На начальном этапе обучения искусству
1. Общие сведения об уроке: класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока. 2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся: – чистота помещения; – проветриваемость помещения, освещение; – соответствие парт росту учащихся; – чистота и аккуратность одежды, обуви; – посадка учащихся. Вывод: о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям. 3. Тип и структура урока: – тип урока; – структура урока; – распределение времени по этапам урока. Вывод: соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов. 4. Организационный этап урока: – своевременность явки учителя на урок; – своевременность явки учащихся на урок; – готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.); – приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.; – длительность организационного момента урока. Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, умении учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока. 5. Формы организации проверки домашнего задани я: – какими методами проверялось домашнее задание (устным, – форма организации проверки (фронтальная, парная, групповая); – виды письменной проверки (тесты, выполнение аналогичных задач и упражнений). Выводы: – дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;
– качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания; – владение учителем методами проверки; – какие оценки были выставлены и мотивировка их. 6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы: – использование методов (словесные, наглядные, практические) и их соответствие задачам и этапу урока; – используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков; – как было проверено качество понимания нового материала; – соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения: а) словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей); б) наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоятельность, план действий, формулировка выводов); в) практическим (сочетание индивидуальной работы с фронтальной, игровые приемы, четкость, наличие правил выполнения, контроля и т. д.). Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать рекомендации. 7. Анализ заключительного этапа: – подведение итогов (учителем или учениками с помощью вопросов; использование приемов рефлексии и т. д.); – методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли перегрузка, проведен ли инструктаж, разбор и т. д.); – своевременность окончания урока (со звонком или после). 8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики: а) принципа наглядности: – указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая); – правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения;
– формы сочетания слова и наглядных средств; – способствовали ли они развитию мыслительной деятельности (привести примеры) или, наоборот, тормозили развитие мышления; б) реализация принципа систематичности и последовательности: – логическая последовательность этапов урока; – привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему); – как реализован данный принцип в различных звеньях процесса обучения; в) реализация принципа сознательности и активности в обучении: – как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания; – проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения; – знание конкретных фактов; – умение анализировать эти факты и делать выводы; – умение выражать их в правильной речи; – умение пользоваться знаниями на практике; г) принцип научности: – содержание материала (достоверность, научность); – методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.); – связь с практикой (где она проявилась); д) принцип доступности: – опора на имеющийся опыт учащихся; – соответствие знаний уровню развития учащихся; – учет индивидуальных особенностей; е) принцип прочности: – выделение главного в изучаемом материале; – связь главного в уроке и имеющихся у учеников знаний; – использование практических работ; ж) принцип индивидуального подхода в обучении: – дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание); – оценка знаний; – опрос на уроке. 9. Поведение учащихся на уроке: – дисциплинированность; – активность; – внимательность; – работоспособность; – заинтересованность; – прилежание. 10. Поведение учителя на уроке: – внешний облик, движения, манеры; – владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность); – организованность; – находчивость; – умение наблюдать класс и отдельных учащихся; – умение работать с каждым учащимся и всем классом одновременно; – внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований; проявление педагогического такта.
В конце анализа сделать выводы и высказать предложения. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|