Проблемы двойного налогообложения в мировом бизнесе и методы их решения.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Очень многие страны мира имеют между собой соглашения по налоговым вопросам. Заключаются они в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды — в двух странах. В качестве побочного продукта такие соглашения зачастую дают возможность использования компаний из соответствующих стран в качестве инструмента налогового планирования, т.е. для уменьшения налогов в международной коммерции. Международные налоговые соглашения или договоры (конвенции) об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для облегчения экономического сотрудничества между гражданами и компаниями в договаривающихся странах. Дело в том, что в силу нестыковки национальных налоговых законодательств различных государств налоговая ситуация при ведении международной коммерции может оказаться весьма неопределенной. При отсутствии соглашения возможна ситуация, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих странах. Например, прибыль от действия представительства иностранной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также облагается налогом и по месту нахождения самой иностранной компании. Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора. М\н соглашения по налогам регламентир-я налоговой конвенцией ОЭСР и ООН, отражающая взаимосвязь между этапами глобализации и развитием межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере в наглядной сравнительной форме.
I. Вторая половина XIX в. –1913 г.(начало Первой мировой войны) Начало глобализации мировых рынков, развития международного инвестиционного сотрудничества и транснационализации деятельности компаний. Начало сотрудничества стран в вопросах предотвращения международного двойного налогообложения доходов и имущества. С 1843 г. – заключение первых международных налоговых соглашений. Интенсификация процесса подписания налоговых соглашений после введения в начале ХХ в. подоходного налогообложения. II Межвоенное двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период ведения Второй мировой войны (до1945 г.)- Деление мировой экономики на две подсистемы после Октябрьской революции 1917 г. в России. Во второй половине 1920-х годов – период бурного экономического развития в Северной Америке, Европе и Азии. С начала 1930-х до конца 1940-х годов – «черные годы» дезинтеграции (период военного противостояния государств антигитлеровской коалиции и стран оси Берлин – Рим – Токио). Начало «холодной войны» между Западом и Востоком. Создание в 1920 г. Финансового комитета Лиги Наций. Подготовка первых модельных налоговых конвенций. Развитие процесса международного налогового сотрудничества на протяжении всего периода, в том числе во время Второй мировой войны (подписание Мексиканской (1943 г.) и Лондонской (1945 г.) модельных налоговых конвенций). III. Конец 1940-х –середина 1990-х годов - Бурное развитие транснационального бизнеса и рост трудовых миграций населения. Начало образования интеграционных группировок (ЕЭС/ЕС, НАФТА и др.) и экспансии стран-налоговых гаваней. Крушение мировой социалистической системы на рубеже 1980–1990-х годов. Подготовка Модельных налоговых конвенций ОЭСР (1963 и 1977 гг.) и ООН (1980 г.). Подписание Много- стороннего налогового соглашения стран Совета Экономической Взаимо- помощи (1977–1978 гг.). Начало развития процесса европейской налоговой гармонизации (координации).
IV. С конца 1990-х годов по настоящее время - Начало эпохи информационной и финансовой глобализации системы мирохозяйственных связей. Бурное развитие цифровых технологий и электронной коммерции. С 1998 г. – начало международной координации налогообложения сделок в области электронной коммерции. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с губительной налоговой конкуренцией. Начало гармонизации прямых налогов в ЕС. Международные налоговые соглашения имеют важные значения для налогового планирования, облегчают межгосударственную коммерцию и снимают двойное бремя налогов, некоторые их положения позволяют дополнительно снижать налоги путем целенаправленного структурирования бизнеса. Здесь речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называемые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя этими странами ставка может быть существенно уменьшена или же налог у источника может вовсе не взиматься. Благодаря этому при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса часто существует возможность выбрать юрисдикцию или набор юрисдикции, обеспечивающий минимальные налоговые потери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных в первую очередь именно для налоговых целей. Россия унаследовала от СССР налоговые соглашения более чем с двумя десятками стран. Сразу после распада Союза Россия начала активную деятельность по подписанию новых договоров и перезаключению старых. В настоящее время действует более 60 налоговых соглашений РФ, из которых лишь пять заключены еще СССР. С большинством развитых стран соглашения уже имеются. Явных оффшорных зон в списке стран, имеющих соглашения с Россией, практически нет. Исключение - все тот же Кипр, который в основном именно по этой причине и стал еще с начала 1990-х гг. традиционной оффшорной базой россиян.
Кроме этого у России имеется налоговое соглашение с Малайзией. Ее оффшорные компании, регистрируемые на острове Лабуан, подобно кипрским не являются совсем безналоговыми, а платят налог по льготной ставке 3%. Есть у России и налоговое соглашение и с Ирландией, самой низконалоговой страной Европейского союза (не считая Гибралтара). Имеются соглашения и с такими странами, как Нидерланды и Люксембург, которые, не будучи оффшорными зонами, тем не менее, в силу специфики своего налогового законодательства традиционно используются для регистрации холдингов. Отличительными особенностями Модели налоговой конвенции ОЭСР являются акценты на доминирование принципа резидентства в международном налогообложении, на решение вопросов недискриминации налогоплательщиков–субъектов ВЭД, а также на взаимный информационный обмен договаривающихся сторон в налоговой сфере. Однако МНК ОЭСР, которая предполагает передачу большей части прав на налогообложение доходов и имущества физических и юридических лиц от страны – источника зарубежных доходов в пользу юрисдикции резидентства субъектов ВЭД, не отвечает интересам развивающихся государств, большая часть из которых заинтересована в налогообложении доходов у источника их образования, а не в стране резидентства конечного получателя. МНК ООН базируется на расширенной концепции налоговой базы страны–источника доходов, что предполагает классификацию практически всех видов активности на иностранной фискальной территории как деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства. Кроме того, не предполагается снижение налогов на доходы, извлекаемые иностранными резидентами из пассивных источников. И если для устранения бремени международного двойного налогообложения МНК ОЭСР в равной степени использует методы налоговых освобождений и налоговых кредитов, то МНК ООН метод налоговых освобождений исключает, отводя весь приоритет налоговым кредитам, применяемым страной резидентства экспортеров капитала.
Имеются также типовые конвенции, разработанные на уровне региональных организаций: Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций, Конвенция I устранении двойного налогообложения между странами — членами Андской группы и т.п. Заключаются различные многосторонние налоговые соглашения и между странами Бенилюкса; Нордическая конвенция между Данией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Исландией; Ломейская конвенция, регулирующая некоторые налоговые вопросы взаимоотношений между ЕЭС и развивающим странами.
№30(2) Межстрановая налоговая конкуренция в современной экономике. В современном мире следствием жесточайшей борьбы за приток транснационального капитала стала межстрановая налоговая конкуренция, кот выразившаяся, в создании различных зон экономического благоприятствования, в предоставлении неоправданных налоговых льгот, в глобальном снижении налоговых ставок. Кардинально этот вопрос решается в оффшорных зонах, где налоговые ставки могут быть снижены до нуля или иметь незначительную величину по сравнению с развитыми странами. Поэтому неудивительно, что капитал из России и других стран устремился в зарубежные оффшорные зоны, где он и приобретает статус транснационального. Глобализация экономики воздействует на описанные процессы как мощнейший катализатор. Общество не успевает адаптироваться к стремительным экономическим трансформациям. Государства не могут, не успевают или не хотят договориться о единой налоговой политике. В результате между странами обострилась борьба за экономические ресурсы и, в первую очередь, за налоговые поступления в национальные бюджеты. В настоящее время страны с открытой экономикой вынуждены при разработке своей налоговой системы учитывать изменения в налоговых законодательствах других государств, как правило, связанных с уменьшением налогового бремени на налогоплательщиков. Вслед за капиталами в низконалоговые страны перемещаются и другие ресурсы: современные производства, новейшие технологии, рабочая сила и т.д. Все это обусловливает уменьшение налоговых поступлений и дефициты бюджетов стран-источников капиталов. В частности, в европейском регионе в последние годы увеличилась безработица, снизились покупательная способность и уровень потребления. Ответом на эти тенденции явилось движение антиглобалистов, но оно вряд ли может изменить ситуацию к лучшему. Налоговые потери от перетекания производств могли бы компенсировать повышенные налоговые пошлины на импорт, но при высокой безработице и снижении потребительских возможностей населения такие меры могут только ухудшить социально-политическое положение государства. Кроме того, экономическая политика большинства стран имеет прямо противоположные тенденции. В частности, такая международная организация, как ВТО, предъявляет к своим членам обязательное условие – минимизацию таможенных пошлин и тарифов. Некоторое преимущество здесь могут иметь самодостаточные страны, к которым можно отнести и Россию.
На наш взгляд, единственным способом решения описанной проблемы может стать только полная отмена налогов на производителей и компенсационный перенос недополученных бюджетом налоговых поступлений на потребителей. Только в этом случае вывоз капитала станет экономически нецелесообразным. Более того, такие налоги, как НДС, налог с продаж, налог с имущества и т.д. собирать станет значительно проще в связи со сложностью их минимизации через оффшорные зоны и зоны экономического благоприятствования. Мировые налог тенденции совершенствования нал сис-мы по реформированию налогового законодательства особенно актуально для России. Близость и дешевизна сырья, квалифицированные кадры, удачное геополитическое расположение при условии налоговой привлекательности могли бы вывести нашу страну в условиях глобализации в число наиболее конкурентоспособных и привлекательных государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|