Тема 2.2. Методика занятий адаптивной физической культурой детей с депривацией слуха.
Лекция (2 часа) Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха. Своеобразие развития познавательной сферы неслышащих детей, памяти. Формирование слухозрительного восприятия речи. Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности и связь его с развитием наглядного мышления. Нарушения координационных способностей глухих детей. Различия у детей с депривацией слуха по сравнению с нормально слышащими в развитии физических качеств. Практическое занятие №1 (2 часа) Комплектование классов (групп). Характеристика программ по физической культуре для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха. Задачи, средства, методы, методические приемы обучения программным видам физических упражнений. Особенности восприятия учебного материала. Самостоятельная работа (4 часа) Структура и особенности обучения глухих и слабослышащих детей двигательным действиям, приемы формирования знаний. Вербальные и наглядные методы обучения. Активизация познавательной и речевой деятельности. Использование межпредметных связей. Практическое занятие №2 (2 часа) Основные направления развития и коррекции двигательных и психических способностей. Развитие координационных способностей: согласованности движений звеньев тела при выполнении гимнастических упражнений, ходьбы, бега, прыжков, метаний и др., развитие устойчивости к вестибулярным раздражителям, коррекция статического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве, реагирующей способности, точности и ритма движений, мелкой моторики, расслабления. Развитие основных физических качеств: силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости. Развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Практическое занятие №3 (2 часа) Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей. Практическое занятие №4 (2 часа) Особенности построения и содержания урока физической культуры. Конкретизация задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционно-развивающих), структура и содержание урока, подбор адекватных средств, методов, методических приемов, динамика психофизической нагрузки, распределения во времени, и способы ее регулирования. Методы познавательной, речевой, коммуникативной деятельности. Самостоятельная работа (2 часа) Обоснование использования на занятиях адаптивной физической культурой упражнений скоростно-силового характера, необходимых для повышения уровня развития всех физических качеств и для коррекции базовых координационных способностей. Практическое занятие №5 (2 часа) Коррекция, компенсация и развитие внимания(концентрации, распределения), двигательной и зрительной памяти, наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве (схема тела, направления, амплитуда, траектория, маршрут движения), зрительных, кинестетических, вибрационных, кожных, тактильных ощущений. Самостоятельная работа (2 часа) Использование сохранных анализаторов в регуляции и осуществлении движений и избирательном воздействии на различные функции организма. Ведущее значение зрительного анализатора, лежащее в основе осуществления двигательной деятельности. Значение вибрационной чувствительности для улучшения работы слухового и тактильного анализаторов. Практическое занятие №6 (2 часа) Подбор подвижных игр, эстафет, игровых композиций коррекционной направленности. Соотношение учебной и игровой деятельности на уроке в зависимости от возраста. Организация урока, материальное обеспечение, нестандартное оборудование, обеспечение страховки, взаимопомощи, безопасности.
Самостоятельная работа (4 часа) Подобрать игровые комбинации, способствующие развитию согласованного движения рук и ног, дифференцировке мышечных усилий, динамического равновесия, оценке пространственных параметров, усвоению темпа и ритма (в беге), развитию слухового восприятия, концентрации внимания. Использовать в игровых комбинациях средства коррекции функции равновесия и вестибулярной функции. Практическое занятие №7 (2 часа) Методика обучения плаванию слабослышащих детей. Значение длительного (1-2 часа) предварительного этапа подготовки детей для улучшения функционального состояния мышц и суставов, кардиореспираторной системы. Основной этап программы – освоение детей в воде и обучение плаванию на груди и спине. Самостоятельная работа (4 часа) Обучение дыханию на воде (методика). Развитие физических качеств (с использованием игр, эстафет). Особенности методики обучения начальному плаванию слабослышащих детей. Практическое занятие №8 (2 часа) Методика проведения внеурочных форм занятий. Физические упражнения на переменах, спортивный час (после уроков), физкультминутки, физкультпаузы на общеобразовательных уроках, прогулки, рекреативно-оздоровительные занятия в каникулярное время, подготовка и проведение "Веселых стартов", спортивных праздников, соревнований, дней здоровья, фестивалей, концертов, занятий в спортивных секциях. Самостоятельная работа (4 часа) Адаптивная физическая культура в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Виды внеурочных и внеклассных занятий. Формы внешкольной адаптивной физической рекреации, организация занятий в них. Практическое занятие №9 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|