Тема 8.5. Средства адаптивной физической культуры для лиц пожилого возраста
Лекция (2 часа) Частные методики, направленные на коррекцию физической подготовленности. Комплексный подход к выбору средств. Дозированный бег, ходьба, лыжные прогулки, плавание, дыхательные практики, система закаливания и т.д. Уменьшение интенсивности и объема физических нагрузок как основной принцип регуляции воздействия на организм. Общеразвивающие и упражнения циклического характера. Недопустимость упражнений, вызывающих стрессорное воздействие. Практическое занятие №1 (2 часа) Западные оздоровительные системы, направленные на построение тела, их характеристика. Различные виды гимнастики, циклические виды спорта для развития гибкости, силы, выносливости. Восточные оздоровительные системы с элементами йоги, дыхательной гимнастики и релаксации. Оздоровительное плавание. Практическое занятие №2 (2 часа) Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности в суставах: для позвоночника, плечевого пояса, нижних конечностей. Разработка комплексов упражнений. Самостоятельная работа (2 часа) Содержание утренней гигиенической гимнастики. Водные процедуры как средство закаливания. Дозированная ходьба как средство всестороннего воздействия на организм. Практическое занятие №3 (2 часа) Силовая гимнастика как средство для поддержания высокой работоспособности организма, улучшения психоэмоционального состояния, осанки, снижения риска травматизма. Формы силовой гимнастики: силовая разминка, комплекс упражнений с отягощениями. Самостоятельная работа (2 часа) Средства отягощения. Исключение резких движений и бросков для профилактики травматизма. Включение в комплекс упражнений на расслабление.
Практическое занятие №4 (2 часа) Упражнения на совершенствование координации движений. Совершенствование мелкой моторики пальцев. Совершенствование ловкости с использованием мячей. Упражнения на равновесие, точность пространственной ориентировки и дифференцировку мышечных усилий. Самостоятельная работа (4 часа) Совершенствование движений как развитие способностей быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды организма и снизить риск возникновения травмоопасных ситуаций. Составление комплекса упражнений. Практическое занятие №5 (2 часа) Гимнастика для глаз: упражнения для глазодвигательных мышц, снимающие утомление глаз. Гимнастика для мимической мускулатуры. Самостоятельная работа (4 часа) Лицо – отражение внутреннего состояния человека. Представительство мимической мускулатуры в центральной нервной системе. Нормализация корковых процессов, устранение общей скованности и закрепощенности. Переутомление глаз – преждевременное старение. Влияние состояния глаз на функцию всех систем организма. Составление комплекса упражнений для мимической мускулатуры, для снятия утомления глаз и для глазодвигательных мышц. Изучение темы направлено на приобретение: знаний – истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры; отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры; правил планирования содержания занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей; современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся;
способов самообразования лиц с отклонениями в состоянии здоровья в сфере адаптивной физической культуры; способов формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимых потребностей, ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации в деятельности, установок, убеждений, позволяющих им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле; правил обеспечения техники безопасности при проведении занятий; методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры; методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры; целей и задач адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики по вопросам изучения коллектива и индивидуальных особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и способов использования полученной информации при планировании и построении занятий; способов формирования ценностей адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья; комплексов физических упражнений, физических средств и методов воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций; комплекса восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок; условий для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека; путей развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы;
комплекса мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); комплексов физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья(вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний); актуальных проблем в сфере адаптивной физической культуры; умений - использовать в профессиональной деятельности знания истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры; использовать знания отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры; планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей; осуществлять когнитивное и двигательное (моторное) обучение и оценивать состояние занимающихся с использованием современных средств, методов, приемов, технических средств; формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры, социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле; обеспечивать технику безопасности при проведении занятий; обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры;
определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и способов использования полученной информации при планировании и построении занятий; формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья; проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций; производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок; обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека; развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы; проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний); анализировать актуальные проблемы в сфере адаптивной физической культуры; навыков - практического применения в профессиональной деятельности знаний истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры; практического применения в профессиональной деятельности современных средств, методов, приёмов, технических средств для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценки состояния занимающихся; планирования содержания занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей;
формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры, социально значимых потребностей, ценностных ориентаций, направленности личности, мотивации в деятельности, установок, убеждений, позволяющих им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле; обеспечения техники безопасности при проведении занятий; обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры, а также двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры; использования в профессиональной деятельности целей и задач адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья; практического использования достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики по вопросам изучения коллектива и индивидуальных особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и способов использования полученной информации при планировании и построении занятий; формирования ценностей адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья; использования в профессиональной деятельности комплексов физических упражнений, а также восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок; обеспечения условий для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека; развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы; проведения комплекса мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); использования в профессиональной деятельности комплексов физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний); анализа и поиска возможных путей решения актуальных проблем в сфере адаптивной физической культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|