Теория плавающих валютных курсов.
Представители этой теории - преимущественно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными: автоматическое выравнивание платежного баланса; свободный выбор методов национальной экономической политики без внешнего давления; сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах она приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие; стимулирование мировой торговли; валютный рынок лучше, чем государство определяет курсовое соотношение валют. По мнению монетаристов, валютный курс должен свободно колебаться под воздействием рыночного спроса и предложения, а государство не должно его регулировать. 6. Нормативная теория валютного курса. Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами. Факторы, влияющие на валютный курс. Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы — покупательной способности валют — под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями — стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие.
1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет. Это объясняется тем, что ежедневная котировка курса валют не корректируется по их покупательной способности, а также действуют иные курсообразующие факторы. В 80-е годы часто имели место отклонения валютного курса от паритета более чем на 30%. Однако курсовые соотношения валют, очищенные от спекулятивных и конъюнктурных факторов, изменяются в соответствии с законом стоимости, с изменением покупательной способности денежных единиц. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен. Цены мирового рынка представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается импортных цен, то они менее приемлемы для расчета относительного паритета покупательной способности валют, так как сами во многом зависят от динамики валютного курса. Индекс оптовых цен приемлем для такого расчета лишь для развитых стран, где структура оптовой внутренней торговли и экспорта в известной мере сходна. В других странах в этот индекс не входят многие экспортируемые товары. Подобный расчет на базе розничных цен может дать искаженную картину, так как включает ряд услуг, не являющихся объектом мировой торговли. В конечном счете на мировом рынке происходит стихийное выравнивание курсов национальных денежных единиц в соответствии с реальной покупательной способностью.
Реальный валютный курс определяется как номинальный курс (например, рубль к доллару), умноженный на отношение уровней цен России и США. Это обусловлено тем, что международные расчеты осуществляются путем купли-продажи необходимой иностранной валюты участниками внешнеэкономических связей. 2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В современных условиях возросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, следовательно, на валютный курс. 3. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу. Движение капиталов, особенно спекулятивных «горячих» денег, усиливает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.
4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег. 5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах. Например, тот факт, что 60% операций евробанков осуществляются в долларах, определяет масштабы спроса и предложения этой валюты. На курс валюты влияет и степень ее использования в международных расчетах. Так, в 90-х годах на долю доллара приходилось 50% международных расчетов, 70% внешней задолженности, в частности развивающихся стран. Поэтому периодическое повышение мировых цен, растущие выплаты по долгам государств способствуют повышению курса доллара даже в условиях падения его покупательной способности. 6. На курсовое соотношение валют воздействует также ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика, получившая название «лидз энд лэгз», влияет на платежный баланс и валютный курс. 7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики. Иногда даже ожидание публикации официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты. Порой на валютном рынке происходит смена приоритетов в пользу политических новостей, слухов об отставке министров и т.д.
8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс — показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика. Классификация валют Валюты можно классифицировать по целому ряду параметров. 1)По стране-эмитенту. Валюта классифицируется по отношению к государству, которое занимается её эмиссией, т.е. выпуском. По этой классификации все валюты подразделяются на: - национальные, -коллективные (в этом случае эмиссией занимается ряд государств; пример – искусственная валюта ЭКЮ в странах ЕС), -иностранные. 2)По отношению валютных курсов, например курса евро к доллару: - сильные (т.е. устойчивые по отношению к собственному курсу и курсам других валют), - слабые (т.е. не устойчивые по отношению к собственному курсу и курсам других валют). 3)По возможности обмена на другую валюту: - неконвертируемые (т.е. валюта, на которую в данном государстве действует ряд ограничений на проведение почти всех видов операций), - частично конвертируемые (т.е. валюта, при обмене которой существуют определённые ограничения на некоторые виды обменных операций), - свободно конвертируемые (т.е. валюта, к которой не применяется никаких ограничений). 4)По сроку действия: - временные, -постоянные. 5)По выполняемым функциям: -реальные (реальные валюты, которые могут выступать в роли денег при осуществлении операций купли-продажи), -условные (условные валюты, которые реальной функции денег не выполняют, например, вышеупомянутые СДР и ЭКЮ). 6)По степени использования: - ведущие (т.е. валюты, которые имеют полную конвертируемость и наиболее часто применяются в международных сделках. На данный момент выделяют семь ведущих валют: Доллар США, Евро, Японская иена, Швейцарский франк, Фунт стерлингов, Канадский доллар и Австралийский доллар),
- резервные (валюта, накапливаемая центральным банком какой-либо страны в валютных резервах для осуществления международных сделок и платежей. Обычно в качестве резервной выступает свободно конвертируемая валюта). Причинами, или факторами, колебаний валютного курса, во-первых, является покупательная собственность национальной денежной единицы и состояние спроса и предложения на неё. В условиях стихийного развития международной торговли и других форм внешнеэкономических связей соотношение поступлений и платежей в иностранной валюте, и следовательно спрос и предложение иностранной валюты никогда не находится в равновесии. При активном платёжном балансе, когда валютные поступления превышают платежи, курсы иностранных валют на местном валютном рынке страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное произойдёт, когда страна будет иметь пассивный платёжный баланс. Таким образом, валютный курс в каждый данный момент зависит от состояния текущего платёжного баланса. Во-вторых, на изменение валютного курса оказывают влияние степень обесценения денег, падение их покупательной способности внутри страны. Чем выше темп инфляции в стране, тем сильнее снижение курса её валюты при прочих равных условиях. Из других факторов, оказывающих влияние на изменение валютного курса, отметим уровень (различия между уровнями) процентных ставок, размеры золотовалютных резервов, степень использования отдельных национальных валют в международных кредитных и расчётно-платёжных операциях, действующих на валютные курсы через миграцию краткосрочных капиталов. Валютные риски являются часть коммерческих рисков, которым подвержены участники международных экономических отношений. Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам. Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов. При этом изменение курсов валют по отношению друг к другу происходит в силу многочисленных факторов, например: в связи с изменением внутренней стоимости валют, постоянным переливом денежных потоков из страны в страну, спекуляцией и т.д. Валютный рынок — это особый рынок, на котором осуществляются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенному номинальному валютному курсу. №11(2) Сфера международного предпринимательства. К м/нар бизнесу относится любая сделка с пересечением границ, участием представителей двух или более стран. Такое взаимодействие может возникнуть как на уровне частных, так и гос организаций. Цель: извлечение прибыли из сотрудничества хоз субъектов разных стран. Деятельность фирм, субсидируемых правительственными органами, не всегда ориентирована на прибыль. К целям частного бизнеса относятся увеличение или стабилизация прибыли. Для достижения любой из целей фирмы должны устанавливать формы проведения межхоз операций, на выбор которых влияет не только цель, но и внешняя среда. Существует три аспекта мотивации, побуждающих фирмы осуществлять МБ: расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта. Рынок сбыта ограничен количеством покупателей, заинтересованных в продукции и услугах фирмы, а тж их покупательной способностью. Средства достижения целей. Операционные: импорт, экспорт, транспорт, лицензирование, франчайзинг, контракты на управление, контракты "под ключ", прямые и портфельные инвестиции. Функциональные: произв-во, маркетинг, бухучет, финансы, кадровая работа. Воздействующие факторы внешней среды: географические, исторические, политические, правовые, экон, культурные. Конкретные факторы внешней среды: скорость изменения параметров прод-и, оптимальный размер пр-ва, кол-во покупателей, объем закупок покупателей, однородность покупателей, соотношение местных и м/нар конкурентов, уникальные способности конкурентов. Международный сбыт – главный мотив участия фирмы в м/нар бизнесе многих крупных фирм (IBM, Nestle, Sony). Такие фирмы имеют свыше половины своих доходов с продажи товаров, производимых за рубежом. Для уменьшения затрат, приобретения уникальной продукции или условий фирмы подыскивают необходимые изделия в других странах. Это увеличивает качество Т, вес фирмы на рынке. Экспорт и импорт Т – ключевые операции в МБ. Экспорт и импорт продолжаются даже тогда, когда происходит диверсификация методов ведения бизнеса. На начальной стадии вовлечения в МБ эти операции имеют минимальные обязательства и наименьший риск для ресурсов фирмы. Экспорт и импорт услуг. Доходы от этих операций отличаются от доходов от экспорта и импорта Т. получение дохода этого типа рассм-ся как экспорт услуг, а плата за них – как импорт услуг. Услуги охватывают многие виды МБ: ◙ комиссионные – плата за совершение определенной деятельности за рубежом (банковские операции, страхование, аренда, управленческие услуги; ◙ роялти – выплаты за использование активов, находящихся за рубежом (фирменные знаки, патенты, авторские права) или иные виды экспортных доходов, которые носят название лицензионных соглашений. Инвестиции прямые и портфельные. Прямые инвестиции – это владение собственностью за границей в рамках пользования компанией с целью получения прибыли. Основные характеристики инвестиций: ◙ контроль над ними ◙ высокий ур-нь обязательств в отношении вложенных капитала и активов ◙ доступ к внешним рынкам ◙ преобладание продаж от пр-ва за границей над экспортом отечественной прод-и ◙ частичное право собственности Портфельные инвестиции – долговые обязательства или акции фирмы. МНК (многонациональная компания, ТНК). Компании такого рода имеют выход на м\нар рынок, располагают базой для пр-ва за границей. Такие компании прибегают ко всем доступным формам МБ, используют м/нар подход в поисках заграничных рынков, имеют глобальную организацию бизнеса.
№ 12 (2) Заграничные прямые инвестиции Иностранные инвестиции – долгосрочные влож-я ин-ных инвесторов в эк-ку страны, с целью получения дохода, дают отдачу через значительный срок после вложения. Делятся на прямые и портфельные. Инветиц портфельные - 1) инвет фин, формир в виде портфеля ценных бумаг; 2) небольшие по размеру инветиции, кот не могут обеспечить их владельцам контроль над предприятием. Инвест прямые- 1) вложение непосредственно в мат произ-во и сбыт определенного вида продукции; 2) вложения, в том числе в уставный капитал, обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций компании. Реальные инвет- долгосроч влож средств в мат произв-во, в мат –вещественные виды деятельности. Прямые ИИ п.с. влож-я предпр-льского к-ла в пр-во мат и иных ценностей. Они вкладываются в созд-е филиалов и отделений иностранных компаний и СП, в приобретение действующих предпр-й, уст-е контроля над местной компанией путем приобретения КПА или так называемых мажоритарных участий, дающих право контроля, в расширение деят-сти филиалов, в т.ч. за счет реинвестиции прибыли. Портфельные инвестиции п.с. влож-я ср-в в приобретение акций и др ценных бумаг местных, т.н. миноритарных участий, не дающих право контроля, и предоставление займов и кредитов иностранным юридическим лицам. Осн.цель портфельного инвестирования – получение спекулятивной прибыли (от игры на фондовом рынке) или процентов по кредиту. Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д.; включают в себя затраты оборотного капитала. Роль ИИ. Страны – имп-ры кап-ла, разрабатывая программы привлечения ИИ, должны учитывать, что они могут оказ-ть на эк-ку принимающей страны как положительное, так и отрицательное возд-вие. К числу положительных эфф-тов относится увел-е объема кап-ловложений, расширение пр-ва, ускорение эк-кого разв-я, улучшение ПБ за счет притока ср-в, исп-е передовых технологий, ноу-хау, орг-ционного и управленческого опыта и т.д. К отрицательным эфф-там относятся ухудшение сост-я ПБ из-за перевода прибыли на ИИ и репатриации кап-лов, возможная деформация структуры нац-ной эк-ки, упадок традиционных отр-лей, подавление местных пр-лей, ухудшение сост-я ОС в рез-те перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных рес-сов, отрицательное возд-вие на соц-культурные усл-я, связанное с игнорированием нац-ных традиций, насаждением чуждых форм орг-ции пр-ва, образа жизни, моделей потр-я, усиление технол-ой и эк-кой зав-сти. В РФ инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (СП). Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит рыночная экономика. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт и все плюсы от ИИ. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Инвестиционные перспективы России оцениваются более чем оптимистично: средний уровень инвестиций в 2003 - 2007 гг. составит $9,8 млрд (1,05% мировых прямых иностранных инвестиций). Несмотря на то, что у Запада накопился несколько негативный опыт инвестирования в российскую экономику и достаточные риски, иностранные инвесторы понимают, что потенциальная доходность вложений в Россию на порядок выше, чем на Западе. Именно поэтому изменения в экономике страны меняют взгляды инвесторов на Россию. В соответствии с оценкой консалтингового агентства A.T. Kearney, Россия занимает 11 место в мире по привлекательности вложений прямых иностранных инвестиций. Россия готовится взять под контроль иностранные инвестиции в 39 "стратегических" секторах экономики, включая оборонную отрасль, ядерную энергетику и космос. После вступления документа в силу крупные инвестиции (приобретение блокирующего или контролького пакета акций компаний) во все "стратегические отрасли" экономики и российские компании, работающие в них, можно будет делать лишь с одобрения президента и правительства страны. В Минпромэнерго это называют "принципом одного окна". Помимо производства вооружений, ядерной энергетики и космоса, как ожидается, список секторов включит естественные монополии, космические и авиационные технологии, а также специальные области, такие как производство шифровального оборудования и индустрия обработки инфекционных агентов. Государственное регулирование инвестиционных отношений: Российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества инвесторов. Согласно НК РФ, м/ные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым зак-вом России. К 2002 г. Россия заключила такие соглашения с более чем 70 государствами дальнего и ближнего зарубежья. Основным документом в области регулирования функционирования иностранных инвестиций стал ФЗ 1999 года " Об ИИ в РФ". В ГК РФ закрепляет важный принцип: правила, установленные российским гражданским законодательством, применяются в России в равной мере и к иностранным юридическим и физическим лицам. При осуществлении прямых ИИ и реинвестировании иностранные инвесторы пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными Законом «Об ИИ в РФ». Согласно последнему прямые ИИ - это ИИ, составляющие не менее 10 % в УК предприятия. Гарантируется инвестору защита от неблагоприятных изменений зак-ва РФ после осуществления им инвестиций: 1.Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. ИИ сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими(связанным с нестабильным положением в стране, возможностью национализации и др.). Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях. Иностранцы с интересом смотрят на Россию, привлекаемые, в первую очередь, ее природными богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей силой, большим внутренним рынком. Однако их отпугивают высокие налоги, и еще более запутанная и постоянно меняющаяся налоговая система, произвол и коррупция чиновников, неясность прав собственности, особенно на землю, экономическая преступность и многое другое, что резко повышает издержки и риск ведения дел в России. Росту инвестиционной привлекательности страны может способствовать грамотная налоговая политика. Важным элементом улучшения инвестиционной среды в России является и ФЗ "Об особых экономических зонах".
№13 (2) Стратегические альянсы. Междунаро́дный стратеги́ческий алья́нс — долгосрочное соглашение между двумя или бо́льшим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития. Цели международных альянсов К целям международных альянсов относятся: - снижение риска; - экономия на расширении масштабов производства; - обмен передовыми технологиями; - устранение или уменьшение конкуренции; - преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки. Особенности международных альянсов Учредители альянса сохраняют полную юридическую и экономическую самостоятельность. Одна и та же фирма может быть членом нескольких стратегических альянсов. Виды международных альянсов Различают 2 группы международных стратегических альянсов: Первая группа основана на заключении соглашений о сотрудничестве, контрактах (франчайзинг, продажа лицензий и др.) или неформальном взаимодействии (без оформления документов); Вторая группа предполагает обмен акциями, создание совместных предприятий. Дополнительно выделяют: Альянсы горизонтального типа — создаются с фирмами, осуществляющими хозяйственную деятельность на той же стадии производственного процесса, оказывающими одинаковые услуги (альянс между Deutsche Telecom, France Telecom и Sprint (США)); Альянсы вертикального типа — формируются с поставщиками сырья или потребителями продукции. Альянсы фирм, производящих и оказывающих взаимодополняемые товары и услуги (крупные авиаперевозчики с местными региональными авиакомпаниями).
№14(2) Влияние многонациональных компаний (МНК, ТНК). ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК(transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе (часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» и «многонациональные корпорации»), которые используются как синонимы. Принципы, лежащие в основе МНК: ♦ корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия; ♦ ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач; ♦ наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компании; ♦ бессрочный характер существования МНК. Экономическое воздействие МНК. На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства. Именно МНК превратили мировую экономику в подлинно международное производство, способствуют. Влияние МНК на платежный баланс. Платежный баланс показывает итоговый результат внешнеэкономической деятельности страны, а именно, является ли она должником или кредитором по отношению к другим странам. Систематическое, превышение расходов над доходами ставит под удар престиж национальной валюты, ей угрожает обесценение. Страна накапливает долги, которые надо обслуживать и возвращать. Влияние МНК на экономическое развитие и использование ресурсов. Политическое и правовое воздействие МНК. МНК осуществляют инвестиции, которые направлены на создание собственного производства в другой стране или покупку пакета акций зарубежных предприятий. ТНК проникают на новые рынки сбыта, используют разного рода преимущества тех стран, в которых они размещают свои предприятия, активно внедряют в производственный процесс технические новинки. Особенность создаваемого транснациональным бизнесом международного производства — соединение национального и зарубежного отделений корпорации в единый глобальный комплекс. Задача зарубежных филиалов корпораций − компенсировать возможное сокращение операций в одних странах за счет развертывания их на территории других. Капитал становится многонациональным. ТНК выступают в качестве главного двигателя процесса углубления интернационализации хозяйственной и политической жизни планеты. Современное экономическое пространство формируется из экономических пространств ТНК в сфере производства, распределения, транспортировки и сбыта продукции, контроля над финансами, рабочей силой, технологией и услугами. Следует ожидать и дальнейшего роста объемов производства, зарубежных продаж ТНК и занятости населения на их производствах (т. е. будут расти масштабы транснационализации). Основная доля роста иностранного инвестирования будет по-прежнему приходиться на крупные фирмы, учитывая процесс слияний и поглощений. Возрастет значение регионализации и межрегионального сотрудничества. На практике методы развития ТНК (слияния, альянсы) во многих случаях будут подрывать основы конкурентной среды. Экстерриториальность – статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют. В настоящее время институт экстерриториальности существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Экстерриториальностью пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем. Контроль над ключевым сектором экономики. ВРоссии в соответствии сзаконом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" стратегическими признаются 42 вида деятельности в атомной, космической и авиационной отраслях, в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр. Стратегический статус получило также телевизионное и радиовещание на территории, где проживает население, составляющее половину или более половины численности субъекта Федерации, а также выпуск периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 миллиона экземпляров.
№15(2) Оценка и выбор стран для зарубежной деятельности. Выбор зарубежных рынков это оценка возможностей, ведущих к определению национальных рынков, на которых компания будет выступать в качестве конкурента. Выделяют: реактивный подход - компания действует пассивно, выполняя неожиданные заказы иностранных клиентов и позволяя им определять рынок, на котором ей предстоит работать и проактивному подходу, компания начинает активный поиск и сегментацию потенциально интересных рынков (необходим персонал с опытом подо-ой работы и доступ к инф-ии). Выделяют 2 группы факторов, влияя-их на выбр страны: характеристики компании: ·степень интернационализации компании и наличие опыта международной деятельности; · существующая сеть взаимоотношений между компанией и ее партнерами, в том числе зарубежными; · цели компании и приверженность менеджеров к интернационализации; · характер бизнеса, которым занимается фирма; · ресурсы, которыми располагает компания; и характеристики окружающей среды (environmental factors): · макросреда страны, происхождения фирмы и стран предполагаемой международной экспансии, включающая социо-культурные, экономические и политические факторы; · структура и характеристики внешних рынков: размер рынка, потенциал рынка, прибыльность рынка, уровень конкуренции на рынке. Логика процесса выбора зарубежных рынков (market selection process) заключается в следующем: компания определяет критерии оценки зарубежных рынков (критерии международной сегментации (segmentation criteria)), а затем с помощью этих критериев оценивает и выбирает наиболее перспективные зарубежные рынки. Говоря об экономических факторах окружающей среды, следует отметить два важных момента: страны имеют различные уровни дохода на душу населения, взаимоотношения экономик различных государств строятся в рамках многочисленных экономических союзов и соглашений. Следующий важный фактор — простота ведения дела и совместимость: 1. подобие по признакам географического расположения, языка и характера рынка. Считается, что начать и наладить производственные или сбытовые операции компаниям проще в странах, похожих на их страну; 2. уровень бюрократизма. Под ним понимаются такие аспекты, как трудности получения разрешений на привлечение работников из своей страны; возможности получения лицензий на сбыт или производство конкретных товаров; и т.д. 3. соответствие возможностям и политике компании. Еще один значительный фактор — издержки и доступность ресурсов (з/п, тенденции ее изменения и уровень безработицы, расходы на повышение квалификации работников).При анализе финансовой отчетности компаний термином ROI часто называют либо группу финансовых показателей, характеризующих рентабельность различных составляющих капитала, либо показатель рентабельности инвестированного капитала (ROIC) см формулу. В основе расчетов ROI лежит открытая публичная отчетность крупнейших предприятий анализируемой страны (исп-ют МНК). В обыденном использовании, риск часто используется синонимично с вероятностью потери или угрозы. Риск конкуренции - вероятность потерпеть коммерческое поражение на рынке или не достичь намеченных стратегических целей, понести в результате этого экономический и финансовый ущерб, потерять часть ресурсов за счет неверных стратегических и оперативных действий, но может быть обусловлен силами, не подконтрольными предпринимателю (объективный и субъективный характер). Валютный риск — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Можно выделить три основных типа политических рисков (Hollensen, 1998. P.152): · риск утраты собственности; · операционный риск (возникновения препятствий для нормальной работы компании на зарубежном рынке; · трансфертный риск (возникает при перемещении капитала между странами). Политические риски могут явиться результатом конкретных действий правительства, например: · ограничение импорта; · контроль за обменом иностранных валют; · регулирование цен на некоторые товары; ·использование налогов как средства контроля над иностранными инвестициями; · контроль в области рынка труда; ·экспроприация собственности; ·государственный контроль за деятельностью иностранных фирм. Концепция предпочтения ликвидности: инвесторы предпочитают краткосрочные долговые бумаги долгосрочным, поскольку они характеризуются меньшим риском (большей ликвидностью), за это инвестор готов платить доп. сумму. Доходность долгосрочных бумаг выше краткосрочных, чтобы вкладчики согласились покупать их. Инвестор получит более высокую доходность, если приобретет долгосрочную бумагу вместо последовательной покупки краткосрочных бумаг в течение того же периода времени. Инструменты для сравнения стран: 1) метод сканирования среды — способ систематизированной оценки внешних условий, основанный на обработке информации п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|