Музыкальный материал к теме «Арам Ильич Хачатурян.
Вопросы.
1. Назовите годы жизни Хачатуряна. 2. В каком возрасте и где Хачатурян начал свое музыкальное образование? 3. Каковы первые музыкальные впечатления мальчика? 4. Кто был учителем будущего композитора? 5. Назовите наиболее известные произведения композитора. 6. Перечислите учеников Хачатуряна. 7. В каком году был написан балет «Гаянэ? Какова его идея и основные две линии? В чем особенность этого балета? 8. Расскажите о концерте для скрипки Хачатуряна, охарактеризуйте основные темы первой части.
Музыкальный материал к теме «Арам Ильич Хачатурян. (все фрагменты на пластинках)
1. А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». 2. А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». 3. А. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть.
Тема № 10. Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998). Свиридова называли «последним представителем русской классической музыки». Очень рано он оказался в числе признанных классиков советской музыки. С великими композиторами 19 века его роднит духовная озабоченность человека, тревожащегося о душевном здоровье своего современника. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке, - мир великого вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и органично. Она стала частью нашего существования, такой же необходимой, но неосязаемой, как воздух Родины, как дым Отечества. Место Свиридова в современной музыкальной культуре глубоко оригинально. В свое время это дало повод зарубежным критикам говорить о том, что он стоит вне школы и вне направлений. Но это не так. Свиридов- важное звено в цепи многовекового развития русской культуры.
Герой свиридовских произведений – человек – поэт, гражданин, патриот, влюбленный в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально- героической «Патетической оратории», в лирико- эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А. С. Пушкина, С. А. Есенина, А. А. Блока. Но чьи бы стихи ни лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по –свиридовски своеобразно, оригинально. Большое место в музыке Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками, то нежные, словно размытые, «акварельные», то строгие, суровые. И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно- непостижима. Свиридов стремился отразить в своем творчестве и наиболее значительные события нашей истории и современной жизни, и простую, повседневную жизнь людей. Особая тема творчества композитора- труд (и крестьянский, и поэтический). Главное место в творчестве Свиридова занимают вокальные жанры (кантаты, оратории, романсы, хоры). Он высоко ценил искусство слова. Именно Свиридов ввел по- настоящему Есенина и Маяковского в музыку. Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже возле Курска. Отец будущего композитора был почтовым служащим, мать- учительницей. Интерес мальчика к музыке, народной песне проявился очень рано. С малых лет его окружали народные песни, танцы, звучание народных наигрышей. Сначала мальчик сам научился играть на балалайке и стал участником оркестра русских народных инструментов. С 1929 по 1932 г. г. он учился в курской музыкальной школе. К этому времени относятся первые опыты сочинения музыки.
В 1932 году Свиридов поступает в Ленинградский центральный музыкальный техникум. Учиться было нелегко. Помогать было некому (отец умер в 1924 году), поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Но желание учиться помогло преодолеть все трудности. Вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина, созданный Свиридовым- выпускником, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства. Уже, будучи членом Союза композиторов, в 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. С 1937г. До окончания консерватории он учился в классе Д. Д. Шостаковича. В студенческие годы Свиридов испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку 20 столетия. Это влияние, о котором говорил и сам композитор, проявилось в инструментальных произведениях военных и послевоенных лет (фортепианное трио, за которое композитор получил Государственную премию в 1946 году, соната для фортепиано памяти Соллертинского, две партитуры для фортепиано). В это же время был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли 6 романсов на стихи А. Прокофьева. Это была первая проба композитора в работе с советской поэзией. Кроме того, композитором были созданы оперетта «Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина» и театральным пьесам. 50-й год был ознаменован появлением вокальной поэмы «Страна отцов» на стихи армянского поэта А. Иссакаяна, которая стала началом периода творческой зрелости. В эти годы композитор останавливается на камерном, хоровом и вокально- симфонических жанрах. Свиридов обращается к текстам Пушкина, Блока, Есенина, Маяковского, Бернса, Иссакаяна. В 1955 году Свиридов создает одно из лучших своих сочинений – «Поэму памяти Сергея Есенина». «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
В этом произведении замечательно, прежде всего, то, что автор музыки очень верно передает образный строй стихов Есенина, все разнообразие настроений и оттенков, которые характеризуют богатство души национального русского характера. Здесь и щемящая тоска, грусть одиночества, и неудовлетворенность жизнью, и любовь к природе, на фоне которой показаны явления крестьянской жизни. Поэтому не только образ самого поэта возникает в этой поэме, но и образ народа, среди которого он вырос и которому посвятил свои лучшие песни. Русской песенностью пронизана вся поэзия Есенина. Что бы ни делали герои Есенина- водят ли хороводы, провожают ли рекрутов, - всюду звучит песня. Например, в эпизоде «В том краю» главенствуют элементы городского романса, которые, развиваясь, приобретают черты протяжной крестьянской песни. В седьмой части «Поэмы» -«1919-й»- неразделимы интонации частушки и протяжной лирической песни; их интонации порой приобретают характер плача, причитания. Хоровые эпизоды «Поэмы» полны динамики, резких сопоставлений, или сдержанны по характеру, обобщены. Они как бы воссоздают картины деревенской жизни. Перед нами – то живая, зимняя зарисовка, то энергичная сцена молотьбы, то древний поэтический народный обряд, то слышится тоска разоренной родной земли. Сольные же номера «Поэмы» несколько иные. Эти номера, скорее, - музыкальное откровение души, в них одухотворен и внешний образ, послуживший стимулом для размышлений, и сами эти размышления («В том краю», «Край ты мой заброшенный»). В сольных эпизодах особенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского романса. С первых дней творческой жизни Свиридова привлекал и образный мир пушкинской поэзии (концерт для хора «Пушкинский венок», 1979 год). Позднее создана необыкновенно поэтичная музыка к телефильму «Метель» по Пушкину. Даже не глядя на экран, а, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне Вальса, в легких полетных интонациях которого ощущаются какие- то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым Романс внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими – то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.
Когда- то, прослушав кантату Свиридова «Курские песни», Д. Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». Наверное, значение и духовное содержание творчества Свиридова гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше послушайте его музыку и соприкоснитесь с настоящим искусством Настоящего Мастера, который умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|