Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор основной рекомендованной литературы




1. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / ред. Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2009. - 608 с.

2. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / ред. Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

В учебниках рассматриваются базовые теоретические концепции и частные методики адаптивной физической культуры при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи, задержку психического развития, последствия детского церебрального паралича, поражение спинного мозга, недоразвитие и ампутации конечностей.

Учебник предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, магистрантов, аспирантов, преподавателей, практических работников – специалистов адаптивной физической культуры.

3. Ладыгина, Е.Б. Частные методики адаптивной физической культуры для лиц пожилого и старшего возраста: учебно-метод. пособие / Е.Б. Ладыгина, О.Э. Евсеева, А.В. Антонова. - СПб.: НГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2010. - 125 с.

Учебно-методическое пособие посвящено актуальной на сегодняшний день проблеме – продлению активного долголетия лиц пожилого и старшего возраста средствами адаптивной физической. В пособии раскрываются организационно-методические основы занятий адаптивной физической культурой с пожилыми людьми. Рассматриваются частные методики, направленные на профилактику заболеваний и повышение уровня психофизического состояния пожилого человека. Уделяется внимание вопросам контроля при занятиях физическими упражнениями с лицами пожилого и старшего возраста.

Пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, тренеров, инструкторов по АФК и ФК.

4. Евсеева, О.Э. Адаптивная физическая культура в геронтологии: учеб.пособие / О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина, А.В. Антонова. - М.: Советский спорт, 2010. - 164 с.

В первом разделе пособия рассматриваются вопросы организации и методики занятий адаптивной физической культурой с людьми пожилого возраста. Особое внимание уделяется выбору средств адаптивной физической культуры, врачебному контролю и самоконтролю. Во втором разделе изложена примерная программа курса «Адаптивная физическая культура в геронтологии».

Пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, тренеров, инструкторов по АФК и ФК.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Перечень необходимых технических средств, оборудования, приборов для проведения основных форм учебных занятий:

  • для проведения лекционных занятий – специально оборудованная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком;
  • для проведения практических занятий – оборудованный мини-спортивный зал с тренажерами (шагательный тренажер, «беговая дорожка»); инвалидная коляска, костыли, системы для вертикализации позы, мягкий гамак, ходунки, мячи разного размера и назначения, фитболы разного размера, валики, ленты различных цветов, обручи, кегли, поролоновые матрасики, гимнастическая скамейка, шведская стенка, гантели различного веса, гимнастические палки, инвентарь для развития мелкой моторики рук, тонометры, бубен, специальный инвентарь для занятий гидрокинезотерапией (имеется в плавательном бассейне ВЛГАФК), массажная дорожка для ног, аппарат «педальки» (для формирования чувства равновесия), аппарат «конус» (для тренировки вестибулярного аппарата).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и практических занятий по дисциплине

Третий курс, V семестр

№ п/п Дата проведения Темы лекций и практических занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятия
1.   Введение в дисциплину. Цели и задачи дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция №1, 2 ч
2.   Предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 2, 2 ч
3.   Коррекционно-развивающая направленность как основа частных методик адаптивной физической культуры аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 1, 2 ч
4.   Методология частных методик адаптивной физической культуры   аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 3, 2 ч
5.   Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 2, 2 ч
6.   Этиология и патогенез нарушений слуха. Характеристика детей с нарушением слуха аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 4, 5 4 ч
7.   Особенности адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих детей аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком; Практическое № 3, 2 ч
8.   Особенности психофизического развития и двигательных способностей детей с нарушением слуха аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 6, 2 ч
9.   Основные направления развития и коррекции двигательных и психических способностей детей с депривацией слуха аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком; кушетка смотровая Практические № 4, 5 4 ч
10.   Причины депривации зрения. Характеристика детей с депривацией зрения аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 7, 2 ч
11.   Особенности построения и содержания урока физкультуры для глухих и слабослышащих детей спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой, набивными мячами и др. адаптированным инвентарём Практические № 6, 2 ч
12.   Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми с депривацией зрения аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 8, 2 ч
13.   Роль и использование компенсаторных механизмов в адаптивном физвоспитании слабослышащих детей спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой, набивными мячами и др. адаптированным инвентарём Практические № 7 ч, 2 ч
14.     Подбор подвижных игр, эстафет, игровых композиций коррекционной направленности для слабослышащих детей спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой, набивными мячами и др. адаптированным инвентарём Практическое № 8, 2 ч
15.   Методика обучения плаванию слабослышащих детей бассейн ВЛГАФК; специнвентарь для гидрокинезотерапии Практическое № 9, 2 ч
16.   Внеурочные формы занятий адаптивной физической культурой со слабослышащими и глухими детьми спортивный зал; мячи разного назначения, ленты различных цветов, обручи, кегли, бубен Практическое №10, 2 ч
17.   Контрольная работа №1 по теме «Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха» лекционная аудитория Практическое №11, 2 ч
18.   Характеристика физического развития детей с депривацией зрения. Сопутствующие заболевания и вторичные отклонения в физическом развитии детей с депривацией зрения аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое №12, 2 ч
19.     Коррекция и профилактика нарушений локомоций ребенка с депривацией зрения. Особенности использования сохранных анализаторов аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 13, 2 ч
20.     Методы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям спортивный зал с тренажёрами, поролоновыми кубиками, мячами разного размера и др. адаптированным инвентарём Практическое № 14, 2 ч
21.   Особенности организации и проведения подвижных игр, занятий по ритмике слепых и слабовидящих детей спортивный зал с тренажёрами, поролоновыми кубиками, мячами разного размера, бубном и др. адаптированным инвентарём Практическое № 15, 2 ч
22.   Понятие об ориентировочно-мобилиторной деятельности. Виды пространственной ориентировки. Основные виды восприятия внешней среды слабослышащими детьми спортивный зал с тренажёрами, поролоновыми кубиками, мячами разного размера, бубном и др. адаптированным инвентарём Практическое № 16, 2 ч
23.   Особенности организации и проведения уроков физического воспитания в школах III-V типов для детей с депривацией зрения спортивный зал с тренажёрами, поролоновыми кубиками, мячами разного размера, бубном и др. адаптированным инвентарём Практическое № 17, 2 ч
24.   Коррекция близорукости детей аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 18, 2 ч  
25.   Контрольная работа №2 по теме «Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения» аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 19, 2 ч  

Третий курс, VI семестр

№ п/п Дата проведения Темы лекций и практических занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятия
1.     Этиология и патогенез нарушений речи. Классификация речевых нарушений аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция №1, 2 ч
2.   Фонационные и семантические нарушения устной речи. Нарушения письменной речи и средств общения. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 1, 2 ч
3.   Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 2, 2 ч
4.   Морфологические и функциональные показатели у детей с нарушениями речи аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 2, 2 ч
5.   Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями речи   аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 3, 4 4 ч
6.   Методика дыхательной гимнастики для детей с нарушениями речи спортивный зал с тренажёрами; обручи, мячи, кегли, бубен Практическое № 3, 2 ч
7.   Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 5, 2ч
8.   Методика адаптивного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Игры на занятиях спортивный зал с тренажёрами; обручи, мячи, кегли, бубен Практическое № 4, 2 ч
9.   Коррекция и развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушениями речи спортивный зал; мячи разного размера, валики и др. адаптированный инвентарь Практическое № 5, 2 ч
10.   Методика адаптивного физического воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 6, 2 ч
11.   Методика адаптивного физического воспитания дошкольников с заиканием спортивный зал; мячи, фитболы разного размера, кегли, бубен и др. адаптированный инвентарь Практическое № 6, 2ч
12.   Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 7, 8 4 ч
13.   Задачи и средства на различных этапах логопедической коррекции заикания спортивный зал; мячи, фитболы разного размера, кегли, бубен и др. адаптированный инвентарь Практическое № 7, 8 4 ч
14.   Контрольная работа № 1 по теме «Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями речи» лекционная аудитория Практические № 9, 2 ч
15.   Сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, состояние сохранных функций умственно отсталых детей аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 10, 2 ч
16.   Особенности двигательного и психического дизонтогенеза умственно отсталых детей аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 11, 2 ч
17.   Особенности построения урока адаптивного физического воспитания для детей с умственной отсталостью аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 12, 2 ч
18.   Методы обучения двигательным действиям, развития физических способностей детей с умственной отсталостью спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой; мячи, фитболы, обручи, кегли, ленты различных цветов Практическое № 13, 2 ч
19.   Методы воспитания личности ребёнка с умственной отсталостью.   аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 14, 2 ч
20.   Методы организации педагога и детей на уроках физвоспитания. Формы занятий с детьми с умственной отсталостью     спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой; мячи, фитболы, обручи, кегли, ленты различных цветов Практическое № 15, 2 ч
21.   Особенности методики развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой; мячи, фитболы, обручи, кегли, ленты различных цветов Практическое № 16, 2 ч
22.     Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью       спортивный зал с тренажёрами, гимнастической скамейкой; мячи, фитболы, обручи, кегли, ленты различных цветов Практическое № 17, 2 ч
23.   Формы физической рекреации детей с умственной отсталостью во внеурочное время   аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 18, 2 ч
24.     Контрольная работа № 2 по теме «Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью» лекционная аудитория Практическое № 19, 2 ч

Четвертый курс, VII семестр

№ п/п Дата проведения Темы лекций и практических занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятия
1.   Понятие о детском церебральном параличе. Двигательные, психические, речевые нарушения, сопутствующие заболевания, вторичные деформации, состояние сенсорных систем аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 1, 2 ч
2.   Формы занятий с детьми с ДЦП, задачи ЛФК. Принцип онтогенетической последовательности при формировании двигательных навыков у ребёнка. Методы коррекции двигательных нарушений детей с ДЦП аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 2, 3, 4 ч
3.   Нетрадиционные формы повышения двигательной активности детей с последствиями ДЦП аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 1, 2 ч
4.   Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 4, 2 ч
5.   Коррекция поз, походки, координационных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП спортивный зал с тренажёрами; аппарат «педальки», ходунки, фитболы, инвалидная коляска, система для вертикализации позы Практическое № 2, 2 ч
6.   Особенности воспитания в семье детей с ограниченными возможностями аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 5, 2 ч
7.   Формирование опороспособности конечностей, коррекция контрактур у детей с ДЦП. Обучение расслаблению спортивный зал с тренажёрами; аппарат «педальки», ходунки, фитболы, инвалидная коляска, система для вертикализации позы Практическое № 3, 2 ч  
8.   Цели, задачи занятий по адаптивной физической культуре с лицами старшего и пожилого возраста аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 6, 2 ч
9.   Методы активизации двигательной, познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей с ДЦП на уроке по адаптивному физическому воспитанию спортивный зал с тренажёрами; аппарат «педальки», ходунки, фитболы, инвалидная коляска, система для вертикализации позы и др. адаптированный инвентарь Практическое № 4, 2 ч  
10.   Формы организации занятий адаптивной физической культурой с лицами пожилого возраста. Противопоказания к занятиям АФК аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 7, 2 ч
11.       Формы занятий. Задачи урока, подбор средств, методов. Организационное и материально-техническое обеспечение урока по адаптивному физическому воспитанию детей с ДЦП спортивный зал с тренажёрами; аппарат «педальки», ходунки, фитболы, инвалидная коляска, система для вертикализации позы и др. адаптированный инвентарь Практическое № 5, 2 ч  
12.       Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика лиц пожилого возраста аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 8, 2 ч
13.       Контрольная работа № 1 по теме «Методика адаптивной физической культуры детей с детским церебральным параличом» лекционная аудитория Практическое № 6, 2 ч
14.     Врачебный контроль и самоконтроль на занятиях по адаптивной физической культуре пожилых людей аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком; тонометр Лекция № 9, 2 ч
15.   Методические приёмы, применяемые в процессе семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 7, 2 ч
16.       Средства адаптивной физической культуры для лиц пожилого возраста аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 10, 2 ч
17.   Участие семьи в развитии двигательной активности детей с ограниченными возможностями аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 8, 2 ч
18.   Роль матери в семье, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии. Методы и формы работы с родителями аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 11, 2 ч
19.   Необходимость сбалансированной двигательной активности людей пожилого возраста аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 9, 2 ч
20.   Формы организации занятий АФК для лиц пожилого возраста аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 10, 2 ч
21.   Групповые, малогрупповые, индивидуально-групповые, индивидуальные занятия для лиц пожилого и старшего возраста. Самостоятельные занятия аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практические № 11, 2 ч
22.   Составление планов занятий по АФК и их коррекция в зависимости от состояния организма пожилого человека аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 12, 2 ч
23.     Текущий и этапный контроль за состоянием организма лиц пожилого и старшего возраста. Дневник самоконтроля. Наблюдение за АД, ЧСС. лекционная аудитория, тонометры Практическое № 13, 2 ч
24.   Западные оздоровительные системы аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 14, 2 ч
25.   Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности в суставах пожилых людей спортивный зал; гимнастич. скамейка, фитболы, мячи Практическое № 15, 2 ч
26.     Силовая гимнастика для лиц пожилого возраста спортивный зал; гимнастич. скамейка, гантели, набивные мячи Практическое № 16, 2 ч
27.   Упражнения для пожилых людей на совершенствование координации движений спортивный зал с тренажёрами; фитболы, мячи, кегли, обручи Практическое № 17, 2 ч
28.   Гимнастика для глаз. Гимнастика для мимической мускулатуры спортивный зал Практическое № 18, 2 ч
29.   Частные методики для регулирования функционального и психоэмоционального состояния лиц пожилого возраста. Элементы саморегуляции состояния организма спортивный зал; фитболы Практическое № 19, 2 ч
30.   Пальцевые методы оздоровления лиц пожилого и старшего возраста лекционная аудитория, адаптированный инвентарь для развития мелкой моторики рук Практическое № 20, 2 ч
31.   Упражнения для общего расслабления. Элементы медитации спортивный зал; фитболы Практическое № 21, 2 ч
32.   Самомассаж, влияние его на работоспособность человека спортивный зал Практическое № 22, 2 ч
33.   Методики дыхательной гимнастики для лиц пожилого и старшего возраста спортивный зал Практическое № 23, 2 ч
34.   Контрольная работа № 2 по теме «Адаптивная физическая культура в геронтологии» лекционная аудитория Практическое № 24, 2 ч
35.   Йога для лиц пожилого возраста спортивный зал Практическое № 25, 2 ч

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...