Адаптивная физическая культура в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспитания.
Структура и содержание государственных программ по физической культуре в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Специфика комплектования учебных классов (групп) в коррекционных школах I-VIII вида.
Типичные нарушения двигательной сферы детей разных нозологических групп. Факторы, влияющие на развитие двигательной сферы детей с нарушениями в развитии.
Коррекционно-развивающее направление в методике адаптивной физической культуры, общие и специальные задачи в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов.
Принцип дифференциации и индивидуализации в работе с детьми-инвалидами. Особенности возрастного развития детей-инвалидов.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий.
Принципы адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами.
Роль микросоциума для воспитания, развития и образования детей-инвалидов.
Причины и классификация нарушений слуха.
Особенности глухих от рождения и позднооглохших детей. Разница между глухотой и тугоухостью.
Психофизические и двигательные особенности у детей с нарушением слуха. Координационные нарушения двигательной деятельности глухих детей.
Методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников. Методы коррекции двигательных нарушений.
Методические особенности обучения плаванию слабослышащих детей. Подвижные игры, которые применяют при занятиях гидрокинезотерапией.
Методические приемы, применяемые для активизации речевой и познавательной деятельности глухих детей.
Компенсаторные механизмы в развитии глухих детей.
Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со слуховой депривацией.
Методические приемы коррекции и развития у детей произвольного внимания, двигательной памяти средствами физических упражнений.
Причины и классификации нарушений зрения.
Особенности психического и физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций незрячих и слабовидящих детей.
Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников.
Использование сохранных анализаторов при формировании навыков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание).
Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со зрительной депривацией.
Особенности развития и коррекции координационных способностей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей со зрительной депривацией.
Противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения.
Обеспечение безопасности на занятиях физическими упражнениями незрячих и слабовидящих детей.
Методика ритмической гимнастики для детей с нарушением зрения.
Особенности коррекционной направленности подвижных игр для детей с депривацией зрения.
Особенности обучения незрячих детей плаванию.
Методика организации рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
Коррекция и профилактика нарушений зрения.
Для студентов четвертого курса, VII семестр
1. Причины и классификации нарушений речи.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
Особенности физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями речи.
Особенности дыхания при речевых нарушениях.
Дыхательная гимнастика для школьников с нарушениями речи.
Коррекция и развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушениями речи.
Игры и игровые упражнения на занятиях детей с речевыми нарушениями.
Коррекционная программа развития базовых координационных способностей младших школьников с нарушениями речи.
Методика релаксации для детей с нарушениями речи.
Основные принципы логопедической работы с детьми с заиканием.
Внеурочные формы занятий физическими упражнениями с детьми с речевыми нарушениями.
Подготовка к обучению в школе ребенка с речевыми нарушениями.
13. Причины возникновения нарушений интеллектуального развития у детей.
Формы умственной отсталости (по МКБ-10): легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Сочетанные дефекты.
Соотношение биологических и социальных факторов в психическом развитии умственно отсталых детей.
Состояние сохранных функций, соматического здоровья у умственно отсталых детей.
Физическое развитие и двигательные способности детей с умственной отсталостью.
Общие и специальные задачи адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.
Средства адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью.
Метод формирования знаний у детей с умственной отсталостью.
Основные направления коррекции двигательных и психических нарушений детей с нарушениями интеллектуального развития.
Коррекция основных движений (бега, ходьбы, прыжков, мелкой моторики и др.) детей с умственной отсталостью.
Коррекция и развитие физических качеств (силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.) и координационных способностей (согласованности движений, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления, ритмичности) детей с умственной отсталостью.
Коррекция и профилактика соматических нарушений: осанки, плоскостопия, телосложения, дыхания и др. у детей с умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью.
Социализация детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивного спорта (на примере Специального Олимпийского движения).
Общая характеристика заболевания ДЦП.
Классификация основных форм ДЦП.
Двигательные нарушения, психические, речевые расстройства, состояние сенсорных систем детей с ДЦП.
Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП.
Коррекция, профилактика и развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой и др.).
Особенности адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в доречевом и раннем возрасте (от 0 до 3 лет).
Особенности адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет).
Особенности адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в школьном возрасте (старше 7 лет).
Оценка эффективности коррекции двигательных нарушений при ДЦП диагностическими тестами.
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Роль матери в семье. Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
Формы теоретического и практического обучения родителей для коррекции физического и психического состояния детей-инвалидов в домашних условиях.
Биоактивация и геропрофилактика. Их значение в продлении активного периода жизни человека.
Феномен долгожительства. Рациональный образ жизни – преграда на пути преждевременного старения.
Организация, цели, задачи АФК для лиц пожилого возраста.
Инволюция двигательных способностей у лиц пожилого возраста.
Основы построения оздоровительной тренировки для людей пожилого возраста. Противопоказания к занятиям.
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий АФК лиц пожилого возраста. Дневник самоконтроля.
Методы оценки функционального состояния различных систем организма при занятиях АФК: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательного аппарата.
Средства АФК для пожилых людей. Проблема их выбора.
Пальцевые методы оздоровления пожилых людей.
Релаксация как средство оздоровления пожилых людей.
Особенности методики занятий АФК с женщинами пожилого возраста.
Особенности методики занятий АФК пожилых людей с избыточной массой тела.
Профилактика травматизма при занятиях АФК с лицами пожилого возраста.