Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список печатных работ доктора юридических наук, профессора И.Б. Новицкого




 

1. Основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. Учебное пособие. (В соавторстве). М., 1907.

2. То же. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 1908.

3. То же. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., 1910.

4. Издание 4-е, исправленное и дополненное, вышло в свет под названием "Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права". М., 1915.

5. Перевод книги Р. Иеринга "Гражданско-правовые казусы". М., 1908.

6. К вопросу о положении судьи в гражданском процессе // Юридические записки. 1912. Кн. 1-2.

7. Обязательные постановления городских дум и договорные отношения частных лиц // Вестник права и нотариата. 1912. N 2.

8. Обязательство очистки по проекту Гражданского уложения // Вестник гражданского права. 1914. N 3.

9. Гражданско-правовые казусы. Пособие для практических занятий. М., 1914.

10. Новое сенатское толкование ст. 1427, тома X, части 1 // Газета "Право". 1914. N 50.

11. Обычаи гражданского оборота в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 1915. N 1.

12. Рецензия на перевод книги Зома "Институции римского права" // Газета "Право". 1916. N 3.

13. Принцип "доброй совести" в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 1916. N 6, 7, 8.

14. К вопросу о праве распоряжения участников в общей собственности // Газета "Право". 1917. N 35-36.

15. Споры и тяжбы о земле и порядок их рассмотрения. Вып. 1 сборника "О земле" // Новая деревня. 1921.

16. Очерки гражданского права. Материалы к курсу лекций. Вып. 2. Обязательственное право. А. Общие понятия. М., 1921.

17. Безвалютность займа. (По проекту Положения об обязательствах, вытекающих из договоров) // Право и жизнь. 1922. N 1.

18. Договор поручительства. (Критические заметки на проект НКЮ "Кодекс законов об обязательствах, вытекающих из договоров") // Там же.

19. Имущественный наем // Там же. N 2.

20. О земельном суде // Газета "Сельскохозяйственная жизнь". 1922. N 36 (77).

21. Имущественный наем. (Текст и комментарий к ст. 152-179 Гражданского кодекса РСФСР). М., 1923.

22. Заем. (Текст и комментарий к ст. 208-219 Гражданского кодекса РСФСР). М., 1923.

23. То же. Издание 2-е. М., 1923.

24. То же. Издание 3-е. М., 1924.

25. Жилищное законодательство во Франции и Италии // Право и жизнь. 1924. N 5-6.

26. Право соседства. Рамки и значение проблемы // Там же.

27. Право соседства. Общие пределы пользования смежными участками (вторжение в соседскую сферу) // Там же. N 7-8.

28. Право частных лиц на строение // Там же. 1924. N 9.

29. Строительные правила и право соседства // Право и жизнь. 1924. N 10.

30. Что нужно указать в законе об усадьбе // Газета "Беднота". 1924. N 2047.

31. Обязательство из договоров. Заключение договоров. Дарение. Двусторонние договоры. Договоры в пользу третьего лица. (Комментарии к ст. 130-140 и 144-146 Гражданского кодекса РСФСР). М., 1924.

32. Поручительство (ст. 127, 236-250 Гражданского кодекса РСФСР). Комментированное издание. М., 1924.

33. Земельное законодательство РСФСР. Земельный кодекс с дополнительными узаконениями и разъяснениями. (В соавторстве). М., 1924.

34. То же. Издание 2-е, дополненное и исправленное. М., 1925.

35. Обязательственное право. Общие положения. (Комментарии к ст. 106-129). М., 1925.

36. Право трудового землепользования. (Комментарий к ст. 9-27 Земельного кодекса РСФСР и к ст. 9-26 Земельного кодекса УССР и Земельного кодекса БССР). М., 1925.

37. Трудовая аренда земли и вспомогательный наемный труд в земледельческом хозяйстве. М., 1925.

38-40. Обзор текущего земельного законодательства и земельной практики // Землеустроитель. 1926. N 9, 10, 12.

41. Гражданский кодекс и деревня. (К вопросу о взаимоотношении между земельным и гражданским законодательством). 1. Постановка вопроса. 2. Безвестное отсутствие. 3. Имущественный наем // Там же. N 9.

42. Гражданский кодекс и деревня. 4. Наследственное право // Там же. N 10.

43. Гражданский кодекс и деревня. 5. Купля-продажа и мена // Там же. N 12.

44. Совершение нотариальных актов и засвидетельствование договоров // Еженедельник советской юстиции. 1926. N 14.

45. Дополнительные узаконения и разъяснения к Земельному кодексу РСФСР. М., 1926.

46. Земельный кодекс РСФСР с дополнительными узаконениями и разъяснениями. Издание 3-е, переработанное. (В соавторстве). М., 1927.

47. Земельное общество в советском законодательстве. М., 1927.

48. Поручительство. Научно-практический комментарий. 2-е переработанное издание. Харьков, 1927.

49. Новый закон об усадебном землепользовании // Вестник землеустройства и переселения. 1927. N 1.

50-51. Закон и практика в области землеустройства и переселения // Там же. N 1, 3.

52. Правовой режим береговой полосы (бечевника) // Там же. N 2.

53. Новые правовые формы земельно-хозяйственных отношений // Там же. N 3.

54-64. Обзоры текущего земельного законодательства и земельной практики // Там же. 1927. N 2-12.

65-76. Обзоры текущего земельного законодательства и земельной практики // Там же. 1928. N 1-12.

76-78. Опыт библиографии землеустройства и переселения за 1917-1927 гг. // Там же. N 6, 8, 10.

79-85. Закон и практика в области землеустройства и переселения // Там же. N 4-10.

86. Методические письма по гражданскому и земельному праву для курсов заочного обучения по землеустройству и переселению. М., 1928-1929.

87. Правовое положение сельскохозяйственных коллективов. М., 1929.

88-99. Обзоры текущего земельного законодательства и земельной практики // Землеустроитель. 1929. N 1-12.

100. Учреждение сельскохозяйственных коллективов // Там же. N 1.

101. О выделе земли выбывшим членам сельскохозяйственного коллектива // Газета "Сельскохозяйственная жизнь". 1929. N 3.

102. На пути к новому Земельному кодексу // Агроном. 1929. N 7-8.

103. Закон и практика в области землеустройства и переселения // Вестник землеустройства и переселения. 1929.

104. Обзоры текущего сельскохозяйственного законодательства // Специалист социалистического землеустройства. 1930.

105. То же // Социалистическое землеустройство. 1930.

106. Наши консультации // Там же. 1930.

107. Безвестное отсутствие в условиях войны // Ученые записки ВИЮН. 1945. Вып. III.

108. Недействительные сделки // Вопросы советского гражданского права. Сборник ИГП АН СССР. 1945.

109. Участие кредитора в исполнении договора. Тезисы доклада, посвященного 20-летию ВИЮН // Труды научной сессии ВИЮН. 1946.

110. Обязательство заключить договор. М., 1947.

111. Участие кредитора в исполнении договорного обязательства // Советское государство и право. 1947. N 7.

112. Сборник задач по советскому гражданскому праву. (В соавторстве). М., 1947.

113. История советского гражданского права // История государства и права народов СССР. Том 2. М., 1947.

114. То же. Издание 2-е, переработанное.

115. История советского семейного права // Там же.

116. То же. Издание 2-е, переработанное.

117. Римское частное право. Пособие для студентов-заочников. М., 1948.

118. Реальное исполнение обязательств // Труды научной сессии ВИЮН. 1-6 июля 1946 г. М., 1948.

119. Развитие договорных обязательств в советском праве // Ученые записки ВИЮН. Вып. 4. М., 1948.

120. Около 50 статей для "Юридического словаря". 1948-1952.

121. Несколько десятков статей для "Большой советской энциклопедии". 1948-1953.

122. Перевод книги Е. Годэмэ "Общая теория обязательств. М., 1948.

123. История советского гражданского права. (В соавторстве). М., 1949.

124. Римское частное право. Учебник для юридических вузов. (В соавторстве). М., 1949.

125. Раздел "Семейное право" в книге: "Гражданское и торговое право капиталистических стран". М., 1949.

126. Перевод книги Л. Эннекцеруса "Гражданское право". Том 1. Вып. 1. (В соавторстве). М., 1949.

127. То же. Вып. 2. (В соавторстве). М., 1950.

128. Общее учение об обязательстве. (В соавторстве). М., 1950.

129. Советское гражданское право. Учебник для юридических вузов. (В соавторстве). М., 1950.

130. Солидарность интересов в советском гражданском праве. (Отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи). М., 1951.

131. Регрессивные обязательства социалистических хозяйственных организаций. (Опыт обобщения арбитражной и судебной практики). М., 1952.

132. Спецсеминар по советскому гражданскому праву. Учебное пособие. М., 1952.

133. То же. Издание 2-е, переработанное. М., 1953.

134. О правовых формах осуществления хозяйственного расчета // Советское государство и право. 1953. N 5.

135. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

136. Гражданско-правовые формы борьбы за режим экономии // Сборник "О роли права в использовании объективных экономических законов". М., 1954.

137. Рецензия на книгу Донде, Фрейдмана, Чиркова "Хозяйственный договор" // Советская торговля. 1954. N 3.

138. Отдельные виды обязательств. (В соавторстве). М., 1955.

139. Роль советского гражданского права в осуществлении хозяйственного расчета и режима экономии. М., 1955.

140. Правовое регулирование товарооборота между городом и деревней. (В соавторстве). М., 1955.

141. Сборник задач по советскому гражданскому праву. М., 1956.

142. Более 50 статей для 2-го издания "Юридическая словаря". М., 1956.

143. Вопросы методики преподавания юридических дисциплин. (В соавторстве). Сталинабад, 1957.

144. История советского гражданского права. (1917-1957). М., 1957.

145. Гражданское законодательство СССР и союзных республик. Вводная статья. М., 1957.

146. Основы римского гражданского права. М., 1957.

 

Приложение 3

 

Объяснение сокращений*(68)

 

I. - Институция Юстиниана.

Например: 1.2.22.1. - Институция, 2-я книга, 22-й титул, § 1.

D. - Дигесты Юстиниана.

Например: D.4.8.9.2. - Дигесты, 4-я книга, 8-й титул, 9 отрывок (фрагмент), § 2.

С. - Кодекс Юстиниана.

Например: С.4.30.5. - Кодекс, 4-я книга, 30-й титул, 5-й закон.

N. - Новеллы Юстиниана. 28.С.4.2. - 28 Новелла, 4-я глава, § 2.

Gai. 3.1. - Институция Гая, 3-я книга, § 1.

 

Приложение 4

 

Римская монета

 

Классический период

 

As uncialis (медн.) = 1 унции 27,288 г.

Sestertius (серебр.) = 4 ассам = 1,00 г.

Denarius (серебр.) = 16 ассам = 4,00 г.

Золотая монета - nummus.

Aureus = 100 сестерциев.

Aureus Августа = 7,96 г.

Aureus Марка Аврелия = 7,28 г.

Aureus Каракаллы = 6,55 г.

 

Т.Е. Новицкая

 

Иван Борисович Новицкий
(1880-1958)

 

Биографический очерк

 

Предлагаемый очерк носит сугубо биографический характер. Он не преследует цели проследить творческий путь профессора И.Б. Новицкого, проанализировать его важнейшие работы. Задача состоит в том, чтобы рассказать о его жизни, познакомить читателей с обстановкой, в которой он жил, и людьми, которые его окружали.

 

Семья. Детство. Гимназия

 

Иван Новицкий родился в обычной московской мещанской семье достатка ниже среднего уровня. Мать его, Вера Егоровна, вышла замуж совсем юной за уже немолодого (за 40) вдовца, к тому же поляка и, как следствие, католика Бронислава Новицкого. Сохранившаяся в семейном альбоме фотография свидетельствует, что он был внешне хоть и не красавцем, но достаточно привлекательным и выглядел моложаво.

Бронислав Новицкий, отставной рядовой, музыкант 6-го Гренадерского Таврического полка, имел от первого брака сына Павла и дочь Пелагею. Жили Новицкие на Земляном Валу, близ церкви Николая Угодника, в доме Дубровина. Бронислав имел небольшую швейную мастерскую, в память о которой в семье сохранились лишь огромные портняжные ножницы да рассказы о том, что портные, когда шили, сидели по-турецки на столах и пели. Видимо, глава семейства был довольно гостеприимным хозяином, сохранились рассказы о веселых вечеринках, которые он имел обыкновение устраивать. Вообще, он вел светский образ жизни, водил жену в театр и на концерты.

В 1876 году в семье Новицких рождается дочь Анна, через 4 года - 27 июня по старому стилю (10 июля) 1880 г. - сын Иван. Как сообщает выпись из метрических книг, незадолго до рождения сына, 1880 года, "февраля шестнадцатого (16) дня... Бронислав Новицкий, Римско-католического вероисповедания присоединен по чиноположению церковному к Греко-Российской православной церкви и назван Борис". Восприемником его был "московский цеховой шапочного цеха Григорий Иванов Белугин". А через год Борис Иванович Новицкий скончался от чахотки 51 года от роду, оставив двадцатидвухлетнюю вдову Веру Егоровну с двумя детьми: Анной четырех лет и Иваном восьми месяцев, без средств к существованию и богатых родственников.

По воспоминаниям близких людей, молодая вдова обладала большой волей и всю себя посвятила детям. Влияние ее на сына было огромным. Достаточно сказать, что уже взрослым он (обладавший изумительным музыкальным слухом) купил себе пианино и хотел учиться музыке. Однако Вера Егоровна сочла, что это - "распыление" сил, отрывающее от юриспруденции, и буквально через несколько дней инструмент по ее настоянию был продан.

После смерти мужа, чтобы как-то свести концы с концами, Вера Егоровна продала швейную мастерскую, семья переехала в более дешевую квартиру в дом Смирнова. В 1887 году она отдала сына в Мясницкое городское училище, где обучение было бесплатным. Учеба продвигалась успешно, и директор училища Победин выделил способного ученика: он предложил попечителям оплатить обучение Ивана в гимназии. Видимо, и дочь Победина посвятила жизнь школе: в 330-й средней школе уже в 30-е годы в младших классах преподавала Победина.

После окончания училища в 1891 году Иван был принят в 4-ю московскую мужскую гимназию. Первые полгода обучения были оплачены купцами-благотворителями. За хорошую успеваемость, начиная со второго полугодия, он был освобожден от платы за учение, а затем его приняли на стипендию.

4-я гимназия, где учился Иван Новицкий, находилась на Покровке, в знаменитом "доме-комоде". Учились в гимназии дети из самых различных слоев общества, однако в среде учеников резких различий учителя не делали. Да и сами гимназисты, как правило, не находили нужным хвалиться своим богатством. В свое время ныне покойный Л.А. Лунц рассказывал мне, что гимназист Г.В. Чичерин, ставший впоследствии наркомом иностранных дел в правительстве Ленина, выходил из своего экипажа за два квартала до гимназии, чтобы подойти к ней, как все остальные гимназисты, пешком. (Здесь, правда, речь идет о другой гимназии).

Гимназия, где учился Иван Новицкий, была довольно известной. В книге, выпущенной в 1899 г. и посвященной 50-летию гимназии, среди ее выпускников названы профессор Санкт-Петербургского университета Н. Дювернуа, ректор Санкт-Петербургского университета В. Сергеевич, профессор Московского университета, ставший впоследствии известным английским ученым П. Виноградов, академик Императорской Академии наук А. Шахматов, Савва и Сергей Морозовы - директор и участник товарищества мануфактур. В 1899 г. одновременно с И. Новицким закончили эту гимназию Е. Корсаков, в будущем известный психиатр, историк Б. Сыроечковский, барон А. Нольде - деятель кадетской партии. Я привожу наиболее известные имена, которые знакомы многим. Но и другие выпускники занимали высокие должности в государственном аппарате, проявили себя в различных областях науки и техники.

Столь серьезные успехи выпускников проистекали не только из их талантов и способностей - в основе этих успехов лежала весьма эффективная организация гимназического образования, вышколенный состав преподавателей.

О гимназическом обучении сохранилось много воспоминаний. О годах, проведенных в гимназии, писали С.Я. Маршак, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский. Они изнутри осветили деятельность этого учебного заведения. Меня в данном случае интересует чисто техническая сторона проблемы. Итак, в России имелись как государственные, так и частные гимназии. В соответствии с законодательством все работавшие в государственной гимназии лица обладали в течение пребывания в ее штате правами государственного служащего. Директора и инспектора гимназий - с момента зачисления, а преподаватели после 4 лет выслуги производились в чины, соответствующие их должности, и приобретали статус государственного служащего. В частности, они пользовались правом на получение пенсий и единовременных пособий. Оплата их труда производилась из средств государственного бюджета, плата, взимаемая с учеников, не являлась основным источником для выплат. Ее могли использовать для расширения штатов, предусмотренных Министерством народного просвещения и "вспоможения" учителям и другим служащим.

Директор гимназии имел 5-й класс должности, что соответствовало статскому советнику и давало право на казенную квартиру и 1200 руб. серебром годового жалованья, плюс 800 руб. серебром столовых. По положению в Табели о рангах он соответствовал члену окружного суда. Учителя имели 8-й класс коллежского асессора, с окладом от 1200 до 1400 руб. серебром. По тем временам это были большие деньги. Служба в гимназии была уважаемой в обществе, а это способствовало привлечению к работе знающих, опытных преподавателей. Не чуралась работы в гимназиях и профессура высших учебных заведений. Да и сами учителя гимназии не отставали от университетских преподавателей. В книге Д. Соколова "Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849-1899 гг.)" (М., 1899) приведены сведения о преподавательском составе, из которых явствует, что значительная часть учителей имела печатные труды.

4-я гимназия была классической, то есть упор в обучении делался на изучение классической древности и гуманитарных наук. Учебные планы были относительно стабильны, хотя под воздействием ситуации менялись. Так, после убийства Александра II увеличилось число часов на изучение Закона Божьего. (Кроме православных священников занятия вели: для лютеран - пастор-викарий, а для католиков - ксендз).

С 1-го класса Иван Новицкий был не просто отличником, а первым учеником. Сейчас образование, которое получали гимназисты, может показаться недостаточным. Но в конце XIX - начале XX в. оно давало хорошую базу для продолжения обучения в области гуманитарных наук. Так, познания в латинском и древнегреческом языках давали возможность ученикам старших классов читать с листа не только прозаические произведения, но и поэзию, включая Горация и Гомера. Изучение двух иностранных языков - немецкого и французского, также было достаточно углубленным. В анкете, заполненной в 1954 г., Иван Борисович написал, что хорошо знает немецкий и французский, хорошо читает по-итальянски и может читать по-английски. Примечательно, что русский язык изучался вместе с церковно-славянским (что вполне естественно, если учесть, что православное богослужение ведется на этом языке). Из всех предметов, а, помимо названных, преподавались логика, математика, физика, история, география, чистописание, рисование, только по рисованию у круглого отличника Новицкого была четверка. Внимание, прилежание и поведение оценивались по отдельности и также были отличными. Помимо предметов, изучение которых оценивалось, а по некоторым (таким, как Закон Божий, русский, латинский, греческий, немецкий языки, математика, география) ежегодно проводились экзамены, имелись дисциплины, по которым занятия проводились факультативно: церковное и светское хоровое пение, музыка, черчение, танцы, гимнастика. С 90-х годов в гимназиях открылись уроки военной гимнастики, готовившие молодых людей к отбыванию воинской повинности.

Жизнь гимназистов была расписана Правилами для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (1874 г.), которые помещались в начале дневника каждого гимназиста ("Сведения об успехах и поведении"). В 3-м классе Иван Новицкий писал сочинение на тему "Учебный день" в форме письма к другу. Вот как описывает свой день сам гимназист (не отклоняясь, естественно, от требований Правил):

"Любезный товарищ! В то время, как ты скучно проводишь время в деревне и не знаешь, как жить день, у меня проходит день незаметно: не успеешь встать, как уж наступает ночь. В прошлом письме ты просил меня описать учебный день, и вот я исполняю твое желание:

Я встаю каждый день в шесть часов утра, одеваюсь, читаю молитву, пью чай, затем я начинаю повторять уроки. Около четверти 9-го я отправляюсь в гимназию и дожидаюсь начала занятий внизу, в сборной. Без 20 минут девять нас ведут по двое в класс. Во время перемены я приготовляю книги для предстоящего урока. Перед началом учения дежурный читает молитву. По окончании 3 уроков мы идем в сборную завтракать, а после завтрака опять отправляемся в класс. Когда кончаются уроки, мы читаем молитву и, собравши книги и одевшись, идем домой. По прибытии домой я обедаю, а затем 2 часа гуляю. Около шести часов я принимаюсь за уроки и кончаю их к 8-ми часам. В 8 часов я пью чай, а в 10, прочитавши молитву, ложусь спать.

Москва, 8 марта 1894 г. Н.И."

Однако интерес представляют сочинения, которые писали в старших классах. Гимназистам предлагались исторические, философские темы. Для написания сочинения требовалось знание классических текстов. Обращается внимание на патриотическую проблематику: ученики 7-го класса пишут домашние сочинения: "Петр Великий в произведениях Пушкина", "В каких исторических событиях наиболее проявился патриотизм русского человека". В 8-м, последнем, классе - проблемы более серьезные: "Важнейшие основы русской государственности". Большое внимание уделялось воспитанию нравственности. Тему классного сочинения "Счастье не вне нас, а в нас" Иван Новицкий раскрывает с позиций православного человека: счастье в труде и в чистой совести. Полного счастья быть не может, так как оно требует, чтобы и все другие люди были счастливы. Вывод: "Полного счастья человек не достигает на земле, но он может приблизиться к идеалу и тем успокоить свою жизнь".

И еще несколько слов о роли гимназии в воспитании художественного вкуса. Не секрет, что гимназическая программа обучения большой упор делала на гуманитарные науки. Важное место занимало изучение классической древности. Ясность, простота, реализм в искусстве, подлинные глубокие чувства в литературе, четкость изложения мысли в философии, праве, естественных науках, - все это не могло не оказать влияния на вкусы целого поколения. Жизнь распорядилась так, что художественной литературе, опере (пожалуй, наиболее любимый Иваном Борисовичем вид искусства) во второй половине своей жизни Новицкий уделял мало внимания; все время съедала научная работа. Однако вкус его в области литературы можно понять по библиотеке, собранной в 900-е годы. Безусловное предпочтение отдается русской литературе. Из европейской - Шекспир, Гейне, Мольер. Русская литература представлена широко: от Жуковского до современников, включая малознакомых нынешнему читателю Надсона, Мея, Гаршина. Собрания сочинений Бунина, Чехова, Куприна, Короленко. Трилогия Мережковского "Христос и Антихрист" была переправлена Ивану Борисовичу из Берлина его бывшим студентом Савичем вместе с Германским Гражданским Уложением. Покупал издания "Мир искусства", но все же сохранил представление, что "поэзия должна быть проста и близка к природе" (как писал в своем сочинении).

Программа гимназии была составлена таким образом, чтобы в высшем учебном заведении не повторять пройденного. Поэтому в учебный план юридического факультета не входило изучение иностранных языков и, в том числе, латыни. Однако представляет интерес уровень знаний по латинскому языку выпускников гимназии. Привожу "Программу для успешного испытания учеников VIII класса Московской 4-ой гимназии по латинскому языку. 1898/9 уч. год".

1. Начало римской литературы. (Зачатки римской литературы, греческое влияние, комедия и сатира).

2. Архаический период. Поэзия (Ливии Андроник, Плавт, Энний, Теренций, Луцилий). Проза (Начало римской историографии).

3. Золотой век. Поэзия (Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Тибулл, Проперций и Овидий).

4. Биография Горация.

5. Сочинения Горация. Его значение в истории литературы.

6. Проза. Историки (Цезарь, Саллюстий, Корнелий Непот, Т. Ливии). Ораторы и ученые (Цицерон и Варрон).

7. Серебряный век. Поэзия (Федр и сатирики Персии, Ювенал, Марциал). Проза (Тацит, Светоний, Плиний и Квинтилиан).

8. Магистраты. Условия избрания. Права магистратов.

9. Magistrates ordinarii maiores.

10. Magistratus ordinarii minores.

11. Magistratus extraordinarii.

12. Народные собрания.

13. Сенат.

14. Деление судов. Председательство. Судьи. Судопроизводство.

15. Войско. Солдаты.

16. Офицеры. Одежда и оружие.

17. Багаж. Войско во время передвижения (agmen).

18. Лагерь.

19. Битва. Осада.

20. Юлианский календарь.

21. Перевод 1-ой оды 1-ой книги Горация.

22. Гораций: 1-ая книга, 10-ая ода.

23. Гораций: 1-ая книга, 11-ая ода.

24. Гораций: 1-ая книга, 24-ая ода.

25. Гораций: 1-ая книга, 31-ая ода.

26. Гораций: 1-ая книга, 37-ая ода.

27. Гораций: 2-ая книга, 10-ая ода.

28. Гораций: 3-ья книга, 1-ая ода.

29. Гораций: 3-ья книга, 2-ая ода.

30. Гораций: 3-ья книга, 30-ая ода.

31. Гораций: 4-ая книга, 3-ья ода.

32. Гораций: 2-ой эпод.

33. Гораций: 2-ая ода, 2-ая книга.

От времени учебы сохранилось воспоминание о методе борьбы одного из учителей с перочинными ножичками, которые гимназисты имели обыкновение носить с собой. Если он замечал его у ученика, то сразу отбирал и выбрасывал в окно. Гимназисты младших классов развлекались тоже довольно своеобразно. Перед началом урока гимназист барон Гольдендах протягивал через классную комнату веревку, собирал у товарищей носовые платки и развешивал их на веревке. После прихода преподавателя происходил типичный диалог:

- Барон! В чем дело?

- А у меня сегодня стирка.

Но спустя 8 лет гимназию покидали уже вполне взрослые (19-летние) люди. Иван заканчивал гимназию в юбилейный год: праздновалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Выпускная фотография запечатлела преподавательский состав и выпускников на фоне сцены из пушкинской "Русалки". Наташа говорит князю: "Постой, тебе сказать должна я что-то. Не помню что..." "Припомни...",- эти слова князя должны были вернуть зрителя к воспоминаниям о прошлых гимназических годах. На общей фотографии фото Ивана Новицкого помещено в самом верхнем ряду среди учителей. Так подчеркивались успехи первого ученика, получившего золотую медаль. Забегая вперед, скажу, что медаль эта, сделанная действительно из золота, сослужила добрую службу: в трудные 30-е ее снесли в торгсин. Помимо медали Новицкому было вручено шеститомное издание "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток". Насколько взрослыми чувствовали себя выпускники-гимназисты, видно не только из того, что, несмотря на категорический запрет "Правил для учеников гимназий..." носить усы, почти все молодые люди запечатлены с усиками, но и из надписей на фотокарточках, которыми они обменялись на память. Только самые близкие друзья обращались в них по имени и на "ты". Остальные подписи - на "вы" и по имени и отчеству.

Впрочем, взрослеть Иван Новицкий стал намного раньше. Будучи отличником, он довольно рано начал репетировать. Вероятно, начиная с 3-го класса, когда женился сводный брат Павел. Среди учеников Ивана был и один из родственников владельцев Казанской железной дороги. Когда летом он с родителями выезжал на дачу, репетитор навещал его на природе. Сохранилось воспоминание об этих поездках. Иван ехал к своему ученику поездом. Поскольку дача располагалась в некотором отдалении от станции, поезд останавливали специально для репетитора там, где было удобнее добраться до места. Сохранился снимок этой дачи и ее обитателей. Роскошный двухэтажный деревянный дом с огромной верандой, украшенный резьбой, а вокруг лес. Нарядные люди, собака... Сами Новицкие собак не держали, а вот кошки были всегда.

В репетиторской практике Ивана был и такой случай. Иван заболел корью и не мог вести занятия. Родители его ученика послали узнать, как он себя чувствует и какая у него температура. Градусники тогда только-только входили в обиход и были не у всех, а у Новицких, семьи небогатой, его и подавно не было. Вера Егоровна так и сказала: "Температуру не знаю, так как нет градусника". Однако в ответ термометр был прислан. Возникла вторая трудность: мать Ивана не знала, как измерять температуру. Спрашивать же у благодетелей не хотелось: зачем показывать свою необразованность и тем самым косвенно унижать уважаемого репетитора. Положение спасла... императрица Александра Федоровна: она в это время тоже болела, причем тоже корью. Сводки о ее состоянии здоровья ежедневно печатались в газетах. Оттуда Вера Егоровна и брала сведения о температуре и сообщала их интересовавшимся родителям ученика.

Окончившим гимназию - была прямая дорога в университет. Иван Борисович избирает юридический факультет Императорского Московского университета. Этот факультет открывал возможность не только для карьеры научной и чиновничьей, но также и для довольно доходной адвокатской деятельности. Вообще юридический факультет открывал широкие перспективы для карьеры. На Ивана Борисовича даже обиделся учитель словесности: он видел своего ученика студентом историко-филологического факультета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...