О методах воздействия в социальной рекламе
Шок – это, конечно, очень сильный прием в любой рекламе. Те, кто прибегает к этому запретному плоду, часто имеют успех. А между тем, шок – это «остроразвивающееся и угрожающее жизни состояние, которое наступает в результате какого-либо чрезмерного воздействия и характеризуется прогрессирующим нарушением» (БСЭ). Д.В. Железнякова и Д.О. Берез в статье, посвященной шоковой рекламе, дают следующее определение шока: шок — это остро развивающийся патологический процесс, обусловленный действием сверхсильного раздражителя и характеризующийся нарушением деятельности ЦНС. Психический шок — психоз, возникающий при внезапных угрожающих жизни обстоятельствах или ситуациях и вызывающий резко выраженный аффект страха. Принято считать, что шок как результат коммуникативного акта чаще всего связан с нарушением определенных табу, с развенчанием стереотипов на норму и запрет, на то, что можно демонстрировать, а что нельзя. Другими словами, реклама шокирует, когда показывает аудитории те стороны жизни, которые он видит крайне редко или не видел вообще в силу устоявшихся норм. В современной научной литературе нет единого определения шоковой рекламы. Попытку привести различные подходы к общему знаменателю делают авторы книги «Парадоксы шоковой рекламы» (В.В. Тулупов, Е.Ю. Красова, Е.В. Малыхина), высказывая предположение, что рассматриваемый феномен неоднороден и вбирает в себя, по крайней мере, четыре понятийных характеристики. Это собственно шокирующая реклама, эпатажная реклама, тревожащая реклама и смущающая реклама. Они отличаются как по степени шока, вызываемого у реципиента, так и по используемым для достижения желаемого эффекта приемам. Например, эпатажная реклама открыто «играет на запретных и полузапретных темах (секс, расизм)», тревожащая реклама часто эксплуатирует различные комплексы и фобии (страх высоты), в смущающей рекламе сам товар (в частности, гигиенические прокладки) может раздражать некоторые сегменты аудитории и т.п. По мнению авторов:
собственно шокирующая реклама — это агрессивная реклама, в которой используется самая высокая степень шока: тема смерти, изображение или предположение о причинении физического или морального вреда живым организмам или неживым предметам. Впрочем, авторы «Парадоксов шоковой рекламы» анализируют данный феномен применительно к рекламе вообще. Что касается социальной рекламы, то она может включать в себя все перечисленные выше характеристики. Однако наиболее жаркие дискуссии среди специалистов возникают относительно собственно шокирующей социальной. Именно эту разновидность мы будем иметь в виду, говоря далее о сильных и слабых сторонах шоковой рекламы, ее достоинствах и недостатках.
Основные критерии, позволяющие отнести конкретную социальную рекламу к шоковой: 1. Реклама концентрируется на проблеме, а не на ее решении; 2. В рекламе преобладает негативная информация; 3. Реклама обращается прежде всего к эмоциям реципиента, причем основным инструментом воздействия является иллюстрация, в которой натуралистично или гиперболизировано раскрываются такие темы, как смерть, болезнь, убийство и т.п.
На Западе, особенно в Европе, шоковые методы пользуются популярностью. На плакатах против курения там можно увидеть не только изуродованные легкие курильщика, но и различные формы и стадии рака в самом устрашающем свете. А в рамках одной кампании против пьянства за рулем европейцам показали биллборды с изуродованными лицами тех, кому удалось выжить после автомобильных аварий, спровоцированных пьяными водителями. А вот пример из отечественной практики. В шорт-лист фестиваля СР «Виноградарь-2008» попал образец печатной рекламы против курения под названием «Фарш из легких». На принте изображен молодой человек с сигаретой в зубах, усердно перекручивающий в мясорубке окровавленный кусок мяса. Подпись гласит: «Способ приготовления: просто КУРИ... все остальное сделает за тебя РАК легких...». Пример совершенно типичен в своем роде. Вся шоковая реклама против курения создается по принципу наглядной демонстрации последствий вредной привычки, с использованием гиперболизации и агрессивных метафор. Курение — далеко не единственная мишень шоковой «социалки». В России шок стал активно применяться для профилактики нарушений ПДД или антинаркотической агитации. Во всем мире жесткие методы воздействия на аудиторию часто используются экологическими организациями.
Шоковое воздействие сейчас активно применяется в социальной рекламе, этим приемом нас стараются «пробить», заставить стать неравнодушными. Как это работает мы хорошо знаем из программы «600 секунд» Невзорова, ставшей реальным шоком для телевизионной аудитории в начале 90-х: кровь, насилие, валяющиеся части человеческого тела. Другой пример – кампания по борьбе с курением, которая была организована в Сингапуре: в течение нескольких дней публике демонстрировали последние муки реального больного, который умирал от рака легких. Однако, при использовании шока как приема в Украине, нельзя не учитывать то, что наши соотечественники уже 20 с лишним лет живут в состоянии постоянного стресса. При таком высоким уровне тревожности люди могут отреагировать на такие приемы неадекватно, а, значит, использовать шок в социальной рекламе нужно очень осторожно.
Пример: в Италии, например, очень хорошо сработала реклама, построенная на двух последовательных треках. Сначала показывается картинка, как люди едут не пристегнутыми в автомобиле, происходит авария. Ребенок, который сидел на заднем сиденье, вылетает через лобовое стекло, падает на асфальт и погибает. Тут же этот трек прокручивается обратно. Люди, семейная пара, снова выходят из супермаркета, пристегивают ребенка, сами пристегиваются. Едут, происходит авария. Мама с папой переглядываются, смотрят друг на друга – живы и здоровы, а ребенок, лишь облившись соком, смеется. Это та позитивная модель, норма поведения, которой человек может следовать прямо сейчас. Почему социальная реклама часто бывает шокирующей? Только ли потому, что она должна пробить бронь равнодушия, заставить людей задуматься о том, о чем они не привыкли задумываться? Или есть еще причины? Социальная реклама иногда бывает шокирующей, и причин этого много. Но главных всего две. 1) Первая и самая распространенная – это низкий профессиональный уровень разработчиков и отсутствие какой-либо ответственности у заказчиков. Ни у одной «шокирующей» отечественной рекламы как правило нет реальных целей что-то изменить в реальности, она создается для освоения бюджетов, либо для славы, фестивальных побед или экспериментов над живыми людьми. Нет, как правило, и брифов от заказчика. Обычно есть только отговорка – «пусть люди задумаются…», но о чем именно, с каким сообщением обращаются заказчики и креаторы к потребителю сообщения, уже никого не волнует. И защищаться от этих экспериментов люди вынуждены сами. 2) Вторая причина применения «шокирующей» рекламы – это реальная невозможность передать необходимую мысль, например, о сути какого-либо заболевания без разъяснения его симптомов, без использования резких, острых образов. Но, при этом, профессиональная реклама всегда выводит потребителя сообщения из стрессового состояния и дает конкретный образец действия, поведения, знания, чтобы не оказаться в подобной стрессовой ситуации в реальности.
Важное отличие социальной рекламы от коммерческой в данном случае – отсутствие необходимости гиперболизации образа, т.е. как только креатор начинает «преувеличивать», он начинает лгать людям. И это многие чувствуют, но прощают в коммерческой рекламе.
2. Где границы дозволенного в "шоковой терапии" социальной рекламы? Что, на ваш взгляд, недопустимо - нарушение законов эстетики, непродуманное этическое содержание или что-то другое? В рекламе нет понятия «шоковая терапия». Но если говорить медицинскими терминами, то недопустимо лезть к пациенту с «лекарственным message» без тщательной диагностики. В рекламе каждый сотрудник креатор, копирайтер, менеджер проектов и даже ассистент директора РА – «дипломированный лекарь человеческих душ», он лучше людей знает «как надо» и «что правильно». Для коммерческой рекламы подобная уверенность может стоить жизни бренду, а в социальной рекламе речь идет о многих человеческих жизнях. И слово, в данном случае, может и ранить, и искалечить судьбу, и убить. Это происходит каждый день, так как социальная реклама часто делается без вопроса о последствиях. Создатели рекламы всегда могут утешить себя индульгенцией, что среди миллионов людей, есть те, кому их реклама не повредила, а даже помогла.
3.Насколько эффективна апелляция к страху в социальной рекламе? Обращение к чувству страха особенно характерно для кампаний, направленных на популяризацию здорового образа жизни и рекламу благотворительных организаций. Антиникотиновые кампании в США в начале этого века содержали внушающие страх образы, так же как и кампании по дорожной безопасности в Новой Зеландии и Австралии, реклама благотворительного характера в Великобритании. Обращение к страху активно используется теми, кто занимается социальным маркетингом Лабораторные исследования эффективности обращения к страх у Основной целью многочисленных лабораторных исследований в сфере социального маркетинга, проводимых в последние десятилетия, является определить, может ли апелляция к страху заставить людей изменить поведенческие привычки в лучшую сторону. Были созданы различные модели когнитивных и эмоциональных процессов, такие как:
Дилемма обращения к страху в социальной рекламе:
Большинство работ по социальному маркетингу и рекламе поддерживает идею апелляции к страху. Но, как было замечено выше, без ответов остается много вопросов. Ключевым является вопрос не об эффективности обращения к страху в условиях эксперимента, а об эффективности такой апелляции к человеку в естественных условиях, человеку вынужденному перерабатывать огромное количество информации ежедневно. Существует несколько причин, которые не позволили найти ответ на этот вопрос, основываясь на проведенных экспериментах и исследованиях: 1. Большинство исследований были проведены в искусственных лабораторных условиях. 2. Отсутствует четкое определение понятия «страх» и некой единицы его измерения. 3. Выборка достаточно ограниченная и не соответствует возможной реальной целевой группе. 4. Результаты исследований эффективности проведенных кампаний социального характера, чаще всего, остаются закрытыми для широкой аудитории. Подробно эти причины рассмотрены в Приложении 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|