Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы двойного налогообложения в мировом бизнесе и методы их решения.




Очень многие страны мира имеют между собой соглашения по налоговым вопросам. Заключаются они в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды — в двух странах. В качестве побочного про­дукта такие соглашения зачастую дают возможность использова­ния компаний из соответствующих стран в качестве инструмента налогового планирования, т.е. для уменьшения налогов в между­народной коммерции. Международные налоговые соглашения или договоры (конвенции) об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Госу­дарства заключают их для облегчения экономического сотрудни­чества между гражданами и компаниями в договаривающихся странах. Дело в том, что в силу нестыковки национальных налого­вых законодательств различных государств налоговая ситуация при ведении международной коммерции может оказаться весьма неопределенной. При отсутствии соглашения возможна ситуа­ция, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих стра­нах. Например, прибыль от действия представительства иностран­ной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также облагается налогом и по месту нахождения самой иностранной компании. Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора. М\н соглашения по налогам регламентир-я налоговой конвенцией ОЭСР и ООН, отражающая взаимосвязь между этапами глобализации и развитием межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере в наглядной сравнительной форме.

I. Вторая половина XIX в. –1913 г.(начало Первой мировой войны) Начало глобализации мировых рынков, развития международного инвестиционного сотрудничества и транснационализации деятельности компаний. Начало сотрудничества стран в вопросах предотвращения международного двойного налогообложения доходов и имущества. С 1843 г. – заключение первых международных налоговых соглашений. Интенсификация процесса подписания налоговых соглашений после введения в начале ХХ в. подоходного налогообложения.

II Межвоенное двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период ведения Второй мировой войны (до1945 г.)- Деление мировой экономики на две подсистемы после Октябрьской революции 1917 г. в России. Во второй половине 1920-х годов – период бурного экономического развития в Северной Америке, Европе и Азии. С начала 1930-х до конца 1940-х годов – «черные годы» дезинтеграции (период военного противостояния государств антигитлеровской коалиции и стран оси Берлин – Рим – Токио). Начало «холодной войны» между Западом и Востоком. Создание в 1920 г. Финансового комитета Лиги Наций. Подготовка первых модельных налоговых конвенций. Развитие процесса международного налогового сотрудничества на протяжении всего периода, в том числе во время Второй мировой войны (подписание Мексиканской (1943 г.) и Лондонской (1945 г.) модельных налоговых конвенций).

III. Конец 1940-х –середина 1990-х годов - Бурное развитие транснационального бизнеса и рост трудовых миграций населения. Начало образования интеграционных группировок (ЕЭС/ЕС, НАФТА и др.) и экспансии стран-налоговых гаваней. Крушение мировой социалистической системы на рубеже 1980–1990-х годов. Подготовка Модельных налоговых конвенций ОЭСР (1963 и 1977 гг.) и ООН (1980 г.). Подписание Много- стороннего налогового соглашения стран Совета Экономической Взаимо- помощи (1977–1978 гг.). Начало развития процесса европейской налоговой гармонизации (координации).

IV. С конца 1990-х годов по настоящее время - Начало эпохи информационной и финансовой глобализации системы мирохозяйственных связей. Бурное развитие цифровых технологий и электронной коммерции. С 1998 г. – начало международной координации налогообложения сделок в области электронной коммерции. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с губительной налоговой конкуренцией. Начало гармонизации прямых налогов в ЕС.

Международные налоговые соглашения имеют важные значения для налогового планирования, облегчают межгосударст­венную коммерцию и снимают двойное бремя налогов, некоторые их положения позволяют дополнительно снижать налоги путем целенаправленного структурирования бизнеса. Здесь речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называе­мые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах та­ких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя эти­ми странами ставка может быть существенно уменьшена или же налог у источника может вовсе не взиматься. Благодаря этому при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса часто существует возможность выбрать юрисдикцию или набор юрисдикции, обеспечивающий минимальные налоговые по­тери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных в пер­вую очередь именно для налоговых целей.

Россия унаследовала от СССР налоговые соглашения более чем с двумя десятками стран. Сразу после распада Союза Россия начала активную деятельность по подписанию новых договоров и перезаключению старых. В настоящее время действует более 60 налоговых соглашений РФ, из которых лишь пять заключены еще СССР. С большинством развитых стран соглашения уже имеются. Явных оффшорных зон в списке стран, имеющих соглашения с Россией, практически нет. Исключение - все тот же Кипр, кото­рый в основном именно по этой причине и стал еще с начала 1990-х гг. традиционной оффшорной базой россиян.

Кроме этого у России имеется налоговое соглашение с Ма­лайзией. Ее оффшорные компании, регистрируемые на острове Лабуан, подобно кипрским не являются совсем безналоговыми, а платят налог по льготной ставке 3%.

Есть у России и налоговое соглашение и с Ирландией, самой низконалоговой страной Европейского союза (не считая Гибралта­ра).

Имеются соглашения и с такими странами, как Нидерланды и Люксембург, которые, не будучи оффшорными зонами, тем не менее, в силу специфики своего налогового законодательства тра­диционно используются для регистрации холдингов.

Отличительными особенностями Модели налоговой конвенции ОЭСР являются акценты на доминирование принципа резидентства в международном налогообложении, на решение вопросов недискриминации налогоплательщиков–субъектов ВЭД, а также на взаимный информационный обмен договаривающихся сторон в налоговой сфере. Однако МНК ОЭСР, которая предполагает передачу большей части прав на налогообложение доходов и имущества физических и юридических лиц от страны – источника зарубежных доходов в пользу юрисдикции резидентства субъектов ВЭД, не отвечает интересам развивающихся государств, большая часть из которых заинтересована в налогообложении доходов у источника их образования, а не в стране резидентства конечного получателя.

МНК ООН базируется на расширенной концепции налоговой базы страны–источника доходов, что предполагает классификацию практически всех видов активности на иностранной фискальной территории как деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства. Кроме того, не предполагается снижение налогов на доходы, извлекаемые иностранными резидентами из пассивных источников. И если для устранения бремени международного двойного налогообложения МНК ОЭСР в равной степени использует методы налоговых освобождений и налоговых кредитов, то МНК ООН метод налоговых освобождений исключает, отводя весь приоритет налоговым кредитам, применяемым страной резидентства экспортеров капитала.

Имеются также типовые конвенции, разработанные на уровне региональных организаций: Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций, Конвенция I устранении двойного налогообложения между странами — членами Андской группы и т.п. Заключаются различные многосторонние налоговые соглашения и между странами Бенилюкса; Нордическая конвенция между Данией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Исландией; Ломейская конвенция, регулирующая некоторые налоговые вопросы взаимоотношений между ЕЭС и развивающим странами.

 

№30(2) Межстрановая налоговая конкуренция в современной экономике.

В современном мире следствием жесточайшей борьбы за приток транснационального капитала стала межстрановая налоговая конкуренция, кот выразившаяся, в создании различных зон экономического благоприятствования, в предоставлении неоправданных налоговых льгот, в глобальном снижении налоговых ставок. Кардинально этот вопрос решается в оффшорных зонах, где налоговые ставки могут быть снижены до нуля или иметь незначительную величину по сравнению с развитыми странами. Поэтому неудивительно, что капитал из России и других стран устремился в зарубежные оффшорные зоны, где он и приобретает статус транснационального.

Глобализация экономики воздействует на описанные процессы как мощнейший катализатор. Общество не успевает адаптироваться к стремительным экономическим трансформациям. Государства не могут, не успевают или не хотят договориться о единой налоговой политике. В результате между странами обострилась борьба за экономические ресурсы и, в первую очередь, за налоговые поступления в национальные бюджеты.

В настоящее время страны с открытой экономикой вынуждены при разработке своей налоговой системы учитывать изменения в налоговых законодательствах других государств, как правило, связанных с уменьшением налогового бремени на налогоплательщиков.

Вслед за капиталами в низконалоговые страны перемещаются и другие ресурсы: современные производства, новейшие технологии, рабочая сила и т.д. Все это обусловливает уменьшение налоговых поступлений и дефициты бюджетов стран-источников капиталов. В частности, в европейском регионе в последние годы увеличилась безработица, снизились покупательная способность и уровень потребления. Ответом на эти тенденции явилось движение антиглобалистов, но оно вряд ли может изменить ситуацию к лучшему.

Налоговые потери от перетекания производств могли бы компенсировать повышенные налоговые пошлины на импорт, но при высокой безработице и снижении потребительских возможностей населения такие меры могут только ухудшить социально-политическое положение государства. Кроме того, экономическая политика большинства стран имеет прямо противоположные тенденции. В частности, такая международная организация, как ВТО, предъявляет к своим членам обязательное условие – минимизацию таможенных пошлин и тарифов. Некоторое преимущество здесь могут иметь самодостаточные страны, к которым можно отнести и Россию.

На наш взгляд, единственным способом решения описанной проблемы может стать только полная отмена налогов на производителей и компенсационный перенос недополученных бюджетом налоговых поступлений на потребителей. Только в этом случае вывоз капитала станет экономически нецелесообразным. Более того, такие налоги, как НДС, налог с продаж, налог с имущества и т.д. собирать станет значительно проще в связи со сложностью их минимизации через оффшорные зоны и зоны экономического благоприятствования.

Мировые налог тенденции совершенствования нал сис-мы по реформированию налогового законодательства особенно актуально для России. Близость и дешевизна сырья, квалифицированные кадры, удачное геополитическое расположение при условии налоговой привлекательности могли бы вывести нашу страну в условиях глобализации в число наиболее конкурентоспособных и привлекательных государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...