Характеристика, развитие, тенденции международного рынка капиталов.
К главным причинам экспорта и импорта капитала относятся: желание разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, необходимость диверсификации риска и снижения уровня налогообложения. По источникам происхождения капитал, представленный на рынке, делится на официальный и частный. Официальный капитал представляет собой средства государственного бюджета различных стран, перемещаемые за рубеж или из-за рубежа по решению правительств, а также средства, находящиеся в распоряжении международных межправительственных организаций. Официальный капитал поступает на рынок в виде ссуд или кредитов. Частный капитал — это средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемый за рубеж или принимаемый из-за рубежа по решению руководителей этих организаций. Данный капитал представлен на рынке инвестициями (прямыми и портфельными), торговыми и межбанковскими кредитами. По направлениям использования капитал делится на предпринимательский, прямо или косвенно вкладываемый в производство с целью получения прибыли, и ссудный, предоставляемый взаймы с целью получения процента. По срокам предоставления выделяют средне- и долгосрочный капитал (со сроком вложения более 1 года) и краткосрочный (со сроком вложения менее 1 года). К долгосрочному капиталу относятся все виды инвестиций и ссудный капитал в виде государственных кредитов. Краткосрочный капитал представлен преимущественно ссудным капиталом в виде торговых кредитов. Наибольшее практическое значение для анализа международного
Прямые инвестиции обеспечивают приобретение долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала. Они вкладываются непосредственно в производство и сбыт определенного продукта и приносят, как правило, обладание контрольным пакетом акций. Этот вид инвестирования практически полностью обеспечивается вывозом частного предпринимательского капитала. Портфельные инвестиции — это инвестиции в ценные бумаги. Они отличаются сравнительно небольшими размерами, что не дает владельцу реального контроля над объектом инвестирования. Рынок капиталов представляет собой растущий рынок. Главными инвесторами и главными получателями инвестиций из-за рубежа выступают экономически развитые страны, на долю которых приходится 85% экспорта и 65% импорта инвестиций. Новой эффективной сферой вложения иностранного капитала стали отрасли инфраструктуры. В них ежегодно вкладывается около 7 млрд. долл. иностранных инвестиций, но возможности роста далеко не исчерпаны. Основными инвесторами, занимающими ведущее место в процессе интернационализации мировой экономики, являются ТНК. Наибольшими масштабами деятельности и размерами международного инвестирования отличаются ТНК, принадлежащие США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции.
№7(2) Национальная конкурентоспособность. Факторы национальной конкурентоспособности и их классификация. Индексы национальной конкурентоспособности и их определение.
Национальная конкурентоспособность — термин, который чаще всего обозначает: 1)способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе; 2)уровень производительности факторов производства в данной стране; 3)способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
Национальная конкурентоспособность стала одним из центральных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Однако Япония, Италия и Южная Корея быстро повысили уровень жизни своих граждан, несмотря на дефицит бюджета; Германия и Швейцария — несмотря на повышение стоимости валюты; а Италия и Корея — несмотря на высокие процентные ставки. Другие высказывают соображение, что конкурентоспособность — результат избытка дешевой рабочей силы. Однако Германия, Швейцария и Швеция достигли процветания даже при высоких зарплатах и нехватке рабочей силы. Кроме того, разве не должно государство стремиться к повышению зарплат своих работников благодаря повышению конкурентоспособности? Еще один взгляд на данный вопрос связывает конкурентоспособность с наличием богатых природных ресурсов. Однако чем тогда можно объяснить успехи, достигнутые Германией, Японией, Швейцарией, Италией и Южной Кореей — странами с ограниченными природными ресурсами? В последнее время предпочтение отдают утверждению, что конкурентоспособность управляется политикой правительства: целенаправленность, лоббизм, облегчение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников до исключительного в мировых масштабах уровня. Вмешательство правительства Италии оказалось неэффективным, однако страна пережила настоящий бум роста своей доли в мировом экспорте, уступив лишь Японии. В Германии правительство довольно редко непосредственно вмешивается в экспортирующие отрасли. Даже в Японии и Южной Корее в таких важных отраслях, как производство факсимильной и копировальной техники, роботов автоматов и высокотехнологических материалов, правительство играло достаточно умеренную роль. К факторам конкурентоспособности относят: - финансовое положение предприятия; - состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; - наличие передовой технологии;
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами; - способность к продуктовому и ценовому маневрированию; - наличие сбытовой сети; - состояние технического обслуживания; - возможность кредитования; - действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; - платежеспособность основных покупателей. Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов: 1.ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции; 2.ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию; 3.«фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние. Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует понимать: 1. меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации); 2. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); 3. деятельность общественных и негосударственных институтов; 4. деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. Индекс растущей конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GrowthCI) определяет способность экономики добиться стабильного роста в среднесрочной перспективе. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) складывается из оценки следующих групп факторов:
•базовых (государственные и общественные институты, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение и школьное образование); •повышающих эффективность (высшее и профобразование, эффективность рынка, технологическое развитие); •инновационных (развитость бизнеса, собственно инновации). По новой методике Мирового экономического форума количество учитываемых факторов выросло с 35 до 90: добавились оценки эффективности рынка труда, развитости инфраструктуры и бизнеса, здравоохранения и др. Очень низкие и ухудшаются показатели: •качества институтов; •независимости и предсказуемости судебной системы; •объективности решений чиновников; •защиты прав миноритариев. Согласно рейтингу ВЭФ от 26 сентября 2006 г., самыми конкурентоспособными странами мира являются Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания и Сингапур. США заняли лишь 6-е место, Индия — 43-е, Китай — 54-е. №8 (2) Стратегии повышения национальной конкурентоспособности. Конвенция ОЭСР. Анализ конкурентосп-ти РФ. Конкурентные стратегии являются залогом рыночного успеха. Поэтому для завоевания лучших рыночных позиций, становления бренда и достижения преимуществ по отношению к соперникам по рынку следует использовать стратегию как основу в получении выгод от конкурентного преимущества. Для создания конкурентных преимуществ существуют следующие стратегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|