Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный метод обучения




Учителя, которыепридерживаютсяпринциповкоммуникативногометодаобучения(Карран, 2006), менее обеспокоены грамматической стройности языка и соблюдением грамматических норм, чем способностью использовать язык для общения. Суть коммуникативного метода обучения состоит в том, что основные языковые навыки (устная и письменная речь, грамматика, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения. Быстрое


 

усвоение изучаемого материала происходит за счет того, что лексика и грамматические структуры второго языка преподносятся ученику в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации. Между учеником и учителем возникает приятное общение, благодаря которому говаривать на втором языке становится проще. Позитивный эмоциональный настрой, работа в парах и группах, участие в дискуссиях на интересующие темы, игровые элементы позволяют учителям учесть индивидуальные особенности учащихся, усилить их мотивацию, сделать занятия творческими и увлекательными.

Возможные задания для класса:

• «недостаточная информационная осведомлённость», учащиеся практикуют ролевые игры;

• «Джигсо», учащиеся собирают воедино части информации;

• завершение задач, представить ситуацию для мозгового штурма и решения;

• сбор информации, учащиеся собирают информацию и представляют ее классу;

• обмен мнениями;

• завершение задач: головоломки, игры, чтение карты;

• проектные работы;

• сбор информации: опросы, интервью, поиски;

• передаче информации, учащиеся получают информацию, интерпретируют в одной форме, но представляют в другой форме;

• прочие: составляют два диалога с заданными словами, ролевые игры с карточками- подсказками, игры на нахождение ошибок, и т.д.

 

Грамматическая компетентность: Коммуникативная компетентность:
• способность представлять язык; • знание структуры предложений (части речи, времена, обороты, придаточное предложение и т.д.). · знание того, как использовать язык для различных целей; · знание того, как использовать язык в различных контекстах и с различной аудиторией; · знание различных видов текста; · знание использования коммуникаций, несмотря на словарный запас и другие ограничения

 

Естественный и коммуникативный подходы признают важность благоприятной учебной среды, в которой учащиеся чувствуют себя в состоянии совершать ошибки и рисковать, так как они учатся и практикуют новые слова, структуры и произношение. Оба подхода опираются на мотивацию учащихся в обучении.

 

Развитие коммуникативных навыков учащихся

В процессе обучения важно побуждать учащихся к грамотному использованию русского языка в устной и письменной формах общения.

 

Аудирование

Данные методы предлагают в обучении слушанию:

• предварительное слушание - мотивация, психическая установка, дискуссия, выводы, организация лексического запаса, предварительная оценка - характеристика;

• подлинная передача прослушанного (видео или запись);

• содержательное и интенсивное слушание, прислушивание к деталям, слушание несколько раз;

• работа с неизвестными словами, заключение выводов из контекста;

• проверка ответов (обратная связь) с корректировкой коллег;

• прослушивание с расшифровкой;


 

• проверка восприятия на слух;

• задача анализа языка, внимание к языковым фрагментам/новому словарному запасу/ повторно использованному словарному запасу;

• после прослушивания: выражение мнений, дискуссии, ролевые игры.

 

Говорение

Ниже приведены эффективные стратегии говорения для продвижения в обучении:

• учитель готовит учащихся для выполнения задания: объявление темы, извлечение личного опыта/реакций;

• учитель дает четкие инструкции, объясняет задание;

• учитель убеждается путем мониторинга учащихся в том, что они используют второй язык, а не первый;

• учитель выбирает соответствующие возрасту темы, которые стимулируют интерес и мотивацию учащихся;

• учащиеся работают в парах и группах, чтобы дать возможность участвовать в процессе обучения стеснительным учащимся;

• задания основаны на простом языке, который легко вспомнить;

• учитель указывает учащимся на язык, который он/она хотел (а) бы, чтобы учащиеся использовали (в предварительном этапе говорения);

• учитель объединяет задания, касающиеся навыка говорения с другими навыками: такими как чтение, письмо и слушание;

• учитель обеспечивает мягкую корректировку;

• учитель предоставляет немедленную (в отдельных случаях, когда это целесообразно и не будет препятствовать учащимся в речи) и отложенную обратную связь (после парной и групповой работы, сосредоточив внимание на общих ошибках).

 

Письмо

Эффективные стратегии письма зависят от возрастных особенностей учащихся, если:

• учитель выбирает темы, которые связаны с интересами учащихся, возрастом и образованием;

• задания должны быть регулируемые или нерегулируемые: регулируемые задания предполагают работу учителя с учащимися над письменным заданием; нерегулируемые задания требуют от учащихся самостоятельного написания сочинения с использованием имеющихся знаний;

• задания включают свободное письмо, которое в зависимости от класса, может иметь место с разной периодичностью написания и разной длительностью по времени;

• учитель проводит различие между участием учащегося в задании по письму и правильностью работы; цель задания будет следовать цели обучения;

• учитель представляет тип письма, который будет использоваться путем предоставления образцов подобного письма или фрагментов языка;

• учитель представляет оригинальные контексты для выполнения заданий по письму и примеры текстов;

• присутствуют стратегии процесса (планирование, разработка, проверка);

• рекомендуют стратегии по решению проблем (использование родного языка, реструктуризация, возврат);

• учащиеся выполняют письменное изложение определенного жанра для определенной аудитории.


 

Чтение

Рекомендуются следующие эффективные стратегии чтения:

• учитель обращается к предыдущим знаниям учащихся;

• учитель мотивирует учащихся продолжать чтение и использовать текстовую информацию соответствующим образом;

• учащиеся извлекают смысл незнакомых слов из контекста;

• учитель разрабатывает уроки, структурируя по периоду до чтения, во время чтения и после чтения;

• учитель планирует, что чтение будет иметь место каждый день или каждый урок;

• учитель использует для чтения ресурсы, которые интересны, разнообразны, красивы и доступны;

• учащиеся вовлечены в интенсивное чтение (учитель предоставляет привлекательные материалы для чтения и время для свободного чтения в классе, он выясняет интересы учащихся, позволяет им читать комиксы, журналы, газеты, учитель создает множество возможностей для всех видов чтения, включая Интернет, он говорит о том, что читают учащиеся и почему);

• учащиеся обучаются беглому чтению;

• учащиеся перечитывают тексты;

• учащиеся практикуют задания на установление соответствий, на заполнение пробелов и т.д.;

• учащиеся сосредотачиваются на накоплении словарного запаса;

• учитель дает возможность ученикам практиковать новый словарный запас;

• учитель предоставляет задания по выявлению основных идей и конкретной информации в тексте;

• учащиеся анализируют структуру текста (анализ дискурса), выполняя следующие действия: нахождение причинно-следственной связи, сравнительная характеристика; реорганизация беспорядочных абзацев, удаление неправильных предложений из краткого изложения, соответствие основной идеи и вспомогательной информации и т.д.;

• учащиеся оценивают текст и автора;

• учащиеся задумываются об информации в тексте;

• учащиеся выполняют задания на чтение по времени и пошаговые задания на чтение для практики беглости;

• учитель мотивирует учащихся, имея хорошие вступления для текстов, создавая образовательную программу в соответствии с уровнем обученности учащихся, увеличивая ожидание успеха, предоставляя учащимся несколько вариантов.

 

Мотивация учащихся

Частью того, чтобы быть «катализатором» обучения является мотивирование учащихся таким образом, чтобы они обучались русскому языку как родному. Учащиеся, как правило, хотят хорошо учиться в школе, но некоторые теряют мотивацию и интерес. В идеале учащиеся должны быть внутренне мотивированы, так чтобы у них было желание и соответствующие инструменты обучения, а не вынужденная необходимость учиться. Часто это достигается путем обучения, активного, сложного и значимого, насколько это возможно. Учащиеся, изучающие русский язык как второй находят мотивацию к обучению, когда они видят практическое применение усвоенных ими новых знаний и навыков, и они положительно реагируют на задачи, связанные с их повседневным опытом, который основан на реальных жизненных ситуациях.

Учителя становятся эффективными мотиваторами, если рассматривают несколько важных


 

идей.

Активные формы обучения используются для того, чтобы сохранить и даже увеличить внутреннюю мотивацию ученика. Например, учителя русского языка в школах с казахским языком обучения могут:

• создавать интересные, увлекательные уроки, поощряя учащихся к активному участию, чтобы улучшить свои навыки общения;

• использовать аутентичные материалы и реальные жизненные ситуации, где это возможно;

• использовать соответствующие возрастным особенностям тексты и темы, которые имеют отношение к интересам учащихся;

• помогать учащимся развивать идеи национально-культурной специфики русского языка, о культуре русского, казахского и других народов;

• создавать положительный имидж самих учащихся и давать им уверенность в использовании языка;

• поощрять самостоятельность учащихся так, чтобы учащиеся объясняли свой успех или провал.

 

Необходимо обратить внимание, что в перечне предлагаемых подходов для мотивации учащихся не были упомянуты подходы поощрения или наказания. Они обычно используются как методы, связанные с «внешней» мотивацией или требованиями, предъявляемые учащимся к обучению. К стратегиям, используемым для мотивации учащихся на основе данного подхода, следует относиться с осторожностью, так как они снижают внутреннюю мотивацию. В частности, необходимо избегать поощрения (в том числе похвалы), наказания или обратной связи, которые вызывают у учащегося чувства, что:

• он способен в меньшей степени выполнить задачу;

• не стоит до конца завершать задачу;

• для выполнения этой задачи требуется ограниченное количество действий или усилий;

• ему дано меньше заданий.

 

Внешнее стимулирование используется в ситуациях, где имеется низкая начальная внутренняя мотивация. В идеале учитель устанавливает высокие ожидания и использует похвалу, чтобы укрепить чувство учащегося в собственной компетентности. Подчеркивает внутренние мотивы (например, его собственные интересы, симпатии в теме, достижение личных целей и т.д.).

Неудача ученика в изучении часто происходит из-за неудачной попытки отказа учителя мотивировать. Жизненно важная роль учителя - это понять многие факторы, определяющие мотивированы ли учащиеся или нет, в стремлении педагога узнать что-либо о фактах мотивации каждого ученика. В следующей таблице определены некоторые элементы профессиональной практики, которые могут выступать в качестве мотиваторов или де-мотиваторов в классе.

 

МОТИВАТОРЫ: ДЕМОТИВАТОРЫ:
энтузиазм учителя в использовании различных инновационных методов и подходов преподавания и учения «дидактизм» учителя, который в основном сам говорит или читает лекции учащимся
активные способы обучения с большим количеством участников пассивные способы обучения практически без участия обучаемого
обучающие формы и способы имеют смысл и относятся к предыдущему обучению обучающие формы и способы неясны для ученика и не относятся к предыдущему обучению

 

учебная деятельность, установленная на индивидуальном подходе и дифференцированная таким образом, что все учащиеся испытывают некоторый успех учебная деятельность не дифференцирована и не индивидуализирована; малопонятна и трудна для выполнения учениками в самостоятельном режиме и не способствует успешному обучению
используется разнообразие методов преподавания и учения – уроки увлекательны и содержательны (непредсказуемость урока) нехватка разнообразия методов преподавания и учения – уроки не интерерсны и не содержательны (предсказуемость урока)
изменения темпа урока с предоставлением учащимся «времени» «для размышления» темпы урока слишком быстрые/медленные и учащимся не дается «времени» «подумать»
учащимся предоставляют индивидуальную поддержку учащиеся ждут помощи от учителя
большая похвала и положительный отзыв от учителя отсутствие похвалы и отрицательный отзыв от учителя
учащиеся знают цели урока и то, что от них ожидается учащиеся недостаточно точно понимают цели урока и не знают, что от них ожидается

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как видно из предыдущих разделов, есть много моментов, которые необходимо учитывать при планировании уроков русского языка в школах с казахским языком обучения. Учителю необходимо определить способы активизации мыслительной деятельности учащихся, поддерживать мотивацию в обучении и развивать языковые навыки, следует определить этапы уроков, в которых происходит деятельность по оцениванию.

Следующий раздел представляет полезную информацию, предложения, напоминания и советы, которые помогут учителю спланировать эффективные уроки русского языка как второго языка. Это поможет ученикам достигнуть прогресса в обучении и реализовать свой потенциал.

 

Преподавание и учение

Важно понимать, что преподавание и учение – не два отдельных вида деятельности, а связанные элементы одного процесса. Чем больше учителя понимают, как происходит учение и каким образом можно улучшить свою практику преподавания, тем больше он способствует эффективности обучения. Благодаря некоторым крупным исследованиям обнаружилось, что наиболее эффективными в повышении успешности учеников являются следующие стратегии:

• активное обучение (например, когда учащиеся действительно выполняют задания и реализуют практические навыки);

• обратная связь (например, дискуссия об обучении, включающая в себя предоставление личного мнения, которая может происходить либо между сверстниками, либо между учителем и учащимся);

• укрепление уверенности (например, использование похвалы для мотивации и придания уверенности учащемуся);

• качество обучения (например, планирование для широкого круга дифференцированных заданий).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...