Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СХЕМА 7. Направленность конфликта




       
   
 

 


70 – 80 % всех конфликтов

 

СХЕМА 8. Содержание конфликта

Конструктивные (созидательные)     Деструктивные (разрушительные)  
1) Существуют осознанные или проговоренные этические нормы общения, и оппоненты не выходят за их рамки. 2) Партнеры реально представляют совместную невыгодность деструктивного разрешения ситуации. 3) Конфликт заканчивается выходом, приемлемым для всех или большинства участников. Энергия разрешения конфликта направляется в последующую деятельность по решению стоявшей проблемы (чтобы не было ситуации: «поговорили, помирились и разошлись, а «воз и ныне там».   1) Одна из сторон жестко настаивает на своем, не желает учитывать интересы другой стороны. Основной девиз: «Все или ничего». 2) Один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы: силовое давление, откровенное манипулирование, личностные нападки. 3) Итогом конфликта является усиление противостояния сторон. Разрабатываются планы усиления давления на партнеров, изначальная проблема забывается. Определяются параметры «победы над противником».  

 

Комментарий: У сената есть также обычай, по которому ничто из предлагающегося в первый день не обсуждается тут же, а переносится на следующее заседание сената, дабы никто не сболтнул необдуманно того, что первым придет ему на язык. В противном случае, позднее, он будет думать более о том, как защитить свое решение, чем о пользе для государства. От израненного и ложного стыда предпочтет он скорее подвергнуть опасности благополучие общества, нежели мнение о себе, дабы не казалось, что сначала он недостаточно поразмыслил. Ему надобно было поразмыслить сначала, чтобы говорить обдуманнее, а не быстрее. (Томас Мор. Утопия)

Дополнение: Давайте раскроем более подробно содержание продуктивного конфликта. Первым признаком отнесения конфликта к конструктивным является то, что он по своему итогу служит источником энергии для позитивных изменений в структуре, динамике, результативности социально-психологических процессов, может стать отправной точкой самоусовершенствования и саморазвития личности.

В данном случае необходимо учитывать два важных момента, способствующих созданию именно продуктивного разворачивания конфликта. Первый: побеждает тот, кто борется за что-то, а не против чего-то или тем более кого-то. Сила противостояния редко бывает конструктивной, поскольку чаще всего разворачивается по алгоритму «сначала мир разрушим до основанья, а затем...». И второй момент: возможность конструктивного разрешения конфликта сходит на нет в случае перехода на личностный уровень: выяснение прав, отношений и особенно раз­личного рода споры по не­принципиальным фактам. Поэтому всегда больше шансов выиграть имеет тот, кто помнит, что, «начав спорить с глупцом, вы очень быстро поймете, что вас уже двое».

И еще одна особенность, определяемая человеческим сознанием: выход из конфликта, его последействия также могут быть продуктивны или деструктивны. Негативный опыт запоминается человеком гораздо «прочнее», хотя и быстрее вытесняется. Именно в работе с негативной информацией проявляются различия людей в подходах к кризисным ситуациям жизни. «Защищенный» человек обладает личностным ресурсом для чтобы даже очень неприятную, стрессовую ситуацию разложить на составляющие и определить те неверные «ходы», которые он совершил. В этом случае «стоп-кадр», в том числе и уровне подсознания, запрет на определенные действия будет распространяться на конкретные элементы собственного неэффективного поведения. Если этого не сделать, то в качестве негативной нашим сознанием оценивается в целом вся ситуация, эпизод взаимодействия, условия жизнедеятельности. Эта оценка, в свою очередь, может быстро распространиться на уровень личностного обобщения. Например, человек сам себе говорит: «Три дня хожу и все без толку, наверное, у меня никогда не получится нормально поговорить с начальником». Но ведь подсознательно им вбивается собственная самооценка по варианту «я не умею показать свои способности, сделать так, чтобы меня заметили» — «эта профессия при изменении «правил игры» по рыночным принципам мне не подходит», «мне не удастся приспособиться к этой жизни».

8.1. Причины конструктивных конфликтов
Объективные причины, отражающие несовершенство организации Неблагоприятные условия труда; несовершенная система оплаты; недостатки в организации труда; простои, штурмовщина; сверхурочные работы; несоответствие прав и обязанностей; нечеткие должностные инструкции; низкий уровень трудовой дисциплины; конфликтогенные организационные структуры и др.
8.2. Причины деструктивных конфликтов
Субъективные причины: неправильные действия руководителя и подчиненных, психологическая несовместимость людей Ошибочные действия руководителя: 1. Нарушение служебной этики: грубость; высокомерие; неуважение к подчиненным; обман подчиненных (явный / неявный), невыполнение обещаний; нетерпимость к мнениям, отличным от собственного, зажим критики; ущемление прав подчиненных; людей злоупотребление положением начальника (навязывание внеслужебных поручений); утаивание информации, ставящее подчиненных в положение неопределенности; поручение исполнителю «через голову»; критика, принижение достоинства человека. 2. Нарушение трудового законодательства: правовая безграмотность руководителя; нарушения формальных процедур. 3. Несправедливая оценка руководителем подчиненных: ошибки в применении поощрений и наказаний; недостаток в распределении работ между подчиненными; установление оклада не по «вкладу»; приглашение работника со стороны, когда есть свои кандидаты; болезненное отношение к авторитету подчиненного; огульная критика подчиненных; нечеткая формулировка руководителем поручаемых заданий.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...