Дисциплина относится к базовой части образовательной программы. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на третьем (5, 6 семестры) и четвёртом (7 семестр) курсах по очной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен (5, 7 семестры). Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и навыки студента, полученные по следующим дисциплинам: анатомия человека, физиология человека, биомеханика двигательной деятельности, физиологические механизмы компенсации нарушенных функций, теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, адаптация к физическим нагрузкам лиц с отклонениями в состоянии здоровья, адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста, адаптивное физическое воспитание школьников, патология и тератология, частная патология, психология и педагогика, психология развития, психология болезни и инвалидности, нетрадиционно-оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре.
№ п/п
| Название разделов и тем курса
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа студента
| Всего часов
|
1.
| Часть I.Введение в дисциплину «Частные методики адаптивной физической культуры»
| |
|
| |
Раздел 1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры
| | | | |
Тема 1.1. Введение. Цели и задачи дисциплины.
|
| | |
|
Тема 1.2. Предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры
|
|
|
|
|
Тема 1.3. Методология частных методик адаптивной физической культуры
|
|
|
|
|
2.
3.
| Часть II.
Методология адаптивной физической культуры детей разных нозологических групп
|
|
|
|
|
Раздел 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Этиология и патогенез нарушений слуха. Характеристика детей с нарушением слуха
|
|
|
|
|
Тема 2.2. Методика занятий адаптивной физической культурой детей с депривацией слуха
Раздел 3. Методика адаптивной физической культуры
детей с депривацией зрения
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Этиология и патогенез депривации зрения. Характеристика детей с депривацией зрения
|
|
|
|
|
Тема 3.2. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми с депривацией зрения
|
|
|
|
|
Всего в V семестре:
|
|
|
|
|
4.
| Раздел 4. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением речи
|
|
|
|
|
Тема 4.1. Этиология и патогенез нарушений речи. Классификация речевых нарушений
|
|
|
|
|
Тема 4.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи. Физическое развитие и двигательные способности детей
|
|
|
|
|
Тема 4.3. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями речи в коррекционных школах V типа
|
|
|
|
|
5.
| Раздел 5. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.
|
|
|
|
|
Тема 5.1. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
|
|
|
|
|
Тема 5.2. Методика адаптивного воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
|
|
|
|
|
Тема 5.3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
|
|
|
|
|
Всего в VI семестре:
|
|
|
|
|
6.
| Раздел 6. Методика адаптивной физкультуры детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
| |
|
|
|
Тема 6.1. Этиология и патогенез ДЦП. Классификация ДЦП.
|
|
|
|
|
Тема 6.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП
|
|
|
|
|
Тема 6.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП
|
|
|
|
|
7.
| Раздел 7. Особенности работы с родителями детей-инвалидов
| |
|
|
|
Тема 7.1. Особенности воспитания в семье детей с ограниченными возможностями
|
|
|
|
|
Тема 7.2. Методы и формы обучения родителей детей с ограниченными возможностями организации работы по адаптивному физическому воспитанию детей в семье
|
|
|
|
|
Тема 7.3. Участие семьи в развитии двигательной активности детей. Формы работы и используемые средства
|
|
|
|
|
8.
| Часть III. Адаптивная физическая культура в геронтологии
|
|
|
|
|
Раздел 8. Методология адаптивной физической культуры людей пожилого возраста
|
|
|
|
|
Тема 8.1. Цели, задачи, направленность и роль занятий АФК с лицами старшего и пожилого возраста
|
|
|
|
|
Тема 8.2. Формы организации занятий АФК с лицами старшего и пожилого возраста
|
|
|
|
|
Тема 8.3. Медико-физиологическая и психологическая характеристика лиц пожилого возраста. Противопоказания к занятиям АФК в геронтологии
|
|
|
|
|
Тема 8.4. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях АФК
|
|
|
|
|
Тема 8.5. Средства АФК, используемые для лиц пожилого возраста
|
|
|
|
|
Тема 8.6. Релаксация и пальцевые методы как средство оздоровления пожилых людей
|
|
|
|
|
Всего в VII семестре:
|
|
|
|
|
ИТОГО (в часах)
|
|
|
|
|