Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Формы, способы, методы и средства реализации РП.




Формы реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности. Игра — это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации Программы. В игре как деятельности детей можно выделить две основные формы — сюжетную игру и игру с правилами. Подвижные игры — оптимальная основа для физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка. Театрализованные игры имеют особое значение для социализации и культурации дошкольника. Педагогически целесообразной формой работы являются различные игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно. Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». Одной из форм организации совместной деятельности взрослого с детьми и реализации Программы выступает мастерская. Мастерская как форма организации в первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Психолого-педагогическая работа по развитию ребёнка-дошкольника в ДОО предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, государстве и самом себе. Коллекционирование, как форма работы с детьми, эффективно используется при реализации задач практически всех образовательных областей. Коллекционирование — форма познавательной активности

дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций, речи и коммуникативных навыков. Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. К формам совместной музыкально-художественной деятельности

взрослого и детей относится слушание музыки, исполнение и творчество.

В классификация методов (Сластенин В. А. и др.), основанной на такой характеристике образовательного процесса, как целостность, выделяются следующие группы методов:

- формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.);

- организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.);

- стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);

- контроля эффективности образовательного процесса (весь спектр диагностических методов).

С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, а также вышеназванных классификаций методов можно выделить следующие группы методов реализации Программы: методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.

Основные методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности. Традиционными методами мотивации и стимулирования деятельности детей являются поощрение и наказание. Упражнение как метод реализации Программы представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм деятельности ребёнка и его поведения.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особое место занимают в ней средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов. Общепринято их деление на:

- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);

- визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

- игровой (игры, игрушки);

- коммуникативной (дидактический материал);

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал);

- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)

Программой предусмотрено:

1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» отображает систему отношений ребенка к другим людям и себе самому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...