Тема 2.3. Управление конфликтами
При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы: 1. Понятие и причины конфликтов 2. Типы конфликтов 3. Способы разрешения конфликтных ситуаций
Понятие и причины конфликтов Конфликты – это естественные и закономерные процессы в жизнедеятельности людей и организаций. Любой трудовой коллектив состоит из работников, отличающихся друг от друга возрастом, образованием, профессиональным и жизненным опытом, индивидуальными особенностями, а следовательно конфликты неизбежны. Менеджер в организации является связующим звеном между системой управления и работниками этой организации, которые составляют трудовой коллектив. Конфликт – (с лат. – столкновение) – это противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя и более сторонами. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо же несовпадение интересов. Конфликтная ситуация включает объекты (предмет спора, источник разногласий) и субъекты (участники конфликта) конфликта. Это и является базой конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. когда одна из сторон начинает действовать, ущемлять интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания (обстоятельство, случайность) В жизни организации имеют место как конструктивные, так и деструктивные конфликты. Конструктивные стимулируют развитие организации, способствуют предотвращению застоя, вскрывают источник разногласий и тем самым позволяют его устранить, сплачивают людей перед лицом внешних проблем и трудностей, позволяют приобрести опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. Это функциональные (позитивные) последствия конфликта.
Деструктивные – приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Это дисфункциональные (отрицательные) последствия конфликта. Если конфликт в организации не управляем, это может привести к конфронтации, когда структурные подразделения или члены коллектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом. Это может привести в итоге к деградации коллектива и организации в целом. Основными причинами конфликтов являются: 1. Распределение ресурсов. В любых организациях ресурсы ограничены, поэтому руководство должно решать, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к конфликтам; 2. Взаимозависимость задач. Поскольку организации являются системами из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного элемента взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. 3. Различия в целях. В организациях специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем общих целей; 4. Различия в представлениях и ценностях; 5. Различия в манере поведения и в жизненном опыте; 6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации (отсутствие информации) является как причиной, так и следствием конфликта. 7. Препятствие достижению целей организации. Длительный ремонт оборудования, недопоставка (несвоевременная поставка) материалов, деталей. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными. Соответственно, конфликты бывают организационные, производственные и межличностные.
Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Организационный конфликт может возникнуть и в результате не качественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей. Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников и т.д. Межличностные конфликты, в основном, происходят из-за несовпадения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т.п. Эти конфликты могут происходить как при наличии, так и при отсутствии объективных организационных или внутрипроизводственных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь. Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон. Межличностный конфликт, как правило, принимает более жесткую форму и носит более затяжной характер.
Типы конфликтов В теории менеджмента исследованы четыре типа конфликта Внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия: когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями Конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Межличностный конфликт – самый распространенный вид конфликтов. Причины его разнообразны и могут иметь производственную или организационную основу или быть чисто психологическими. В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкновения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой. Это конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам: - если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует; - если в коллективе есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который, по общему мнению, должен быть формальным руководителем, а «сверху» вопреки мнению коллектива назначают другого человека; - если стиль и методы управления нового руководителя резко отличаются от методов работы прежнего руководителя. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Межгрупповой конфликт. Может очень пагубно сказаться на результатах деятельности организации. Нанести фирме большой урон, так как в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы, творческие группы. Возникают между группами, формальными и неформальными. Часто происходят между линейным и штабным персоналом, между функциональными группами (например, между отделом сбыта и производства по поводу количества производимой продукции).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|