Транспортные методы
Целью транспортных методов является определение наилучших путей перевозки грузов из нескольких пунктов снабжения в несколько пунктов назначения (потребления), обеспечивающих наименьшие суммарные затраты по производству и транспортировке товаров. Обычно рассматриваются мощности каждого из источников товаров и потребности в этих товарах каждого из пунктов потребления. Каждая фирма, имеющая сеть поставщиков и потребителей, сталкивается с такой задачей. Хотя линейное программирование и может быть использовано для ее решения, более эффективными все-таки являются специальные методы решения транспортной задачи. Как и в линейном программировании, процесс решения транспортной задачи с использованием специальных методов начинается с определения допустимого начального решения, которое затем шаг за шагом улучшается до оптимума. Транспортные методы чрезвычайно просты для решения «вручную». Для построения и анализа транспортной сети фирма должна определить мощность каждого поставщика (завода), потребности каждого потребителя (склада), маршруты и затраты перевозки (из каждого источника в каждый пункт назначения).
Пример 8.4. Транспортная задача Данные о перевозках фирмы представлены на рис. 8.3. и в табл. 8.5. Таблица 8.5 Транспортные затраты на единицу продукции (в долларах)
Составляется транспортная матрица задачи, как показано в табл. 8.6. Таблица 8.6 Транспортная матрица задачи
Примечания. * В ячейке на пересечении строки С и графы Е указывается возможный объем поставки продукции с завода в пункте Сна производственный склад в пункте Е. ** Потребность склада в пункте F. *** Суммарный спрос или суммарное предложение. **** Мощность завода в пункте А.
Рис. 8.3. Транспортная схема
Правило «северо-западного угла». Как только исходные данные приведены в табличную форму, нужно определить начальное допустимое решение задачи. Для поиска начального решения используется систематизированная процедура под названием правило «северо-западного угла». Данное правило требует, чтобы определение числа перевозимых единиц начиналось в левом верхнем углу таблицы (т. е. в «северо-западном углу») и выполнялись следующие условия: • следует израсходовать всю мощность источника в строке прежде, чем двинуться вниз к следующей строке; • необходимо удовлетворить потребность каждого потребителя в графе прежде, чем двинуться к следующей графе вправо; • нужно проверить, что все потребности удовлетворены, а мощности полностью использованы (израсходованы).
В примере 8.4 правило «северо-западного угла» используется фирмой для поиска начального допустимого решения транспортной задачи. Требуется сделать пять шагов, чтобы получить начальный план перевозок: 1) назначаются 100 контейнеров из А в D (израсходовав всю мощность А); 2) назначаются 200 контейнеров из Б в D (полностью удовлетворив потребность D); 3) назначаются 100 контейнеров из В в Е (израсходовав всю мощность В)', 4) назначаются 100 контейнеров из С в Е (полностью удовлетворив потребность Е); 5) назначаются 200 контейнеров из С в Т7 (израсходовав всю мощность С и полностью удовлетворив потребность F). Результаты представлены в табл. 8.7. Таблица 8.7 Решение по правилу «северо-западного угла»
Примечание. *Эта запись означает, что фирма перевозит 100 контейнеров из пункта С в пункт Е.
Можно подсчитать суммарную стоимость перевозок в соответствии со сделанными назначениями. Для примера расчет стоимости перевозок представлен в табл. 8.8. Суммарная стоимость перевозок составляет $4200. Таблица 8.8 Расчет стоимости перевозок
Полученное решение является допустимым, поскольку полностью удовлетворяет все потребности и окончательно использует все мощности по поставкам. Было бы еще лучше, если бы полученное решение обеспечивало также минимум затрат на все перевозки. Поскольку это пока не известно и маловероятно, необходимо продолжить поиск оптимального решения, используя специальную процедуру. Методы решения таких задач достаточно полно представлены в специальной литературе.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы содержание и задачи стратегии размещения? 2. Каков экономический смысл проблемы размещения? 3. Что представляет собой проблема размещения с операционной точки зрения? 4. Какие задачи размещения возникают в различных областях операционной деятельности компаний? 5. Какие факторы необходимо учитывать при принятии решения о размещении? 6. Чем различается подход к принятию решения о размещении в сфере материального производства и в сфере сервиса? 7. Как используется метод взвешивания в приложении к задачам размещения? 8. Как используется анализ критической точки в приложении к задачам размещения? 9. В чем заключается метод центра гравитации? 10. Перечислите методы решения транспортной задачи.
Глава 9.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|