Взаимосвязьслуховогоивестибулярногоанализаторов
Патологическийпроцессв слуховойсистемеизменяетфункциювестибулярногоаппарата,авестибулярныенарушениявсвоюочередьвлияютнаформированиедвигательнойсферы. Вестибулярныйанализаторвоспринимаетсигналыоположениителаиголовывпространстве,изменениискоростиинаправлениидвижения,обеспечиваетединуюфункциювосприятияиориентировкивпространстве,оказываетпостоянноевоздействиенатонусмышц. Рецепторныйаппаратотокинестетическогоанализатора,расположенныйвтрехвзаимно-перпендикулярныхполукружныхканалахимешочкахпреддвериявнутреннегоуха,носитназваниевестибулярногоанализатора. Взаимосвязьслуховогоивестибулярногоанализаторовпрослеживаютсявтесноманатомическомединствеихориентации:как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве. 8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляющая передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь. Наблюдаетсяединствоиобщийпринципработывестибулярнойислуховойсистем:превращениемеханическихколебанийвнервныйимпульспутемвоздействияэндолимфыприперемещениинанервныеокончанияклетокслуховогонерва,расположенныхвлабиринте. Патологическийпроцессвслуховоманализатореизменяетнетолькофункциювестибулярногоанализатора,ноифункциюкинестетическогоанализатора,которыйтакжеопределяетособенностидвигательнойдеятельностиглухих.Улицснизкойвестибулярнойустойчивостьюпридействииразличногорода ускорений,вращений,наклоновсущественнонарушаетсякоординациядвижений,равновесие,снижаетсяспособностькмаксимальному проявлениюдвигательныхкачеств,пространственнойориентировке
Слуховоевосприятиелучшенатомухе,гдеменьшепораженвестибулярныйанализатор,придвухстороннемпоражении(МашковВ.Н,1985).Важноиметьввидувысокуюстепенькомпенсациивестибулярныхрасстройств.Компенсацияосуществляетсязасчетцентральныхотделованализатораивзаимодействияегосдругимиceнсорнымисистемами,особенносозрительной. Тренировкивестибулярнойсистемыспециальноподобраннымифизическимиупражнениямиповышаютфункциональнуюустойчивостьвестибулярногоанализатораквоздействиюнеблагоприятныхфакторов,связанныхснарушениямивнутреннегоуха.Вестибулярнаясистема,находящаясявсостоянииповышенногораздражения,функциональноадаптируетсякразличнымраздражителям(вчастности,кфизическимупражнениям),всвязисчемеереактивностьзначительнопонижается(МашковВ.Н,1985).Следовательно,можнопредположить,что,воздействуянавестибулярнуюсистему,можнооказатьвлияниенаслуховоевосприятие.
Лекция № 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА. План: 1. Психофизическое развитие и двигательные способности глухих детей дошкольного возраста. 2. Психофизическое развитие и двигательные способности глухих детей школьного возраста.
1.Впроцессефизкультурно-оздоровительнойработысдетьми,имеющиминарушенияслухаиречи,основноевниманиедолжнобытьсосредоточенонараскрытиисвоеобразияребенка,насозданиидлянегоиндивидуальнойкоррекционно-развивающейпрограммы,основаннойнавсестороннемкомплексномизученииособенностейегоразвития.Дляэтогонеобходимознаниеобщетеоретическихзакономерностейребенкаснарушениемвразвитии,чтобыруководствоватьсяимивпедагогическойработе. Всеразнообразиенарушенийвразвитиинеслышащегоребенканеявляетсяследствиемтолькоограниченногодоступазвуковыхраздражителей - какпрямоеследствиевытекаютлишьнарушениявречевомразвитии.Речьвыступаеткаксредствовзаимосвязилюдейсокружающиммиром.Нарушениетакойсвязиприводиткуменьшениюполучаемойинформации,чтоотрицательно сказываетсянаразвитиивсехпознавательныхпроцессовинапроцессовладениявсемивидамидвигательныхнавыков.
Основнаяпатологияможетвызватьцепочкуследствий,которые,возникнув,становятсяпричинаминовыхнарушенийиявляютсясопутствующими.Выявлено,чтопотеряслухаудетейсопровождаетсядисгармоничнымфизическимразвитиемв62%случаев,в43,6%— дефектамиопорно-двигательногоаппарата(сколиоз,плоскостопиеидр.),в80%случаев—задержкоймоторногоразвития.Сопутствующиезаболеваниянаблюдаютсяу70%глухихдетей. Неслышащиедошкольникиотличаютсяотсвоихслышащихсверстниковсоматическойослабленностью,недостаточнойдвигательнойподвижностью, они отстаютотсвоихсверстниковвпсихофизическомразвитиина1—3года. Нарушениядвигательнойсферыудетейпроявляются: 1)всниженииуровняразвития основныхфизическихкачеств; 2)втрудностисохранениястатическогоидинамическогоравновесия; 3)внедостаточноточнойкоординацииинеуверенностидвижений,чтоособеннозаметноприовладениинавыкомходьбы; 4)вотносительнонизкомуровнеориентировкивпространстве; 5)взамедленнойскоростивыполненияотдельныхдвижений, темпадвигательнойдеятельностивцеломпосравнениюсослышащимидетьми Своеобразноидетразвитиепознавательнойсферынеслышащихдетей.Унихнеформируетсясрожденияслуховоевнимание.Некотораякомпенсацияэтогопробелазависитотстепенинарушенияслуховогоанализатора,активизациякотороговозможнатолькопридлительнойисистематическойработеторазвитиюслуховоговосприятия.Умногихдетейоченьраноотмечаетсяконцентрациявниманиякгубамговорящего,чтосвидетельствуетопоискесамимребенкомкомпенсаторныхсредств,ролькоторыхберетнасебязрительноевосприятие. Доминирование зрительного восприятия влияет на весьпроцессзапоминания – он восновномстроитсяназрительныхобразах,втовремякакуслышащихэтотпроцессслухозрительныйиопираетсянаактивнуюзвуковуюречь. Отставаниевсенсорномразвитиинеслышащихдетейсвязаносвторичнымидефектами:недоразвитиемпредметнойдеятельности (она не становится ведущей у детей в раннем возрасте),отставаниемвразвитииобщениясвзрослыми,какречевого,такиневербального, происходит отставаниене только вразвитиинаглядно-образного,ноинаглядно-действенногомышления.
Существеннымкачественнымотличиемвдействияхдетейснарушениемслухаявляетсято,чтоунихречьнеучаствует впроцессерешениянаглядныхзадач,отсутствуетпланирующаяфункцияречи. Необходимо использовать движения с целью стимуляцииречи - т.к. слухтеснейшимобразомсвязансдвижением.Н.А.Бернштейн(1966),указываянавзаимосвязьдвигательногоислуховогоанализатора,подчеркивал,чтодвижениекорректируетсянетолькозрением,ноислухом.Слуховыесигналы,какизрительные,участвуютврегуляциидвижений(АнаньевБ.Г.,1968).Выключениеслухаизсистемыанализаторовозначаетнепростоизолированное«выпадение»однойсенсорнойсистемы,анарушениевсегоходаразвитиялюдейданнойкатегории.Междунарушениемслуха,речевойфункцииидвигательнойсистемойсуществуеттеснаяфункциональнаявзаимозависимость.Движенияпомогаютдетскомувоображению,вызываяспонтанныйголосислуховоеосознаниесвоегоголоса. Характерной особенностью нарушения слуха является зависимость от смены климатических условий, которая оказывает влияние на состояние здоровья, двигательную активность неслышащих детей в каждом биологическом ритме года. Установлено, что в начале и середине осени физическая работоспособность детей после летнего отдыха наилучшая, способствующая обучению новым движениям и развитию физических качеств. Впереходныйпериодотосеникзимерезкоснижаетсяфизическаяработоспособность,наблюдаетсяухудшениесамочувствия.В зимнийпериодстабилизируетсяфизическаяработоспособность - этонаиболееблагоприятныйпериоддляразвитияисовершенствованияфизическихкачествизакреплениядвижений.Переходныйвесеннийпериодотличаетсяснижениемдвигательнойактивностииобщегосамочувствиянеслышащихдетей.Вэтовремянеобходимобольшепланироватьигрипроводитьзанятиянаосновеигровогосюжета.Серединавесныивесьлетнийпериодблагоприятендляфизическогосовершенствования.
2.Нарушениеслухапреждевсегосказываетсянапсихикешкольника,своеобразииегообщенияслюдьмииокружающимпредметныммиром.Отсутствиевнутреннейречиисловесногоопосредованияограничиваютобъемвнешнейинформацииивсегдасопровождаютсязамедленностьюиснижениемвосприятия,мышления,внимания,памяти,воображенияивсейпознавательнойдеятельностивцелом. Выделяют следующеесвоеобразиедвигательнойсферыглухихшкольников: -недостаточноточнаякоординацияинеуверенностьдвижений,чтопроявляетсявосновныхдвигательныхнавыках; -относительнаязамедленностьовладениядвигательныминавыками; -трудностьсохраненияуглухихстатическогоидинамическогоравновесия; - относительнонизкийуровеньразвитияпространственнойориентировки; -замедленнаяреагирующаяспособность,скоростьвыполненияотдельныхдвиженийитемпадвигательнойдеятельностивцелом; - отклонениявразвитиимоторнойсферы:мелкоймоторикикистиипальцеврук,согласованностидвиженийотдельныхзвеньевтелавовремениипространстве,переключаемостидвижений,дифференцировкииритмичностидвижений,расслабления,совокупностькоторыххарактеризуетнарушениякоординационныхспособностей; - отставаниевразвитиижизненноважныхфизическихспособностей—скоростно-силовых,силовых,выносливостиидругих,характеризующихфизическуюподготовленностьдетейиподростков. Перечисленныенарушениявдвигательнойсфереглухихшкольниковносятвзаимосвязанныйхарактериобусловленыобщимипричинами:структуройслуховогодефекта,недостаточностьюречевойфункции,сокращениемобъемапоступающейинформации,состояниемдвигательногоанализатора,степеньюфункциональнойактивностивестибулярногоанализатора. Особеннояркоэтасовокупностьпричинпроявляетсяна координационныхспособностях, таккакониреализуютсянадефектнойосновесенсорныхсистем,участвующихвуправлениидвижениями.Поэтомуглухиешкольникитратятнаосвоениесложнокоординационныхнавыковзначительнобольшевремени(КостанянА.О.,1963;ЛяховаИ.Н.,1992),имеютменьшийуровеньмаксимальныхдостиженийпоточностиивременидвижений,атакжеуступаютвстатическомидинамическомравновесиислышащимшкольникам(РябичевВ.А.,1964;КакузинВ.А.,1973). Потеряслухаоказываетзначительноевлияниенафункциональноесостояниевсехсистем.Накопленныйматериалневрологическойсимптоматикиглухихдетейпозволяетвыделитьнекоторыепораженияпериферическихицентральныхструктур,проявляющиесявзамедленномдвиженииглаз,языка,актажевания,иннервируемыхдвигательнымичерепно-мозговыминервами.Характернаязамедленность двигательныхактовубольшинстванеслышащихможетбытьвызванаинарушениямимеханизмовкоординациидвигательныхреакций.
Этинарушенияпрямоилиопосредованновлияютнадвигательныеспособности,связанныесбыстротойреагирования,темпомдвижений,скоростнымикачествами. Результатыанализаособенностейпроявления скоростныхкачеств вусловиях,требующихразличногоуровняконцентрациивнимания,показаливыраженныеразличиямеждуглухимиислышащими. Вигровойдеятельности,гдетребуетсякомплексноепроявлениескоростныхкачеств,самоебольшоеотставаниеотслышащихшкольниковпоуровнюразвитиябыстротынаблюдаетсявмладшемичастичновсреднемшкольномвозрасте.Скоростьдвижений,прыгучесть,мышечнаясила у нихна20—60%ниже(БессарабовН.С.,1979).Авторутверждает,чтоименноэтикачестваикоординационныеспособностинужноразвиватьвмладшемисреднемшкольномвозрасте.Уподростков13—16летихростнезначителен,аудевочекстабилизируетсяк13—14годам.11—12-летнимглухимшкольникамавторрекомендуетнаобщеразвивающиеупражненияотводить25%,наспециальные—35%,наобучениеисовершенствованиеигровыхдействий—40%времениурока. Глухиешкольникипо мышечнойсиле отстаютотслышащихв9,11,12летдо33%попоказателямабсолютнойсилы,нодинамикаеевозрастногоразвитияпочтисовпадаетспоказателямислышащихсверстников. Средимногочисленныхформпроявления скоростно-силовыхкачеств наиболеевыраженнымиявляютсяпрыжковыеупражнения. Удетейснедостаткамислуха статическаявыносливость ввозрасте7—8летниже,чемуслышащих.К9—10годамглухиепоуровнювыносливостикмышечнымусилиямприравниваютсякслышащим.Ввозрасте13—15летувсехшкольниковнаблюдаетсяневыраженноеснижениестатическойвыносливости,ак16—17годамихпоказателиприближаютсякрезультатамихслышащихсверстников. Слабослышащиепопоказателямобщейвыносливостиприближаютсякслышащим.Есливдинамикесилымышцрезкийростнаблюдаетсяв14—15лет,товыраженныйскачоквыносливостихарактеренв17—18лет, уровеньобщейвыносливостиподростковснедостаткамислухапочтисравниваетсясуровнемвыносливостислышащихизависитглавнымобразомотсостояниякардиореспираторнойсистемы. Такимобразом,своеобразиепсихическогоифизическогоразвитияглухихислабослышащихдетейобусловленорядомпричин:функциональнымнарушениемотдельныхфизиологическихфункций,общейсоматическойослабленностью,отставаниемвпсихическомразвитии(иногдасопровождающимсязадержкойпсихическогоразвития,умственнойотсталостью),недоразвитиемилиотсутствиемречи.Последнеевработесглухимишкольникамиприобретаетособуюзначимость,еслииметьввидутоисключительноевлияниеречинапсихическоеифизическоеразвитиеглухихдетей,котороебылопоказановисследованияхобщейиспециальнойпсихологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|