Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие биографические сведения об авторах статей




Аллахвердов Виктор Михайлович (род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском институте инженеров железнодорожного транспор­та, с 1981 г. заведовал кафедрой прикладной психологии и со­циологии в этом институте. С 1997 г. — профессор кафедры общей психологии СПбГУ. Область исследований: психоло­гия познания, психология искусства, методологические про­блемы психологического исследования.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — доктор пси­хологических наук, профессор. После окончания Горского пе­дагогического института во Владикавказе (1928) поступил в аспирантуру Института по изучению мозга (Ленинград), в 1930 г. стал его научным сотрудником. С этим научным уч­реждением, созданным В. М. Бехтеревым, связано становле­ние Б. Г. Ананьева как ученого. С 1944 г. активно ведет препо­давательскую и научную работу на кафедре Ленинградского университета. В 1951-1960 гг. возглавлял Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР. Декан факультета психологии ЛГУ с 1967 г. и до кон­ца своей жизни.

Б. Г. Ананьевым проведены масштабные исследования по истории психологии, психологии познания, воли, характера, онтопсихологии и акмеологии, педагогической психологии, половому диморфизму.

Ахмедов Тариэл Ильясович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилита-

ции и психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования (Украина).

Бассин Филипп Вениаминович (ум. 1992) — советский психиатр, психолог. Ф. В. Бассин освоил психоаналитический метод и с успехом практиковал его в Харькове. В середине 30-х гг. переезжает в Москву, где в течение нескольких лет ра­ботает в Институте психиатрии. С 1934 г. и до конца своих дней Ф. В. Бассин — сотрудник Института неврологии Акаде­мии медицинских наук, в котором проработал почти полстоле­тия. Там он возглавлял исследования в области нейрофизио­логии, защитил кандидатскую, а потом и докторскую дис­сертации.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — психи­атр, невропатолог, психолог, физиолог. Главным наставником В. М. Бехтерева был И. П. Мержеевский, руководитель кафед­ры и клиники душевных и нервных болезней Петербургской медико-хирургической академии (в настоящее время — Воен­но-медицинская академия). Это учебное заведение В. М. Бех­терев окончил в 1878 г. с отличием и был оставлен при акаде­мии для подготовки к профессорской деятельности. В 1880 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Вскоре после защиты диссертации Бехтерев получил звание приват-доцента и был избран профессором Казанского университета. В 1884 г. он получил предложение возглавить кафедру психи­атрии и клинику нервных и душевных болезней Военно-ме­дицинской академии в Петербурге.

В. М. Бехтерев стал создателем первой в России лаборато­рии экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основателем Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного изучения человека. Развитие этого института привело в дальнейшем к возникновению целого ряда крупных научных учреждений Санкт-Петербурга.

Направления научной деятельности Бехтерева чрезвычайно широки: психиатрия, невропатология, психология, физиоло­гия, психогигиена и психопрофилактика, педагогика. В. М. Бех-

теревым внесен огромный вклад в разработку многих проблем психологии личности, социальной психологии, психологии развития и воспитания, патопсихологии и медицинской пси­хологии.

Брунер (Bruner) Джером Сеймур (род. 1915) — американ­ский психолог. Одним из первых начал исследования потреб­ностей и ценностей как организующих факторов восприятия. Основные труды посвящены проблемам обучения.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — советский пси­холог, создатель культурно-исторической концепции разви­тия высших психических функций. Окончил историко-фило­софский факультет МГУ и одновременно Университет Ша-нявского в 1917 г. Начал научно-педагогическую деятельность в Гомеле. В 1924 г. был приглашен в Москву. Работал в инсти­туте психологии, в Академии коммунистического воспитания, во втором МГУ. Л. С. Выготским, наряду с другими крупными советскими учеными (в первую очередь С. Л. Рубинштейном), разработаны основные принципы марксистской психологии, опирающейся на теорию диалектического и исторического материализма, создан фундамент общепсихологической тео­рии деятельности.

В ранний период творчества (до второй половины 20-х гг.) Выготский разрабатывал проблему восприятия искусства. Несколько позже разрабатывает проблемы методологии и тео­рии психологии. В течение 10 лет Л. С. Выготский занимался дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства, ставшую впоследствии составной час­тью Экспериментально-дефектологического института, и раз­работав качественно новую теорию развития аномального ре­бенка. В последний этап своего творчества занялся проблема­ми соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе. Направления научной деятельности Л. С. Выгот­ского разнообразны: теория и история психологии, психоло­гия развития, педагогическая и детская психология, психоло­гия искусства, психология мышления и речи.

Грановская Рада Михайловна (род. 1929) — доктор психо­логических наук, профессор. Окончила Ленинградский элект-

ротехнический институт по специальности инженер-электро­физик (1955), биологический факультет ЛГУ по специально­сти «физиология человека и животных» (1959), затем аспи­рантуру факультета психологии МГУ (1965). В настоящее время профессор Центра повышения квалификации препода­вателей СПбГУ. Область исследований: моделирование выс­ших психических функций, практическая психология и кон­сультирование, психология веры.

Гращенков Николай Иванович (1901-1965), белорусский невролог, президент АН Белоруссии (1947-1951). Основные труды посвещены физиологии и патологии органов чувств, не­рвно-гуморальной регуляции, травматическим и инфекцион­ным заболеваниям центральной нервной системы.

Добрынин Николай Федорович (1890-1981)— доктор пси­хологических наук, профессор. Первые экспериментальные исследования ученого по проблеме внимания относятся к 1910-1911 гг. В 1925 г. Добрынин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Колебания внимания», а в 1937 г. — док­торскую диссертацию «Психология внимания», которая стала первой докторской диссертацией в истории советской психо­логии. Многие годы Добрынин работал профессором кафедры психологии МГПИ им. В. И. Ленина. Основные направления научной деятельности: психология внимания и познава­тельных процессов, активность личности.

Жидко Максим Евгеньевич — клинический психолог ка­федры медицинской реабилитации и психотерапии Харьков­ской медицинской академии последипломного образования (Украина).

Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) —доктор психо­логических наук, профессор. В 1960 г. В. П. Зинченко создал первую в оборонной промышленности лабораторикгинженер-ной психологии, в 1970 г. организовал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, в 1984 г. создал пер­вую в системе технических вузов страны кафедру эргономики

МИРЭА, с 1964 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР.

Основные научные результаты, полученные В. П. Зинчен-ко, принадлежат различным областям общей и эксперимен­тальной психологии, теории и методологии психологии, дет­ской психологии, психологии труда и инженерной психологии, эргономики. Исследования развития зрения детей дошколь­ного возраста привели В. П. Зинченко к формулированию ос­новных положений теории перцептивных действий, направ­ленных на формирование зрительного образа, опознание и идентификацию его элементов, информационный поиск и ин­формационную подготовку решения. В. П. Зинченко разрабо­тал функциональную модель зрительной кратковременной памяти.

Зобов Роман Алексеевич (род. 1937) — доктор философ­ских наук, доцент философского факультета СПбГУ. Окончил физический факультет ЛГУ в 1963 г. Область исследований: проблема целостности и многосторонности, интегративный подход к человеку, проблема самореализации личности.

Келасьев Вячеслав Николаевич (род. 1943) — доктор фи­лософских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики социальной работы социологического факультета СПбГУ. Окончил факультет психологии ЛГУ в 1968 г. Об­ласть исследований: интегративное человекознание, комплек­сный подход к человеку.

Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — фран­цузский этнограф и психолог. Создал теорию господства «до­логического мышления» в общественном сознании первобыт­ной эпохи.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — психолог, доктор психологических наук, профессор, автор деятельностного подхода в психологии. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). По окончании уни­верситета А. Н. Леонтьев стал сотрудником Института пси-

хологии при МГУ или, точнее, аспирантом, ибо был оставлен «для подготовки к профессорской деятельности». Здесь происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В конце 20-х гг. в качестве сотрудника Л. С. Вы­готского он проводил исследования в области познавательных процессов на основе идей культурно-исторической концеп­ции. Переехав в Харьков, А. Н. Леонтьев объединил вокруг себя группу молодых исследователей (Л. И. Божович, П. Я. Галь­перин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.), приступив к разработке проблемы деятельности в психологии (1931-1932). С 1945 г. Леонтьев заведовал отделом детской психоло­гии Института психологии в Москве, с 1963 г. — отделением психологии философского факультета, а с 1966 г. был деканом психологического факультета МГУ и заведующим кафедрой общей психологии этого факультета. Исследования А. Н. Леон­тьева касаются многих проблем психологической науки: про­блемы возникновения и развития психики в филогенезе, про­блемы возникновения сознания в антропогенезе в связи с раз­витием коллективной трудовой деятельности человека, проблем психического развития в онтогенезе, структуры деятельности, структуры сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии и др.

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — психолог, доктор психологических наук, профессор. Окончил отделение психо­логии философского факультета ЛГУ (1951). В 1963 г. защи­тил докторскую диссертацию по инженерной психологии. Им основана первая в СССР лаборатория инженерной психоло­гии (ЛГУ, 1959), он был первым деканом факультета психоло­гии ЛГУ (1966). Ломов организовал и возглавил первый в Академии наук СССР Институт психологии (1971), основал «Психологический журнал»(1980).

Б. Ф. Ломов внес значительный вклад в развитие инженер­ной и общей, педагогической и социальной психологии, пси­хологии управления и истории психологии. Стержнем науч­ного творчества Б. Ф. Ломова является идея комплексного подхода к изучению человека.

Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) — психо­лог, психотерапевт. Окончил медицинский факультет Психо­неврологического института, основанного В. М. Бехтеревым. Первые четыре года научной работы начинающего исследова­теля прошли в тесном общении с учителем — А. Ф. Лазурским. В 1919 г. В. Н. Мясищев начал работать в Психоневрологиче­ском институте (позже получившем имя В. М. Бехтерева) как научный сотрудник, клиницист, экспериментатор. Впослед­ствии он становится директором этого института и многие годы возглавляет это известное научное и лечебное учрежде­ние. С 1945 г. и до последних дней В. Н. Мясищев был профес­сором Ленинградского университета, где в 50-х гг. заведовал кафедрой психологии, активно участвовал в создании отделе­ния психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, а затем и факультета психо­логии (образован в 1966 г.).

Петренко Виктор Федорович — доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии об­щения и психосемантики факультета психологии МГУ. Об­ласть исследований: психосемантика сознания, социальные и этнические стереотипы, политический менталитет, методы экспериментальной психологии.

Райков Владимир Леонидович — врач-психотерапевт.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — психолог и философ. Образование получил в Германии. С 1917 г. Ру­бинштейн — доктор философии Марбурского университета. В 1919 г. по возвращении на родину избран приват-доцентом Новороссийского университета. В 1930 году был приглашен для заведования кафедрой психологии в Ленинградском педа­гогическом институте. В 1942 г. был переведен в Москву, где возглавил Институт психологии при Московском государ­ственном университете. В 1945 г. С. Л. Рубинштейн создал Сектор психологии в Институте философии АН СССР — пер­вую психологическую лабораторию в Академии наук СССР. С. Л. Рубинштейном на основе диалектического материализма

была разработана целостная и стройная философско-психологическая концепция человека, его деятельности, поведения и сознания, всей его психической и духовной жизни. В обобщающем труде «Основы общей психологии» (1935) он изложил систему психологических знаний с позиций матери­ализма.

Семенов Валентин Евгеньевич (род. 1942) — доктор психо­логических наук, профессор, директор (с 1999 г.) НИИ ком­плексных социальных исследований (НИИКСИ) СПбГУ. Окончил факультет психологии ЛГУ в 1970 г. С 1977 г. заве­довал лабораторией социальной психологии НИИКСИ. Об­ласть исследований: методология и методы социальной психо­логии, социальная психология искусства, психология духов­ной жизни и российской ментальное™.

Симонов Павел Васильевич (род. 1926) — российский фи­зиолог, доктор биологических наук, профессор, директор Ин­ститута высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Основные научные результаты, полученные П. В. Симо­новым, принадлежат различным областям физиологии выс­шей нервной деятельности и психофизиологии, в центре его научных интересов — проблемы экспериментальной нейрофи­зиологии эмоций и мотивации.

Ушаков Геннадий Константинович (1921-1981) — доктор медицинских наук, профессор. В 1950 г. окончил Ленинград­ский педиатрический институт, затем аспирантуру на кафед­ре психиатрии этого института и стал ассистентом этой кафед­ры. В 1954 г. был избран заведующим кафедрой психиатрии Ярославского медицинского института, которую возглавлял до 1961 г. С 1961 г., после защиты докторской диссертации, по 1965 г. Г. К. Ушаков возглавлял отдел детских психозов Ин­ститута психиатрии АМН СССР. В 1965 г. избран заведую­щим кафедрой психиатрии II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, которой руководил на протяжении 16 лет.

Клинические и патогенетические исследования Г. К. Уша­кова относятся к области эндогенных психозов, психозов дет­ского возраста и пограничных расстройств. В последние годы

им были выполнены исследования по онтогенезу сознания, личности, систематике пограничных расстройств.

Г. К. Ушаков занимался методологическими вопросами психиатрии: проблемой сознания и мышления, рефлекторной теорией Сеченова-Павлова. Г. К. Ушаков развивал новое на­правление в учении о постнатальном онтогенезе личности.

Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939) — австрийский психо­лог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. В 1873-1881 гг. учился в Венском университете. С 80-х гг. XIX в. Фрейд занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 90-х гг. ряд работ по пси­хогенному происхождению истерии. В 1899 г. вышла книга «Толкование сновидений» — одна из главных работ Фрейда. В 1910 г. было образовано международное психоаналитиче­ское объединение. 3. Фрейдом написано большое количество работ, в которых изложена его теория личности, роль бессо­знательного ядра в психической активности, поведении инди­вида, психических расстройствах. В поздний период научного творчества 3. Фрейд обратился к социокультурным пробле­мам.

Чагин Борис Александрович (1899-1987) — доктор фило­софских наук, профессор. Окончил ИКП по философии. С 1922 г. — на преподавательской работе. С 1963 г. — заведую­щий кафедрой истории философии Ленинградского универ­ситета, старший научный сотрудник ленинградской кафедры философии АН СССР. Основные труды Б. А. Чагиным напи­саны по истории марксистско-ленинской философии и социо­логии, историческому материализму.

Чуприкова Наталия Ивановна — доктор психологических наук, профессор. Свой профессиональный путь Н. И. Чупри­кова начала школьным учителем психологии и логики. С 1953 г. работает в Психологическом институте РАО, в котором про­шла все должностные ступени — от лаборанта до заведующей лабораторией. Основные направления научной деятельности: психофизиология второй сигнальной системы, психофизио-

логические механизмы сознания человека, теория умственно­го развития.

Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) — швейцарский пси­холог и психиатр. В 1900 г. закончил медицинский факультет Базельского университета и начал работать ассистентом кли­ники для душевнобольных в Цюрихе. В 1906-1913 гг. тесно сотрудничал с 3. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоаналитического учения — аналити­ческую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования по мифологии, труды восточных, позднеантичных и средневеко­вых философов, алхимиков, Юнг приходит к выводу о суще­ствовании и проявлении в психике человека не только и не столько индивидуального, сколько коллективного бессозна­тельного. Юнг известен своей концепцией личности и типоло­гией характеров. К. Юнг является автором одного из наиболее известных вариантов ассоциативного эксперимента. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе в 1948 г. был создан институт Юнга, а в 1958 — Международное общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и пр.

Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) — немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шиф­ров бытия» — различных выражений трансценденции (непо­стижимого абсолютного предела бытия и мышления). Основ­ные труды: «Философия» (в 3-х т, 1932), «Истоки и цель ис­тории» (1949), «Великие философы» (в 2-х т., 1957).

 


[1] Джейь У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 56 – 80. Первое издание книги вышло в 1892 г. – Примеч. сост.

[2] Фрагменты статьи, опубликованной в 1888 г. Текст дается по книге: Бех­терев В. М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. — Т. 1. Психика и жизнь / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Алетейя, 1999. - С. 204-209,218-222.

 

[3] Примеры подобного состояния сознания мы встречаем также в случаях неполного усыпления хлороформом. Известно, что лица, подвергшиеся операции, нередко заявляют об испытанном ими чувстве страдания без ясного сознания о причине этого страдания

[4] Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. — М., 1914. — С. 631.

 

[5] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — М., 1911. — С. 25.

 

[6] Фрагменты из книги: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психи­ческого во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 37, 259-280.

 

[7] Таким образом, сознание человека качественно отлично от психической деятельности животных. Поэтому установившееся в нашей психологиче­ской литературе употребление термина «сознание» специально примени­тельно к психической деятельности человека можно считать оправданным.

 

[8] В отождествлении психического с сознательным И. М. Сеченов видел су­щественную причину того, что психическая жизнь представляла собой «такую пеструю и запутанную картину без начала и конца, которая во вся-, ком случае заключает в себе крайне мало приглашающего начать исследо­вание с нее». «...В прежние времена,— писал И.,М. Сеченов, — "психиче­ским" было только "сознательное", т. е. от цельного натурального процесса отрывалось начало (которое относилось психологами для элементарных психических форм в область физиологии) и конец...» (т. е. действие, по­ступок).

И. П. Павлов писал: «...Мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессо­знательного». Одну из причин слабости психологического исследования он усматривал в том/что оно ограничивается сознательными явлениями. Поэтому и психолог при его исследовании находится в положении чело­века, который идет в темноте, имея в руках фонарь, освещающий лишь небольшие участки. «...С таким фонарем трудно изучить всю местность».

 

[9] О наличии таких явлений говорят экспериментальные факты, свиде­тельствующие о том, что испытуемые могут адекватно реагировать на признак, наличие которого они не осознают, в котором они не могут дать отчета.

 

[10] Так же, по-видимому, объясняются факты, которые вслед за Бернхеймом (Bernheim) описал Жане (Janet). Бернхейм квалифицировал факты, о ко­торых идет речь, как «негативную галлюцинацию». Заключались они в том, что испытуемому в гипнотическом состоянии внушалось, чтобы он не видел определенного объекта; по пробуждении указанный объект исчезал из поля зрения испытуемого. Подобно этому Жане внушал своим испыту­емым, что бумажки, помеченные крестом, не могут быть видимыми. По пробуждении испытуемого Жане раскладывал перед испытуемым десять бумажек и предлагал их сосчитать. Испытуемый насчитывал шесть бума­жек; четырех, помеченных крестами, он не видел. В другом варианте этих опытов Жане делал на бумажках, которые он хотел сделать невидимыми, надпись «невидимый» и таким образом устранял их из сознания. Здесь значок (крестик) или надпись («невидимый») на бумаге превращались в тормоз для ее восприятия. В этих последействиях гипнотического внуше­ния выступала общая закономерность осознания действительности, посто­янно действующая и в нормальном восприятии. На многие стороны дей­ствительности в зависимости от обстоятельств надеваются (а потом снимаются) шапки-невидимки.

 

[11] Нужно вообще сказать, что функциональное построение психологии ис­кусственно разрывает и разносит по разным рубрикам (восприятие, па­мять и т. п.) явления, по существу, совершенно однородные, выражающие одни и те ж.е психологические закономерности. Необходима коренная пе­рестройка и в этом отношении. В дальнейшем основная часть психологии должна будет строиться как система закономерностей, общих для явлений, относимых к разным функциям, к разным процессам.

 

[12] Фрагменты статьи в сб.: Проблемы сознания — М., 1966. — С. 126-132

 

[13] Фрагменты статьи в сб.: Проблемы сознания. — М., 1966. — С. 176-184.

[14] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -С. 124-125,131-134,135-136,139-141,143-145,147-150,152-154.

 

[15] В данном контексте нет необходимости жестко различать понятия и словесные значения, логические операции и операции значения.

 

[16] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М; Л, 1936. — С. 88.

 

[17] Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. — М.: Наука, 1985. — С. 153 – 157, 177 – 183, 187

 

[18] Дате Ф. А. История материализма. — СПб., 1899. — С. 607.

 

[19] Штумпф К. Душа и тело // Новые идеи в философии. — СПб, 1913. — №8.-?.92.

 

[20] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологи­ка, т. 1). - СПб.: «Издательство ДНК», 2000. - С. 27-43.

 

[21] Эта точка зрения иногда принимается не только в качестве эмпирического критерия, по которому можно судить о наличии или отсутствии сознания, но и как принципиальное утверждение. Ср. у Э. Б. Маркаряна (Язык как способ существования сознания // Методологические проблемы анализа языка. - Ереван, 1976. - С. 4-5): «Сознание не имеет иного бытия, кроме как в языке... Нам непосредственно дан только'язык, и только в нем — со­держание сознания».

 

[22] Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. - СПб., 1997, - С. 135-136.

 

[23] Цит. по: Налимов В. В. Спонтанность сознания. -- М.,1989. — С. 39.

[24] Изард К. Психология эмоций. - СПб., 1999. - С. 73. у

 

 

[25] Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психо­логии. Вступительная статья к КН4 Солсо Р. Когнитивная психология. — М.,1996. - С. 12.

 

[26] Koffka К. Perception: аn introduction to the Gestalt theory // Classics in Psychology. - N. Y., 1961. - P. 1130..

 

[27] Пример заимствован из кн.: Слобин Д. Когнитивные предпосылки разви­тия грамматики // Психолингвистика. — М., 1984. — С. 152.

 

[28] МамардашвшиМ.К.,Пятигорский А..М. Символ и сознание. - М., 1997. -

С.61..

 

[29] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. - С. 173-189,289-298,300-331.

 

[30] Ильенков Э. В. Идеальное // Филос. энциклопедия. — М., 1962. — С. 225.

 

[31] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 29.

 

[32] Архив Маркса и Энгельса. - М., 1935. — ТЕ'*»:- С. 99.

 

[33] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 123.

 

[34] Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - М.: Педагогики, 1983. -С. 198.

 

[35] Там же. С. 197-198.

 

[36] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 165.

 

[37] В этом процессе индивид, в частности, овладевает и исторически вырабо­танными способами саморегуляции.

 

[38] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С.489.

 

[39] Там же. - Т. 3. - С. 24.,т

 

[40] Любой психический процесс может протекать и в неосознаваемой форме. В этой связи возникает одна из сложнейших проблем психологии т-проблема соотношения сознательного и бессознательного (подсознатель­ного, неосознаваемого) в психике человека. Эта проблема обычно связы­вается с именем Фрейда, позиции которого многократно и справедливо критиковались и критикуются в работах как советских, так и зарубежных психологов. Но эта критика, конечно, снимает самой проблемы. Нужно отметить, что Фрейд и его последователи собрали огромный и чрезвычай­но интересный эмпирический материал, который еще должен получить объяснение.

 

[41] Шврахова Е. В. Проблемы сознания в философии и психологии. — М.: Соцэкгиз, 1961. - С. 249.

 

[42] Круг понятий, относящихся к различным свойствам и состояниям лично­сти, как уже отмечалось, весьма широк; при этом далеко не всегда возмож­но найти точное разграничение между ними.

 

[43] Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1985. —С. 149-150,151-152,152-157.

[44] Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15, 22-25, 26-28,32-34.

 

[45] Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. — 1990. — № 7. - С. 167.

 

[46] Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 3. - С. 4-8.

 

[47] Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 429.

 

[48] Костандов Э. А. Сознание и бессознательное как проблема высшей не­рвной деятельности человека // Журнал высшей нервной деятельно­сти. - 1984. - Т. 34, № 3. - G. 403-411.

 

[49] Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Шаги за горизонт. — М: Прогресс, 1987. - С. 268-282.

 

[50] Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992. — С. 9.

 

[51] Петр енко В. Ф. Основы психосемантики. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 45-61.

 

[52] Сталин В. В. Проблема значения в акте восприятия и единицы чувствен­ного образа // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. - М., 1973. - № 6. - С. 182.

 

[53] Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М, 1971. — С. 11.

 

[54] Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — С. 286.

 

[55] Сократ. Цит. по: Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М., 1974. — С. 30.

 

[56] Гоббс. Цит. по: Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М., 1974. — С. 31.

 

[57] Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 425-439. Работа была впервые опубликована в 1923 г. — Примеч. сост.

 

[58] По поводу этого слова у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читаем: «Шибболет (евр. "колос", Кн. Судей, XII, 6). По произношению этого слова жители га-лаадские во время междуусобной войны с ефремлянами при Иеффае узна­вали ефремлян при переправе их через Иордан и убивали их. Ефремляне произносили это слово "сиб-болет": это была особенность их диалекта» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. XXXIXa (78), с. 551). В переносном смысле означает «особенность», «отличие». — Примеч. ред. перевода.

 

[59] bw — сокр. от bewußit (сознательное), vbw — от vorbewußit (предсознатель­ное), ubw — unbewulit (бессознательное). Заглавная и строчная буквы в начале всех аббревиатур означают, что последние обозначают соответ­ственно существительное (или субстантивированное прилагательное) и прилагательное. Например, Bw и bw — сознание и сознательное, Ubw и ubw-^ бессознательное (субстан, прилаг.) и бессознательное (прилаг.). — Примеч. ред. перевода.

 

[60] Сам Гроддек последовал, вероятно, примеру Ницше, который часто пользовался этим грамматическим термином для выражения безличного и, так сказать, природно-необходимого в нашем существе.

 

[61] Zur Einführung des Narzißmus; Massenpsychologie und Ich-Analyse.

 

[62] Ошибочным и нуждающимся в исправлении может показаться только обстоятельство, что я приписал этому Сверх-Я функцию контроля реаль­ностью. Если бы испытание реальностью оставалось собственной задачей «Я», это совершенно соответствовало бы отношениям его к миру восприя­тия. Также и более ранние недостаточно определенные замечания о ядре «Я» должны теперь найти правильное выражение в том смысле, что толь­ко система W—Bw может быть признана ядром «Я».

 

[63] Trauer und Melancholic.

 

[64] Интересной параллелью замены выбора объекта идентификацией служит вера первобытных народов в то, что свойства принятого в пищу животно­го перейдут к лицу, вкушающему эту пищу, и основанные на этой вере зап­реты. Она же," как известно, служит также одним из оснований канниба­лизма и сказывается в целом ряде обычаев тотемической трапезы вплоть до святого причастия. Следствия, которые здесь приписываются овладе­нию объектом, действительно оказываются верными по отношению к по­зднейшему выбору сексуального объекта.

 

[65] С введением нарциссизма мы теперь, после того как отделили «Я» от «Оно», должны признать «Оно» большим резервуаром либидо. Либидо, направляющееся на «Я» вследствие описанной идентификации, составля­ет его «вторичный нарциссизм».

 

[66] Может быть, осторожнее было бы сказать «с родителями»; так как оценка отца и матери до точного понимания полового различия — отсутствие пениса — бывает одинаковой. Из истории одной молодой девушки мне не­давно случилось узнать, что, заметив у себя отсутствие пениса, она отри-, дала наличие этого органа вовсе не у всех женщин, а лишь у.тех, которых она считала неполноценными. У ее матери он, по ее мнению, сохранился. В целях простоты изложения я буду говорить лишь об идентификации с отцом.

 

[67] Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ, и науч. ре­дакция А. А. Алексеева. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 16-18, 33-40, 48-50, 51-56, 80-82, 284-287. Работа была впервые опубликована в 1930 г. — Примеч. сост.

 

[68] 1-ness (англ.). Ввести, ради эксперимента, этот неологизм нас побудило на­личие в философии терминов «чтотость», «чтойность». — Примеч. перев.

 

[69] Непременным условием (лат.). — Примеч. перев.

 

[70] Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении (лат.). — При­меч. перев.

 

[71] В отечественной психологии это соответствует ощущениям и неосмыслен­ным восприятиям. — Примеч. перев.

 

[72] Оговорки выдают правду (лат.). Примеч. перев.

 

[73] Это сравнение Юнга, на наш взгляд, не вполне удачно. Если оставить в стороне строгое математическое определение трансцендентной функции, то точнее было бы сказать, что трансцендентная функция связывает раци­ональные и иррациональные числа. — Примеч. перев.

 

[74] Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - С. 34-37,177-185. Это перевод последнего издания, вышедшего при жизни автора в 1959 г. — Примеч. сост.

 

[75] Бессознателыюе: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1985. - С. 429, 431-440,442-443,445-449, 454.

 

[76] Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. — М.: Медицина, 1968. — С. 385.

 

[77] Rohracher H. Die Arbeitsweise des Gehirus und psychischen Vorgange. — Munchen, 1967. - S. 164-165.

 

[78] Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. — С. 94

[79]Viederman S. Confrontation. - 1980. - № 3. - P. 24-25.

 

[80] Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000. - С. 30-37.

 

[81] Более подробно механизмы психологической защиты у взрослых рас­смотрены в нашей книге: Защита личности: психологические механиз­мы. - СПб.: Знание, 1999.

 

[82] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педаго­гика-Пресс, 1999. — С. 7-62. Первое издание книги вышло в 1935 г. — При­меч. сост.

 

[83] Церемонии интихиума — магические церемонии у австралийцев, устраи­вающиеся в начале сезона дождей для умножения тотемистических расте­ний и животных.

 

[84] Веды — весьма древние священные индийские тексты. Это сборники пес­нопений и молитв, составляющих жертвенный ритуал. В культе видную роль играла сома — жидкость, получавшаяся из особого ластовичного рас­тения, служившая для возлияния и причастия.

 

[85] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 295-298,300-306. Первое издание книги было опубликовано в 1959 г. — Примеч. сост

[86] Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной ин­формации. - М.: Прогресс, 1977. - С. 377-379, 381-383. Книга является сборником работ разных лет. — Примеч. сост.

 

[87] Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 51-63.

 

[88] Ананъев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. - С. 105, 107, 109-110, 115-116, 120-124, 130. Впервые книга была издана в 1977 г. — Примеч. сост.

 

[89] Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. — Л • Наука, 1982. - С. 42-46.

 

[90] Россия сегодня: новые горизонты сознания / Отв. ред. В. Н. Келасьев. — СПб., 1994. - С. 28-41.

 

[91] Ильин И. А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение Рос­сии. — Новосибирск, 1991. — С. 5-6.

 

[92] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 431-432.

 

[93] Горячева Т. Православие и постмодернизм. — Л., 1991. — С. 9.

 

[94] Русские о русских. - СПб., 1992. - С. 50.

 

[95] Казин А. Л. Духовные основания общественного сознания России // Че­ловек в изменяющемся мире: Социальные и психологические проблемы. Ч. 3. - СПб., 1993. - С. 22-23.

 

[96] Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? // Литературная газета. — 1990. - 18 сент. - С. 7-8.

[97] Дело против смуты: «Круглый стол» русских предпринимателей // Наш современник. — 1992. — № 9. — С. 6.

 

[98] Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 18-42.

 

[99] Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 5. - С. 105-111.

 

[100] Московичи С. Век толп. — М: Центр психологии и психотерапии, 1996.

 

[101] Цит. по: Московичи С. Век толп... — С. 185.

 

[102] Московичи С. Век толп... — С. 61.

 

[103] Там же. - С. 450.

 

[104] Там же. — С. 451.

 

[105] Московичи С. Машина, творящая богов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...