные методы и приемы достижения цели; – добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства; – поощрять соразмерно проделанной работе. 2. Коммуникативные умения: – продуктивно организовывать и осуществлять педагогическое общение; – соблюдать основные правила этики общения; – относиться с вниманием и пониманием к каждому учащемуся; – определять настроение воспитанников по косвенным показателям; – быть гибким, перестраивать свое поведение и характер общения в интересах дела; – ориентироваться в различных ситуациях общения; – создавать в учебном коллективе обстановку взаимной заботы и уважения; – устанавливать контакты с коллегами; – следить за культурой устной и письменной речи; – следить за своей внешностью с учетом реальной обстановки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.). 3. Дидактические умения: – проводить учебные занятия на высоком научно-методической уровне;
– организовывать продуктивную деятельность учащихся на занятиях; – научно, доступно и интересно излагать учебный материал; – прививать обучаемым интерес к знаниям; – находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов; – анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности; – определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом. 4. Конструктивно-творческие умения: – правильно определять содержание, формы и методы воспитательного воздействия; – компетентно осуществлять планирование учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися; – творчески подходить к педагогическому процессу; – использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях; – непременно добиваться успеха в педагогической деятельности. 5. Прогностические умения: – предвидеть результаты планируемых педагогических воздействий; – помогать учащимся разрабатывать программу самовоспитания; – самостоятельно разрабатывать критерии определения уровня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива; – вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, актуальные для развития тех или иных качеств их личности; – предвидеть познавательные затруднения обучаемых; – ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Литература 1. Буткевич, В. В. Личность учителя как предмет научного познания / В. В. Буткевич. – Минск: БГПУ, 2000. – 172 с. 2. Вишневецкая, З. Г. Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном курсах факультета педагогики и методики начального обучения / З. Г. Вишневецкая. – Витебск: Изд-во ВГУ, 1999. – 48 с. 3. Волкович, Н. А. Педагогическая практика по мировой и отечественной художественной культуре: пособие / Н. А. Волкович, Н. Н. Беспамятных, Н. Б. Журавлева; под общ. ред. У. Д. Розенфельда. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 67 с.
4. Воспитательная работа в школе и в лагере: игры, конкурсы, викторины: пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям: в 2 ч. / П. М. Бычковский [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – 327 с. 5. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М.: Флинта, 2010. – 344 с. 6. Журлова, И. В. Педагогическая практика студентов: учеб.-метод. указ. для студентов пед. ун-тов / И. В. Журлова, Л. А. Замыко, Г. И. Малащенко. – Мозырь: МГПУ, 2007. – 52 с. 7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск: Сер-Вит, 2010. – 256 с. 8. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка: метод. пособие / Нац. ин-т образования; под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Минск: НИО, 1999. – 154 с. 9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с. 10. Копылова, А. В. Планирование уроков по мировой художественной культуре / А. В. Копылова. – М.: Аз, 1999. – 72 с. 11. Организация педагогической практики студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М. И. Демидович [и др.]; под общ. ред. В. А. Капрановой. – Минск: БГПУ, 2007. – 114 с. 12. Осипов, Е. Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося: учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов; под ред. А. Н. Сендер. – Брест: БрГУ, 2007. – 138 с. 13. Педагогическая практика студентов университета: метод. рекомендации / сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. – Минск: БГУ, 1999. – 44 с. 14. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие / В. П. Тарантей [и др.]; под ред. В. П. Тарантея. – Минск: Университетское, 1991. – 206 с. 15. Пешикова, Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура»: рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры / Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская. – М.: Книголюб, 2000. – 72 с. 16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Нар. образование, 1998. – 256 с. 17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика: учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск: Новое знание, 2004. – 204 с. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|