Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Общественное сознание Основные темы и понятия раздела




 

• Общественное сознание и сознание индивида

• Духовно-нравственные ценности российского общества

• Социальная мифология России и проблемы адаптации

• О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике

Б. А. Чагин

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА [89]

Общественное сознание на его различных уровнях и в раз­личных формах не только познает предметный мир, оценивает его явления, активно воздействует на общественные отноше­ния, но в процессе этого воздействия регулирует взаимоотно­шения людей. Само собой разумеется, эта регуляция проис­текает из того обстоятельства, что сознание отражает суще­ствующие объективные связи и отношения в обществе. Под регулятивной функцией общественного сознания следует по­нимать его целесообразные воздействия на деятельность лю­дей в определенном направлении, что находит свое отражение в их практике, формирует их мировоззрение, идеалы, застав­ляя их действовать в жизни соответствующим образом.

Регулятивной функцией обладают как идеология, так и психология, а также различные формы общественного созна­ния. Регулятивная функция каждой из них характеризуется специфичностью и относительной самостоятельностью, но исходит в конечном счете из потребностей и интересов инди­вида, социальной группы, класса и общества в целом. Регуля­ция сознания в обществе может принимать стихийный харак­тер, выступая в форме подражания, моды и пр. Признание тех или иных социальных ценностей, принципов и идеалов явля­ется весьма важным моментом в регулирующей функции со­знания. Регулятивная функция общественного сознания со­здает необходимые условия функционирования и развития общества. Стержнем духовной жизни общества на любом ис­торическом этапе является общественное сознание, отражаю­щее основные черты и закономерности общественного бытия в тех или иных формах, присущих определенным классам. Общественное сознание тем самым определяет основной ха­рактер и закономерности духовной жизни общества, все его духовные процессы и отправления. Ставя вопрос о соотноше­нии сознания и знания, основоположники марксизма отмеча­ли: «Способ, каким существует сознание и каким нечто суще­ствует для него, это — знание». Осознание человеком объек­тивной действительности и самого себя в обществе является познанием. Общественное сознание внутренним образом свя­зано со знанием, с его производством, приращением и функцио­нированием.

Общественное сознание представляет собой духовный результат развития общества, выражение его социального, экономического и политического бытия. Общественное созна­ние возникает как продукт всей общественной деятельности людей. Оно представляет собой социальную функцию обще­ства. Поэтому его результаты в различных сферах всегда носят общественный характер. По общественному сознанию можно судить не только об образе духовной жизни общества, но и о его коренных основах бытия, чего нельзя сказать об индиви­дуальном или обыденном сознании. Общественное сознание вырабатывается обществом, является квинтэссенцией его ду­ховных процессов. В обществе, расколотом на антагонистичес­кие классы, общественное сознание приобретает противоречи­вый характер. Оно прежде всего отражает интересы господ­ствующего класса, но не сводится только к идеям последнего.

Поэтому нельзя говорить об однотипности общественного сознания в обществе, разделенном на классы и социальные группы. Плеханов писал: «Структура цивилизованных об­ществ настолько сложна, что, в строгом смысле слова, нельзя даже говорить о состоянии духа и нравов, соответствующем данной форме общества. Состояние духа и нравов горожан часто существенно отличается от состояния духа и нравов кре­стьян, а дух и нравы дворянства очень мало похожи на дух и нравы пролетариата. Поэтому "тип", являющийся "господ­ствующим" в представлении одного какого-нибудь класса, от­нюдь не господствует в представлении другого класса». Но господствующий класс стремится навязывать свою идеологию другим классам. Основоположники марксизма отмечают, что «тот класс, который представляет собой господствующую ма­териальную силу общества, есть в то же время и его господ-

ствующая духовная сила». В меньшей мере это может быть отнесено к общественной психологии.

Диалектика соотношения сознания человека и обществен­ного сознания весьма сложна. Человек не просто часть обще­ства. Он так или иначе выражает собой общество на конкрет­ной ступени его развития в определенных социальных фор­мах. Общественное сознание аккумулирует также минувший исторический опыт, который участвует в формировании со­знания человека. <...>

Общественное сознание отнюдь не представляет конгломе­рата индивидуальных сознании, хотя именно в них оно и име­ет свою реальную основу и источник. <...> Вбирая в себя со­держание индивидуальных сознаний, общественное сознание отнюдь не является простым их итогом. Общественное созна­ние отражает наиболее общее, основное, решающее, что содер­жится во множестве индивидуальных сознаний.

Но этого недостаточно, чтобы охарактеризовать соци­альную природу общественного сознания. Общественное со­знание вырастает не на пустом месте. Оно внутренне связано с предшествующим развитием общества. Действует закон ис­торической преемственности, связи. При этом способы исто­рической преемственности и сохранения прогрессивных идей в сознании людей крайне разнообразны. Нередко это прямое наследование прогрессивных идей, иногда — признание толь­ко важнейших принципов прошлых учений и т. д. Обществен­ному сознанию присуще сохранение, усвоение и дальнейшее развитие возникших идей. Но формы этой преемственной свя­зи в науке, философии, искусстве, морали в различные эпохи имели свой конкретно-исторический характер. Подлинная научная история общественного сознания невозможна без анализа исторической преемственной связи идей, учений.

Индивидуальное сознание само по себе не может охватить всю совокупность всех связей и опосредований, существую­щих в обществе, выделить главное и существенное. На него неизбежно воздействует общественное сознание, которое от­личается от него глубиной отражения действительности, масш­табом понимания исторических событий, широким охватом об­щественных явлений, предвидением исторических процессов. Сознание индивида невозможно без связи, взаимодействия с общественным сознанием. Это происходит с помощью средств, выработанных обществом. Материализуясь в языке, объекти-вируясь в книгах и других предметах и явлениях культуры и находя выражение в разнообразных средствах и формах обще­ния, представления и идеи индивида становятся достоянием общественного сознания. И наоборот, результаты общественно­го сознания становятся идейным богатством индивида.

Индивидуальное сознание — отражение индивидом об­щественного бытия и своего места в нем. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, через приз­му которого оно взаимодействует с общественным сознанием и, следовательно, с общественным бытием. «Какова жизнеде-ятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производ­ством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят». Через индивидуальную психически-иде­ологическую и научную деятельность человек отражает свою объективную связь с обществом, классом, социальным коллек­тивом. Процесс освоения мира в сознании человека всегда ин­дивидуален, но в индивидуальном сознании людей содержит­ся прежде всего общее, основное, свойственное обществу, классу. Методологической основой изучения взаимодействия индивидуального сознания и сознания общества является ди­алектический принцип соотношения общего, частного и еди­ничного. Этот принцип относится, само собой разумеется, не только к гносеологической, но и к социологической стороне анализа проблемы. Общее раскрывает общечеловеческие чер­ты, а также общезначимые, типические стороны содержания сознания индивида на данном этапе исторического развития, частное — принадлежность черт, свойств, относящихся к со­циальной группе или классу, и единичное — особенности в духовном развитии личности. Все эти аспекты внутренне свя­заны и выражают общественный характер сознания индивида, зависимость его индивидуального сознания от общественного сознания и тем самым детерминацию поведения индивида.

Для общественного сознания характерно такое отражение общественного бытия, в котором дано самое основное, существенное в нем, стремление открыть законообразное в общест­венных явлениях. В нем находят свое выражение потребности и главные интересы общества или класса на данном этапе ис­торического развития. Индивиды, составляющие тот или иной класс, сплачиваются вокруг общих социально-экономических интересов благодаря действию общественного, классового со­знания, которое выполняет тем самым определенную регуля­тивную социальную функцию.

Процесс отражения действительности индивидом возмо­жен только в результате выработанных обществом форм и средств отражения, создания учений, теоретических принци­пов, усвоения духовной культуры прошлого, взаимодействия идеологических отношений людей. Сложнейший механизм общества можно познать в результате творческих усилий мно­гих поколений людей. Общественное сознание — это сознание определенной исторической эпохи. Индивидуальное сознание возникает на базе общественного сознания, в главном и реша­ющем определяется им. В общественном сознании закреплен исторический путь культуры человечества в различных обла­стях духовных отношений людей.

В. Е. Семенов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...