Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что сказали звери? . Волшебник. Читаем по картинкам. Отгадай имя. Определение конечного звука в слове. Звуковая мозаика. Горлышко болит




ЧТО СКАЗАЛИ ЗВЕРИ?

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова? » — мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка? » — кот, утка (ку).

«Что сказала курочка? » — корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

ВОЛШЕБНИК

Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя одному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:

а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;

б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, молоток, автобус, роза.

В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого набора. А сама в это время незаметно составлю слово по первым звукам названий предметов картинок второго набора.

Когда ты вернешься, то без труда по моей подсказке догадаешься, какое слово загадано.

Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.

ЧИТАЕМ ПО КАРТИНКАМ

На листе нарисованы или наклеены 3-4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:

СВЕЧА — ОЗЕРО — ЛИСА (соль)

ГРИБЫ – УДОЧКА – СЕТКА (гусь)

МЫШЬ – АРТИСТ – КРОКОДИЛ (мак)

МИШКА — АСТРА — ЧАСЫ (мяч)

ЗЕБРА — ИГРУШКИ — МАШИНА — АРБУЗ

(зима)

КИСТЬ — ИГОЛКА — НОС — ОСЛИК (кино)

ВАРЕЖКА — ОБРУЧ — ЛОШАДЬ — КОТЯТА

(волк)

РОМАШКА — ОСТРОВ — ЗОНТ — АНАНАС (роза)

КОТ — ЛЫЖИ — ОСЕНЬ — УХО — НОГИ (клоун)

КОНЬ — НЕЗНАЙКА — ИГОЛКИ — ГОРА — АИСТ (книга).

ОТГАДАЙ ИМЯ

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк — абрикос — сирень — ананас.

б) Торт — облако — лиса — аист.

в) Вилка — игла — тюбик — арбуз.

г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

а) Обруч — лимон — аист.

б) Арбуз — незабудка — актер.

в) Танец — артист — нитки — астра.

г) Носки — автобус — самолет — телевизор — Африка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

а) Лист 3x3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени».

Слова: кино, молоко, пальто, окно, парта, звезда, метро, река.

б) Лист 4x4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба».

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.

ГОРЛЫШКО БОЛИТ

а) Произнеси первый звук только губами, без звука, а остальные звуки — вслух.

б) Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.

- Что за цветы на том берегу?

- …..

- Эти цветы очень красны?

- …..

- Первые вестники скорой весны?

- …..

ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКИ [Л], [Л’]

1. Добавляя в конце каждого слова звуки [л] или [л'], догадайся, что я загадала:

сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... .

2. Начни слово звуком [л] ([л']):

... ось, ... ипа, ... уна, ... ебедь, ... адонь, ... ук, ... ошадь, ... оскут, ... ето, ... асточка, ... андыш.

3. Я буду рукой показывать тебе на предметы, а ты произноси вслух названия тех, в которых есть звуки [л] или [л']:

стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик, девочка, клоун...

4. «Живое — неживое». Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются с [л] ([л']).

5. Выбери из игрушек те, в названии которых есть звуки [л] и [л']:

мышь, кошка, слон, лягушка, осел, козлик, черепаха, лось, суслик, заяц, олень, лошадь, лиса, лев.

6. Нарисуй 5 животных, в названии которых есть звуки [л], [л'].

7. В названии какого цвета есть звуки [л], [л']?

Что бывает голубым? Что бывает белым? Что бывает зеленым? Что бывает желтым? Что бывает черным?

8. Лимон — желтый. По названию лимона люди называли цвет «лимонный». Лимонный — такой же, как лимон.

Выбери жетоны лимонного цвета. Выложи ими и коричневыми жетонами узор «Звуковой мозаики». Если в слове есть звуки [л], [л'], клади лимонный жетон. Если нет — коричневый. Лист 5 х 5.

Слова: волна, салон, главное, пламя, лодка, лето, слово, море, купол, вафля, укол, машина, кран, сосна, заколка, кот, кукла, книга, смола, тетрадь, перо, пол, медведь, хлеб, собака.

9. Посмотри: здесь 10 конфет. В названиях пяти есть звуки [л] или [л']. Эти конфеты я положу в свою коробку. Если ты угадаешь название одной из моих конфет с первого раза — получишь ее. Если
ошибешься — отдашь конфету из своей коробки.

(«Ласточка», «Трюфели», «Белочка», «Голубка», «Ландыш», «Гусиные лапки», «Суфле», «Палитра». )

10. Вот жевательная резинка «Лав из... » со вкусом лимона и вишни. Получишь ее, если правильно составишь «Звуковую мозаику».

Жетоны нужны лимонные и вишневые. Если в слове есть звук [л] ([л']), клади лимонный жетон, если [в] ([в']) — вишневый. Лист 3x3.

Слова: ложка, веник, поле, кролик, полотенце, карамель, коврик, повар, весна.

11. Выучи скороговорку:

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию, видели Лидию.

ЗВУКИ [М], [М']

1. Ненастоящая гимнастика.

«Бег на месте».

«Пройдись» спортивным шагом на месте. Звук [м| произноси через нос как можно дольше.

2. Разучи скороговорку:

На речной мели мы налима ловили.

3. Закончи слово, добавляя [м]:

Со..., гно..., паро..., ко..., шу..., кре..., гро..., хра..., ды..., до..., Кры..., ато..., изю... .

4. Закончи слово:

... ама, ... ак, ... оре, ... уж, ... ел, ... олоко, ... узы-ка, ... елочь, ... ед, ... арш, ... уха, ... алина.

5. Что такое «малина»? Какого она цвета? «Малиновым» цвет назван по цвету ягоды.

Выложи «звуковую мозаику», пользуясь цветами малиновым и синим. Если слово начинается звуком [м] ([м']), клади малиновый жетон, если [с] ([с']) — синий. Лист 4x4.

Слова: мыло, слива, месть, свет, миска, слева, мак, сок, свекла, макароны, совет, магазин, сон, мост, стол, море.

6. В названии каких овощей, фруктов и ягод есть звуки [м] и [м'].

7. Как называется напиток из вареных или консервированных ягод? (Компот).

Составь меню из тех блюд, в названии которых есть звуки [м] и [м']. Если сможешь, нарисуй эти блюда.

8. Попробуй придумать фразу, в которой все слова начинались бы с [м] и [м']. Например: милый малыш; малиновое мороженое; Марина мыла миску Мурзика...

9. «Медаль шоколадная». Обведи медаль по контуру несколько раз. Дорисуй рисунки так, чтобы все слова начинались с [м] или [м'].

10. Выбери из игрушек и предметов те, в названии которых есть звуки [м] и [м'].

11. Мыльные пузыри.

Постарайся выпустить как можно больше мыльных пузырей. Теперь лови их и произноси «ам! » всякий раз, когда пузырь лопнет.

ЗВУКИ [Н], [Н']

1. Угадай слово:

ко..., со..., ело..., ию..., бана..., бара..., лу..., кла..., скло..., бато..., буто..., бето..., ле..., не..., паре..., сы..., те... .

2. Угадай слово:

... ос, ... ога, ... ебо, ... ежный, ... осок, ... оль, ... ефть, ... омер, ... очь, ... овость, ... есколько.

3. Скороговорка.

На-но-ну-ни-ны-нэ-но, интересное кино.

4. Послушай стихотворение. В нем прозвучат два похожих слова. Чем они отличаются?

Мама песню напевала,

Одевала дочку...

Одевала — надевал

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

В языке есть два слова: одеть и надеть. Одевают кого-то, надевают что-то.

5. Я буду быстро говорить тебе слова, а ты отвечай, надевают или одевают этот предмет или этого человека.

Слова: брюки, Славу, гольфы, панамку, платье, Свету, малыша, сапоги.

Сапоги — одежда или обувь? Можем надеть сапоги? Как сказать верно? (Обуть).

6. Вот картонная кукла-девочка. Придумай ей такое имя, чтобы в нем были звуки [н] или [н'].

7. А вот бумажная одежда и обувь. Что будем делать с девочкой? С одеждой? Выбери для девочки те предметы, в названии которых есть звуки [н] и [н'].

(Из предлагаемых вещей нужно выбрать сандалики, носочки, панамку, сарафан и бантики).

8. Найди на небе все слова с [н] ([н']).

9. Звуковая мозаика.

Слово «небо» начинается звуком [н']. Поэтому жетон небесного (голубого) цвета будешь класть тогда, когда услышишь звуки [н] или [н']. Когда в слове прозвучит [м] или [м'], клади малиновый жетон. Слушай концы слов. Лист 4x4.

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, погон, паром, загон, утром, бутон, батон, потом, затем.

10. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба. Слушай всё слово.

Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка.

11. Лото. Сложи картинки с предметами так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым звуком последующего. Твоя цепочка должна «закольцеваться», т. е. последний звук твоего последнего слова должен оказаться первым звуком первого слова.

Например: ночь — чайник — карандаш — шарф — факел — лимон — ночь.

ЗВУКИ [Р], [Р']

1. Регулировщик.

Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую отведи в сторону. Вдохни носом, затем поменяй положение рук и с удлиненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».

2. Мотоциклист.

Представь, что ты собрался прокатиться на мотоцикле. Заводи его: «тр-р-р». Сделай 4-5 раз.

3. Скороговорка. Проворонила ворона воронят.

4. Угадай слово:

хо..., дво..., ла..., па..., кюма..., да..., бампе..., янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... .

5. Угадай слово:

... ыба, ... от, ... укав, ... ека, ... уль, ... едиска, ... иск, ... ак, ... убль, ... едкий, ... оща, ... екорд.

6. Звуковая мозаика.

Лист 3x3. Жетоны розовые, малиновые. Если слово оканчивается звуком [р], клади розовый жетон. Если звуком [м] — малиновый.

Слова: запер, лом, пар, не дам, бугор, бегом, забор, гном, мухомор.

7. Живое — неживое.

Если слово-предмет живое — лови мяч, если неживое — отбивай.

Слова: рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, роза, нора, гора, рысь, баран, барабан, муравей, жара, детвора.

8. Разбери картинки так, чтобы в одной группе были предметы с [ор], а в другой с [ро]: помидор, топор, роза, брошка, горы, пробка, норы, крот, торт, бутерброд.

9. Сколько слов со звуком [р] ([р']) ты услышишь в стихотворении В. Кривошеева?

Считалка о рыбаке

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

пять карасиков в ведерке

и четыре пескаря.

Но смотрите — у ведерка

появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

на уху нам принесет?

Сколько было рыбешек в ведерке у Егорки?

Сколько осталось? Выучи стихотворение наизусть.

10. Вот картонная фигурка мальчика. А вот бумажная одежда и обувь. Одень мальчика так, чтобы в каждом предмете его гардероба звучали [р] или [р'].

11. Придумай слова-рифмы:

Приготовила Лариса для Бориса суп из... (риса)

А Борис Ларису угостил... (ирисом)

А ДЕМИН

ЗВУК [Й']

1. Скороговорка. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

2. Угадай слово:

ма..., ла..., сара..., Серге..., Андре..., белы..., пяты..., мо..., закро..., ро..., бо..., во..., бу... .

3. Угадай слово:

... од, ... ог, ... огурт, [... а]ма, [... э]ль, [... у]г, [... у]ла, [... у]ля, [... о]ж, [... у]бка, [... а]года.

4. Назови цвета. Каким звуком оканчиваются эти слова?

5. Я буду говорить числа-количества. Изменяй их так, чтобы они обозначали число-порядок. Выделяй голосом звук [й]:

один — первый, два —..., три —..., четыре —..., пять —..., девять —..., одиннадцать —..., двадцать —....

6. Посчитай, сколько раз звук [й] слышится в стихотворении «Зайка» Е. Благининой:

- Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

- Не могу, больной.

Ой-ой ой, бедный!

7. Назови пять месяцев, в названии которых звучит [й]. (Январь, май, июнь, июль, ноябрь).

8. Раздели игрушки на две группы: в названии есть [й] и нет этого звука: ежик, обезьяна, енот, лиса, хомяк, котенок. Придумай игрушкам имена с [й].

9. Выучи стихотворение «Енот и Еж» Г. Виеру.

Ежик в бане вымыл ушки,

шею, кожицу на брюшке.

И сказал Еноту Еж:

— Ты мне спинку не потрешь?

Повтори слова со звуком [й] (ежик, шею, еноту, еж).

10. Назови три «колючих» слова, которые начинаются с [й]. (еж, елка, ерш):

Ежик — под елкой дома.

Ершик — в тиши водоема.

Какое еще здесь слово с [й]?

11. Какие клички животных ты знаешь со звуком [й] в середине? (Лайка, Найда, Майка... ).

12. Собери пуговицы в коробку, называя каждый раз слово с [й]. 10 пуговиц — 10 слов.

ЗВУКИ [3], [3'], [С], [С]

1. Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:

ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., ту..., космо..., кла..., пала... .

2. Угадай слово, которое начинается звуками [с] или [с']:

... он, ... ом, ... тул, ... ушка, ... иний, ... нег, ... ол-нце, ... евер, ... такан, ... лон.

3. Оглянись. Есть ли здесь предметы, которые начинаются с [с], [с']?

4. Угадай слово, которое начинается звуками [з] или [з']:

... олото, ... аяц, ... елень, ... лой, ... има, ... нак, ... аноза, ... ной, ... ритель, ... верь, ... адача, ... яб-лик, ... вук.

5. Рассмотри рисунок: Незнайка держит лист бумаги и кисточку, рядом с ним баночка с краской, на бумаге — зеленая клякса. Назови 10 слов, в которых есть[с] и [с'].

(кисточка, лист, клякса, краска, галстук, волосы, синий, веснушки, солнце, нос... ).

Назови три слова, в которых есть [з] и [з']. (Незнайка, зеленый, глаза).

6. Слушай стихотворение и хлопай в ладони каждый раз, как услышишь звуки [с] и [с']. Заметил ли ты слово со звуком [з]?

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

7. Посмотри на свою руку. Как называются пальчики? (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Сколько пальчиков произносится с [з] и [з'], а сколько с [с']?

8. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны зеленые и синие. Слова: сок, сталь, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин, василек, пузырек, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос. Если в слове есть звуки [с] ([с']), клади синий жетон, если [з] ([з']) — зеленый.

9. Скороговорка. У воза овца, на возу пуд овса.

10. Паровозики.

К паровозам синего и зеленого цвета нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными предметами. Если в слове есть звуки [с] или [с'] — к синему паровозу, если [з] или [з'] — к зеленому. Когда карточки будут разобраны, попросите ребенка поставить вагончики «по номерам»: сначала те вагоны, в которых нужные нам звуки в начале слова, следом — те, где они в середине, и в конце состава — те вагоны, где звуки [с], [с'] в конце слова. На карточках: слон, осел, змея, собака, обезьяна, лиса, страус, зебра, коза, гусь, кузнечик, заяц, рысь.

11. Цветные загадки.

Положи перед собой карточки «зебра» и «слон». У зебры и слона сегодня дни рождения. Им подарили подарки: зебре — в зеленых, коробках, слону — в синих. Но и подарки, и поздравления перемешались. И даже гости перепутались. Чтобы разобраться во всем, тебе просто нужно отгадать загадки. Если в ответе есть звуки [с] и [с’] — клади синий жетон слону, это его подарок или гость. Если в слове-отгадке прозвучат звуки [з] или [з'] — это поздравление зебре, клади рядом с ней зеленый жетон.

Летом серый, зимой белый, (заяц)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее... (сорока)

Серебристые подвески — след январского мороза —

Надевает в перелеске белоствольная... (береза)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал, (сахар)

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов, (подсолнух)

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Растет в траве Аленка, в красной рубашонке.

Кто не пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)

В синей роще — алый мяч.

Он и светел, и горяч. (солнце)

С ветки — на тропинку, с травки — на былинку.

Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (кузнечик)

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

с неба на землю свалилось. (снег)

ЗВУКИ [Б], [Б'], [П], [П']

1. Угадай слово, закончив его [п], [п']:

су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., зу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро... .

2. Угадай слово, начав его [п] или [п']:

... ост, ... уть, ... еть, ... ряник, ... ир, ... рыжок, ... ончик, ... ила, ... ирог, ... лита, ... лот, ... орт, ... осуда, ... одарок.

3. Угадай слово, начав его [б] или [б']:

... елка, ... улка, ... оль, ... ольшой, ... рат, ... ант, ... анка, ... оке, ... отинки, ... ра, ... аран, ... рошка, ... арабан, ... рюки.

4. В названии каких частей тела произносится [п], [п']? Что произносится с [б], [б']?

5. Рассмотри картинку: Айболит с трубкой и чемоданчиком, вокруг звери: обезьяна, бабочка, пчела, собака. Найдите 8 слов, в которых есть звуки [б] и [б'], (обезьяна, Айболит, трубочка, борода, бабочка, собака, ботинки, брюки).

6. Выбери из предложенных предметов те, в названии которых есть [п], [п']: капуста, пирожок, тарелка, стакан, хлеб, тапочки, платье, бант, гриб, цветок, зонт, подушка.

7. Турист.

Турист на берегу реки поставил палатку. Все предметы, в которых слышатся звуки [п] и [п'], он принес в палатку, а те, где есть звуки [б] и [б'], поставил на берегу.

Проверь, что у туриста в палатке? Картинки: платье, белка, грибы, сапоги, лопата, рыба, бутылка, забор, хлеб, тулуп, барабан, бревно, будильник, спички, посуда, пироги, попугай, бабочка. Разложи по порядку нахождения звуков [б], [б'], [П], [П'].

8. Собери Незнайку в школу.

Посмотри, здесь несколько предметов: портфель, пенал, ручка, тетрадь, цветная бумага, альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, счетные палочки. Незнайке на урок нужны только те, в названии которых есть звуки [б], [б'], [п], [п']. Помоги ему!

9. Скороговорка.

Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У бела быка губа была тупа.

10. Загадки.

Поспорили как-то раз звери и птицы, кто больше загадок отгадать сумеет. Решили конкурс объявить. От зверей белочка угадывать стала, а от птиц — попугай. Если в отгадке есть звуки [б], [б'] — это беличья загадка, откладывай карточку с белкой. Если услышишь звуки [п], [п'] в отгадке — это загадка для попугая, откладывай картинку с попугаем. Каких картинок наберется больше, тот и выиграл. А ты поможешь зверям и птицам определить победителя.

Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся. (берега)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

Шапочка да ножка — вот и весь Ерошка. (гриб)

В поле лестница лежит, дым по лестнице бежит. (паровоз)

Зверька узнаем с тобой по двум таким приметам:

Он в шапке серенькой зимой и в шубе рыжей летом. (белка)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Хвостик из кости, а на спинке — щетинка. (зубная щетка)

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крыльцом, хвост кольцом. (собака)

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыба)

Круглая, да не лук.

Желтая, да не масло.

Сладкая, да не сахар.

С хвостом, да не мышь. (репа)

ЗВУКИ [Д], [Д'], [Т], [Т']

1. Угадай слово, закончив его [т], [т']:

ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор... .

2. Угадай слово, начав его звуками [т], [т']:

... ом, ... орт, ... он, ... ир, ... ур, ... ень, ... ри, ... игр, ... рюм, ... ерка, ... есто, ... ок, ... аз, ... аня, ... ело, »... учи, ... рон.

3. Угадай слово, начав его звуками [д], [д']

... ом, ... ым, ... очка, ... руг, ... оллар, ... ва, ... есять, ... вести, ... рожь, ... иван, ... ыня, ... уб, ... ед, ... ети.

4. Выбери из предложенной пары слов, в котором есть [т], [т']: кекс — торт, туфли — кеды, юбка — платье, штаны — брюки, астра — роза, пес — кот, тесто — хлеб, терем — дом, куст —дерево.

5. Посчитай свои пальчики: в каких словах звучат [д], [д']? В каких [т], [т']? В каких словах нет этих звуков? А в каких встретились сразу [д'] и [т']?

6. Что из твоей одежды и обуви произносится с [д], [д'], [т], [т']?

7. Посчитай, сколько раз звуки [д], [д'], [т], [т'] встречаются в стихотворении В. Нестеренко:

Просит вечером подушка: «Положи меня под ушко. Очень хочется, Антон, Посмотреть твой новый сон! »

8. Рассмотри картинку: пес несет удочку и ведерко. Найди три слова с [д], [д']. Если не можешь найти последнее слово, придумай имя псу. Например: Дружок.

9. Скороговорка. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

10. Магазин.

Открывается новый магазин. В этом магазине 2 отдела. В первом все, где слышны звуки [д], [д'], во втором — все со звуками [т], [т']. Разложи картинки-товар по отделам и заполни полки: верхние полки — нужные нам звуки в начале слова; средние полки — звуки в середине слова, нижняя — в конце слова. Карточки: лопата, тыква, тапочки, салфетки, ведро, тарелка, фартук, халат, пальто, стул, cтрела, туфли, посуда, тетрадь, енот, крот, гвоздь, самолет, дятел, дельфин, виноград, дерево, диван, ягода, подушка, одеяло, домик.

В каких словах встретились оба звука? Какая полка оказалась пустой? Каким звуком не заканчиваются слова?

11. Загадки.

Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»? А теперь покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»? Если в отгадке услышишь звуки [д] или [д'], показывай два пальца, а если звуки [т] или [т'] — три пальца.

Я — шарик пушистый, белею в поле чистом.

А дунул ветерок — остался стебелек, (одуванчик)

В поле извивается, чащей пробирается.

Уведет от дома нас в лесок знакомый.

Через ручеек неробко перепрыгивает... (тропка)

Плотник острым долотом строит дом с одним окном. (дятел)

Четыре братца одним поясом подпоясаны,

Под одной шляпой сидят, (стол)

Бью Ермилку по затылку, он плачет, только носик прячет, (гвоздь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз, (дождь)

Дождик теплый и густой, этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков целый день идти готов. (душ)

Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет,

Людей и груз везет? (самолет)

Какой конь землю пашет, а сено не ест? (трактор)

Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в воде, (удочка)

Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

Кто в дом не идет, меня за руку берет, (дверь)

ЗВУКИ [В], [В'], [Ф], [Ф']

1. Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']:

... иник, ... рукт, ... арш, ... ронт, ... антик, ... акел, ... кус, ... тор, ... иниш, ... ерма, ... ирма, ... ишка.

2. Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']:

шар..., шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро... .

3. Угадай слово, которое начинается с [в], [в']:

... осемь, ... ечер, ... арежка, ... ишня, ... аленки, ... нук, ... олос, ... орс, ... етка, ... ена, ... есна, ... олк.

4. Назови свою фамилию: она не заканчивается звуком [ф]? Вспомни фамилии своих знакомых: какие из них заканчиваются [ф]?

5. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны вишневые, фиолетовые. Слова: ива, ветер, вата, шкаф, веник, ваза, сарафан, кафтан, рукава, картофель, кафель, сова, Африка, флейта, грузовик, василек. Если в слове есть звуки [в], [в'], клади вишневый жетон, если [ф], [ф'] — фиолетовый.

6. Как называется эта игрушка? Поросенок. Назови игрушку, так чтобы появился звук [в'], (свинья).

7. Выбери из игрушек те, в названии которых есть звуки [в], [в'], [ф], [ф']: лев, свинья, собака, Чебурашка, тигр, верблюд, лиса, медведь, мышь.

8. Факир.

В город приехал факир на верблюде. Факир показывал фокусы, верблюд — волшебства. Для фокусов факиру потребовались предметы, в которых есть звуки [ф], [ф'], а верблюду — в которых есть звуки [в] и [в']. Помоги разобрать багаж!

Карточки: факел, фартук, флаг, кровать, ваза, ковер, сова, веер, веник, конверты, кофе, салфетка, вишни, туфли, книга, шарф, морковь. Разложи вещи по порядку: сначала те, где нужны нам звуки в начале слова, затем в середине, потом — в конце. Каким звуком не заканчиваются слова?

9. Фокусы.

Факир был фантастическим фокусником, а верблюд великим волшебником. Много чего они наколдовали, но все перепуталось. Если ты догадаешься, что этот предмет сделал факир — откладывай карточку, на которой нарисован факир. Если ты подумаешь, что наколдовал верблюд, — откладывай карточку с верблюдом.

Слова: соловей, картофель, фрукты, вата, вафли, фото, фонарь, шкаф, сарафан, грузовик, светофор, вишни, лев, фиалки.

10. Перед тем, как уехать из города, оставили чародеи удивительный сад: фиалки, флоксы, васильки и вишни в нем умеют не только разговаривать, но и отгадывать загадки. И чем больше загадок угадывают цветы, тем пышнее становится клумба. Но цветы растут на разных клумбах. Возьми жетоны вишневого и фиолетового цветов.
Если в отгадке услышишь звуки [в] или [в'] — клади вишневый жетон, если [ф], [ф'] — фиолетовый.

Плещет теплая волна, под волною белизна.

Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (ванна)

Поверну волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)

Рос шар бел. Ветер дунул — шар улетел. (одуванчик)

Летом ходит без дороги возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине — огонь и вода, (самовар)

Сидит красная девица в темноте, а коса на улице. (морковь)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое, (корова)

Пятак есть, а нечего купить, (свинья)

Стоят два кола, на колах — бочка,

на бочке — кочка, на кочке — лес дремучий, (человек)

Долгоножка хвалится:

«Я ли не красавица? »

А всего-то косточка,

да красненькая кофточка. (вишня)

Не летит, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)

На сучках висят шары, посинели от жары. (сливы)

Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудовище трехглазое на одной ноге. (светофор)

Ноги, как ходули; шея, как свеча.

Скорость, как у пули.

Ростом — каланча.

Шуба, как заплаты.

И бока покаты.

Кто это, ребята? (жираф)

11. Скороговорка. Ест Федька с водкой редьку; ест водка с редькой Федьку.

ЗВУКИ [Г], [Г'], [К], [К']

1. Угадай слово, которое заканчивается [к], [к']:

уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро..., вени..., шнуро..., поро..., като..., замо..., брело..., зна..., кло..., трес... .

2. Угадай слово, начав его [к], [к']:

... окос, ... исть, ... ино, ... нига, ... ошка, ... ит, ... рот, ... олдун, ... офе, ... ольцо, ... ость, ... амень, ... олодец, ... орова, ... екс.

3. Угадай слово, начав его [г], [г']:

... усь, ... итара, ... олос, ... ольфы, ... ном, ... ость, ... ипс, ... од, ... лина, ... риб, ... орсть, ... ель, ... алка, ... олубь, ... орох.

4. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны голубые, красные, белые. Если в слове нет интересующего нас звука, клади белый жетон, если звуки [г], [г'] — голубой, если [к], |к'] — красный.

Слова: гимн, погон, крошка, хмурый, гром, покрышка, папаха, люк, загон, погром, мех, грим, хор, трюк, глина, рога.

5. Исправь слова в предложениях:

Под елкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Есть лет мне будет через код. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. На поле вырос голос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда. Пес грызет сухую горку.

6. Какой цвет теплее: красный или голубой? Сыграем в «Жарко-холодно»: если услышишь в слове [к], [к'] — говори «жарко». Если [г], [г'] — «холодно»: магнит, груша, калоша, покрывало, маргарин, крыша, сокровища, голубь, вагон, крошка, закон.

7. Крестики-нолики.

а) Квадрат 4x4 клетки. Если в слове есть звуки [г'] и [к'], рисуй нолик; если [г] и [к] — крестик: гитара, кузнец, гном, программа, килька, лагерь, лагуна, кит, скелет, клетка, макет, друг, слог, звук, внук, сгибать.

б) Заполненный квадрат 3x3. Назови слова, соответствующие схеме.

8. Кто из животных и птиц «говорит» со звуками [г], [г'], [к], [к']?

(гусь, курица, петух, кукушка, ворона, лягушка, лошадь... )

9. Гуси и куры.

Как разговаривают гуси? А как куры зовут цыплят? Перед тобой картинки. В названии предметов нарисованных на них, есть звуки [г], [г'], [к], [к']. По команде «Гуси! » ты должен выбрать те предметы, в которых встречаются звуки [г] и [г']. По команде «Куры! » — те, где звучат [к], [к’]. (После каждой команды дать время — 20 секунд. )

Картинки: кот, игла, газета, гриб, голубь, гармонь, гусь, курица, кубик, кукла, груша, яблоко, гитара, книга, окна, рука, нога, молоток, ягода, утюг, - галстук, сапог, колокольчик, салфетка, клубок, радуга.

10. Составим из жетонов бусики для курочки и гусочки. Какого цвета будут бусы у курочки? У гусочки? Я буду загадывать загадки. Если в ответе есть звуки [г], [г'] — откладывай голубой жетон к бусикам гусочки, если звуки [kj, [к'] — откладывай красные жетоны к бусам курочки.

Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

Мы за обедом — под столом, а ночью под кроватью. (сапоги)

Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный? (волк)

Пять пальчиков, пять чуланчиков;

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик, (пгрчатки)

Черный, проворный, кричит «крак», червям враг. (грач)

Он качалка и кровать.

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу покачает на весу, (гамак)

Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел, (гриб)

Голубочка бела в дом прилетела.

Что, где видала — про все рассказала, (газета)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (собака)

Лохматенькая, усатенькая, ест и пьет, песни поет. (кошка)

Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки...

Ведь это... (снегири)

Низок, да колюч; сладок, да пахуч.

Ягоду сорвешь — всю руку обдерешь, (крыжовник)

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает, (курица)

Языка нет, а рассказывает, (книга)

На десятки верст — разноцветный мост.

Только вот по нему не шагать никому, (радуга)

11. Скороговорка. Краб крабу продал грабли: грабь граблями сено, краб.

ЗВУКИ [Ж] И [Ш]

1. Давай «надуем» шарик. Набирай в грудь воздух и выпускай его рывками со звуком [ш]. Показывай руками, как «увеличивается» твой шарик. А теперь выпусти из него воздух: набери полную грудь и медленно выпусти на одном дыхании со звуком [ш].

2. Мышь и камыши.

Слушай стихотворение. Показывай жетон, на котором нарисован шарик, всякий раз, когда услышишь звук [ш].

Мышь и камыши

Камышам пищала мышь:

«Шорох ваш нарушил тишь! »

Шепчут шумно камыши:

«Тише, мышка, не шурши! »

Шелест твой услышит кошка!

Шла бы к бабушке ты, крошка.

Нас ослушаешься мышка, —

Кошка — цап тебя, глупышка!

В общем, мышь, не шебурши,

Лучше в норку поспеши! »

Не послушалась их мышка.

Запищала вновь малышка:

«Для меня, бесстрашной, кошка —

Что для той же кошки мошка... »

С той поры не слышно мышки,

Шаловливой хвастунишки.

В. КРЕМНЕВ

Как ты думаешь, почему так часто повторяется в этом cтихотворении звук [ш]? Что случилось с мышкой? Почему?

3. Угадай слово, закончив его звуком [ш]:

гро..., гара..., хоро..., бро..., мира..., кор..., сторо..., е..., камы..., чи..., мор..., стри..., каранда..., шала..., у... .

4. Угадай слово, которое начинается [ш]:

... орох, ... елест, ... ум, ... нурки, ... епот, ... есть, ... ест, ... елк, ... лепки, ... тука, ... каф, ... околад, ... утка.

5. Какой звук издает жук? Машина? Льющаяся вода? Чей звук громче? Я буду называть один из трех предметов, а ты жужжи: тише, погромче, совсем громко.

6. Угадай слово, которое начинается с [ж]:

... ир, ... ивот, ... елезо, ... есть, ... ук, ... изнь, ... илет, ... ивой, ... елтый, ... аба, ... ираф, ... еле, ... арко, ... мурки, ... евачка.

7. Запомни слова, в которых звучат [ж] и [ш]:

- Где же яблоко, Андрюша?

- Яблоко? Давно я скушал...

- Ты не мыл его похоже?

- Я с него очистил кожу...

- А куда кожурки дел?

- Ах, кожурки... Тоже съел!

8. Звуковая мозаика.

Лист 3x3. Жетоны желтые, белые. Если в слове есть звук [ж], клади желтый жетон. Если нет — белый.

Слова: кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошел.

9. Звуковая мозаика.

Два листа 3x3. Заполняются сразу оба. На одном жетоны желтые, на другом — «шарик».

Первые ряды: звуки [ж] или [ш] в начале слова; вторые ряды: звуки [ж] или [ш] в середине слова; третий ряд — в конце.

Слова: шум, жук, багаж, крыжовник, нож, мышь, жаба, шарик, желудь, каша, кружева, этажерка, машина, крыша, школа.

Какой ряд не заполнен? Каким звуком не заканчиваются слова?

10. Загадки.

Если отгадки «жужжат» (в них есть звук [ж]), показывай мне муху: маши руками, как крылышками. Если отгадки «шуршат» (в них есть звук [ш]), показывай ветер: подними вытянутые руки вверх и качай ими в стороны.

Бегут по дорожке доски и ножки. (лыжи)

Ростом разные подружки не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (матрешка)

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ежик)

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного, и устрой ему берлогу. (плюшевый мишка)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (кошка)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картошка)

Держась рукой за тросточку, тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку зарой в своем саду. (вишня)

Черен, а не ворон, рогат, да не бык.

Шесть ног — без копыт.

Летит — воет, сядет — землю роет, (жук)

Два кольца, два конца, посередине — гвоздик. (ножницы)

Сидит на ложке, свесив ножки, (лапша)

Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф)

Белая корзинка — золотое донце.

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка)

11. Скороговорка. У ежа ежата, у ужа ужата. Шесть мышат в камышах шуршат.

ЗВУК [Ч']

1. Какой звук ты произносишь, когда предлагаешь другим людям послушать тишину? Ты закрываешь указательным пальчиком губы и... [ч'-ч'-ч']!

Я буду называть слова, в которых есть этот звук «тишины». А ты, повторяя их за мной, показывай, что услышал этот звук [ч'-ч'-ч'], держа пальчик у рта: ночь, чай, чайка, дочь, сочный, вечный, почта, чудеса, печка, ласточка.

2. Выучи считалочку:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

3. Если произносить звуки [ч'] так: первый чуть громче — второй тише — третий громче — четвертый тише и т. д., можно услышать, как движется паровоз.

Если произносить эти звуки медленнее — паровоз останавливается, если быстрее — набирает ход. Поиграем?

4. Я буду задавать вопросы про наш паровозик, а ты отвечай так, чтобы в слове был звук [ч'].

Как едет паров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...