Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложности продвижения социальных идей и услуг.




Тема 5. Социальная реклама: этические проблемы

План:

1. Социальная реклама: понятие и принципы.

2. О зарубежной социальной рекламе.

3. Псевдорынок социальной рекламы: мифы и проблемы.

4. Шок в социальной рекламы. Проблемы эффективности апелляции к страху в социальной рекламе.

5. Эффективность социальной рекламы.

 

 

Скажите, как называется технология,

Инструментом которой является социальная реклама?

В 1971 г. Филип Котлер и Джеральд Зальтман предложили термин "социальный маркетинг", который они определили как "комплекс мероприятий по разработке, внедрению и контролю над программами, призванных повлиять на принятие социальных идей". Социальный маркетинг стремится повлиять на социальные модели поведения, чтобы принести выгоду не продавцу, а целевой аудитории и обществу в целом. Социальный маркетинг отличается от других сфер маркетинга только в отношении целей продавца и его или ее организации.

 

Последние годы стали необыкновенно «урожайными» на социальную рекламу – не только в плане появления огромного количества конкурсов, тендеров, конференций и самих продуктов социальной направленности, но и создания основ теории русской социальной рекламы

Если говорить о мировых тенденциях, то на Западе тренд на социальную рекламу появился давно, и в настоящее время он становится все более востребованным. Квалификация «менеджер социальных технологий» или «режиссер социальных проектов», например, среди молодежи Германии выходит на одно из приоритетных мест в выборе профессии для тинэйджеров. Подобная тенденция скоро появится и в Украине. Однако пока что мало кто ясно представляет, что такое социальная реклама и каково ее отличие от других видов рекламы.

Существует множество способов классификации рекламы. В ее истории были периоды, когда сам термин ассоциировался только с рекламой торговой. Однако с древнейших времен практически параллельно с коммерческой развивается политическая реклама, потом появляется реклама социальная.

Зарубежные и отечественные ученые выделяют четыре подвида социальной рекламы – некоммерческая, общественная, государственная и собственно социальная.


Социальная реклама: понятие и принципы

Некоммерческая реклама

Прежде всего, необходимо оговориться, что термин «социальная реклама» применяется только в постоветских странах (Россия, Украина и др.). Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама. Отсюда и разница в толковании терминов:

«Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества» (Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс Современная реклама. М.: ИД «Довгань», 1995)

Общественная реклама

«Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе» (Уэллс У., Бернет Дж. Мориарти С. Реклама: принципы и практика. – СПб: «Питер», 2001г.)

 

Государственная реклама

Термин «государственная реклама» выведен из существующей практики.

Государственная реклама – это реклама государственных институтов (таких как армия, военно-воздушные силы, налоговая полиция) и продвижение их интересов.

Социальная реклама

И, наконец, четвертый вид – это собственно социальная реклама.

Социальная реклама – вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение ее – гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы – изменение поведенческих моделей в обществе.

 

Некоторые специалисты выделяют еще два подвида социальной рекламы:

1. Реклама, призванная внедрять или закреплять конкретные правила и нормы (что связано с набором определенных действий).

2. Реклама, рисующая «образ мира», призванная легитимизировать уже существующие или же только предлагающиеся моральные и поведенческие нормы. Так, реклама второго уровня, например, не просто призывает пользоваться презервативами (или не бросать мусор мимо урны), а дает идеальную картинку «стратегического» отношения к жизни, в которую предполагаемые правильные действия «встраиваются» в качестве логичного элемента. Такая реклама эффективнее и интереснее, однако в Укриане ее фактически нет. Отечественная социальная реклама пока более «инструментальна»: она описывает действие, которое необходимо совершить.

Функции социальной рекламы:

• формирование общественного мнения;

• привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;

• стимулирование действий по их решению;

• формирование позитивного отношения к государственным структурам;

• демонстрация социальной ответственности бизнеса;

• укрепление социально значимых институтов гражданского общества;

• формирование новых типов общественных отношений;

• изменение поведенческой модели общества

По принципам и функциям социальная реклама являет собой пример автономной области информационной работы, направленной на включенность масс в социально-значимые проблемы.

 

Сложности продвижения социальных идей и услуг.

У социально рекламы есть свои особенности. Американский исследователь Р. Харрис полагает, что социальные идеи продвигать сложнее, чем товары и услуги. Почему?

1. «Прибыль» и обязательства, связанные с социальными идеями, получает не только отдельный человек, но и общество в целом (от повторного использования отходов выигры­вает, прежде всего, общество, а не конкретный индивид). Это затрудняет эмпатию.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

2. Время. Польза от социальных идей откладывается на неопределенный период или вообще недосягаема (вероятно, пользу отказа от курения человек мо­жет почувствовать лишь в почтенном возрасте).

3. Вредные привычки, убеждения и уста­новки глубоко укоренены в человеке, поэтому для их изменения требуются огромные усилия.

4. Послания социального маркетинга часто сталкиваются с серьезной оппозицией (например, в США интересы табачной промышленности защищает Институт табака).

5. Создатели социальной рекламы часто задаются максималистской целью. Они хотят изменить поведение 50-100 % населения, тогда как коммерческая реклама считается успеш­ной, когда достигнуто необходимое воздействие на 1-10 % потребителей [Харрис Р. Психология массовых коммуника­ций. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. — 448 с., с. 379-381].

Итак, продвижение социальных идей являет­ся нелегкой задачей. Но многое зависит от цели, которая стоит перед конкретным рекламным обращением. Целью социальной рекламы может быть изменение мнения, отношения или поведения человека. На­пример, заставить водителей всегда пристегивать ремень безопасности (изменение поведения) или обратить внимание людей на проблему вырубки лесов (изменение мнения) и т.п. Любой специа­лист в сфере медиа знает, что сломать «поведен­ческий» шаблон сложнее, чем просто заставить человека задуматься. Значит, цели можно ранжи­ровать по степени сложности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...