Позаказный метод калькулирования.
Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется на предприятиях с единичным типом организации производства, на предприятиях, выпускающих продукцию тяжелого машиностроения, в авиастроении, судостроении, судоремонте и т.д. Сферой применения позаказного метода также являются мелкосерийные промышленные предприятия, которые загружаются относительно большой и довольно разнообразной номенклатурой изделий, полиграфические предприятия, предприятия химической промышленности. Позаказный метод также применяется в строительстве, медицине, в сфере услуг. Сущность данного метода состоит в том, что все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленный статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Затраты на выполнение заказа отражают в так называемой карточке заказа, которую можно вести в бумажном или электронном виде. Форма карточки заказа нормативно не установлена. Она зависит от возможностей предприятия по сбору и учету информации, а также от степени детализации затрат. Карточка содержит итоговую информацию о заказе. Информацию о прямых затратах материалов и производственного труда вводят на основании первичных документов (накладных на отпуск материалов в производство, табелей отработанного рабочего времени и т. д.), в которых обязательным элементов является код заказа. Косвенные расходы (амортизация, арендная плата, расходы на освещение, отопление и т. п.) вносятся в карточку заказа путем расчета.
Руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене, с тем, чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя. Поэтому, косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными (плановыми) ставками, предварительными нормативами распределения ожидаемых косвенных расходов. Для расчета бюджетной ставки распределения косвенных расходов необходимо: 1. Спрогнозировать косвенные расходы предстоящего периода; 2. Выбрать базу для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами и спрогнозировать ее величину; 3. рассчитать бюджетную ставку путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя. Если сумма косвенных расходов, определенная на основе нормативной ставки оказывается больше или меньше, чем реальные косвенные расходы, то разница, называемая отклонением может учитываться по одному из следующих двух вариантов: 1. Вся сумма отклонения относится на себестоимость проданных товаров без распределения ее на себестоимость индивидуальных заказов. На сумму отклонения делается проводка: Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы». 2. Сумма отклонений распределяется между остатками незавершенного производства, готовой продукции и себестоимостью проданной продукции. При этом отклонение распределяется по отдельным заказам.
Пример. На начало периода на складе предприятия находилось материалов на сумму 1230 руб., остатки незавершенного производства – 2500 руб. В начале периода предприятие приобрело основных материалов на сумму 10 000 руб. и вспомогательных – на сумму 2000 руб. Материалы по фактической себестоимости оприходованы на склад предприятия следующей сложной проводкой: Д-т сч. 10-1 «Основные материалы» 10 000 руб. Д-т сч. 10-2 «Вспомогательные материалы» 2 000 руб. К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 12 000 руб. По предъявлении требования на отпуск материалов со склада были отпущены в производство основные материалы на сумму 11 000 руб.(в том числе на заказ № 1 – 6000 руб., на заказ № 2 – 5000 руб.), вспомогательные материалы – на сумму 700 руб. отпущены в связи с изготовлением 2-х заказов - № 1 и № 2. Отпуск материалов в производство оформляется следующими проводками: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10-1 «Основные материалы» 11 000 руб. Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 10-2 «Вспомогательные материалы» 700 руб. В связи с выполнением 2-х заказов начислена заработная плата основным производственным рабочим 1 000 руб. (в том числе по заказу № 1 – 600 руб., по заказу № 2 – 400 руб.), вспомогательным рабочим, работавшим на выполнении 2-х заказов – 600 руб. В финансовом учете эта операция отражается проводками: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 1 000 руб. Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 600 руб. Прочие общепроизводственные расходы предприятия (оплата коммунальных услуг, арендная плата и др.) ожидаются в сумме 2 000 руб.: Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 2000 руб. Общая сумма общепроизводственных расходов за отчетный период составляет 3 300 руб.: Д-т сч 20 «Основное производство» К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 3 300 руб. В качестве базы их распределения между заказами выбрана прямая заработная плата, о чем записано в учетной политике предприятия. Тогда на заказ № 1 будет отнесено:
3 300 / (600+400) 600 = 1980 руб. На заказ № 2 соответственно: 3 300 / (600+400) 400 = 1320 руб. В управленческом учете в карточки заказов вносятся записи:
Продукция закончена производством, сдана на склад, а затем передана заказчику, что оформлено соответствующими накладными. В соответствии с заключенными договорами договорная цена выполнения первого заказа – 12500 руб., второго заказа – 9500 руб. (включая НДС). В бухгалтерском учете это будет отражено проводками: 1) передана на склад готовая продукция: Д-т сч. 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство» 15 300 руб.; 2) продукция отгружена заказчику (по договорной стоимости) Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка» 22 000 руб.; 3) начислен НДС: Д-т сч. 90 Продажи», субсчет «НДС» К-т сч. 68 «Расчеты и по налогам и сборам» 3 355,9 руб.; 4) списана себестоимость готовой продукции: Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 43 «Готовая продукция» 15 300 руб. Если по окончании отчетного периода фактическая сумма общепроизводственных затрат окажется больше ожидаемой на 500 руб., что составляет 15,2 % от ожидаемой суммы общепроизводственных расходов (3300 руб.) то правильнее не списывать всю сумму разницы на себестоимость завершенных заказов, а распределить ее между счетами «Основное производство», «Готовая продукция» (пропорционально их конечному сальдо), и «Продажи» - пропорционально дебетовому обороту счета до его закрытия. Д-т сч. «Основное производство» 500 / (2500+2300+15300) 2500 = 62,25 Д-т сч. 43 «Готовая продукция» 500 / (2500+2300+15300) 2300 = 57,27 Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» 500 / (2500+2300+15300) 15300 = 380,48 К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 500 руб. Далее списывают финансовый результат:
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 3844,1 руб. Если же фактические общепроизводственные расходы составили 2800 руб., т. е. предварительно они были распределены и излишком, то на сумму разности делается сторнировочная запись: Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»
Задачи для самостоятельного решения. Задача 1.
Кооператив «Омега» выпускает верхнюю женскую и детскую одежду. В кооперативе два отдела: административный и производственный. Количество и состав работающих, и занимаемые должности представлены в штатном расписании.
На балансе кооператива числятся
Норма амортизации на полное восстановление всех основных средств согласно единым установленным нормам составляет 10 % в год. Техническим обслуживанием всех машин занимается мастер-наладчик, с которым ежемесячно заключается договор подряда (сумма вознаграждения составляет 250 руб.). Кроме того, на балансе предприятия находится компьютер НР Vectra VL 486 DX2/66, приобретенный для административного отдела (первоначальная стоимость – 5000 руб., норма амортизации – 10 %). Кооператив арендует помещение под пошивочный цех (мастерскую) площадью 50 м у ателье «Руслан». Мастерская кооператива расположена в полуподвальном помещении, а офис – на первом этаже. Стоимость аренды площадей по договору, включая коммунальные платежи, составляет 432 руб. за метр в год для мастерской и 600 руб. в год для офиса. В стоимость арендной платы включены коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также за уборку и охрану арендуемых помещений. Кроме того, кооператив арендует у АО «МГТС» два телефонных номера с абонентной платой по 90 руб. в месяц за каждый.
Закупка ткани производится оптом с фабрики «Красный ткач», фурнитура приобретается в системе розничной торговли. Расчет количества материалов, разработку выкроек и лекал выполняет модельер-дизайнер. В октябре заведующий хозяйством закупил вспомогательных материалов и канцтоваров на сумму 120 руб., которые были отпущены закройщикам на 40 руб., модельеру-дизайнеру – на 30 руб., делопроизводителю – на 50 руб. В сезоне «Осень – 2006» кооператив выпускал продукцию двух видов: куртка детская (спортивная утепленная) и плащ женский (свободного покроя). Объем производства за октябрь составил 80 курток и 120 плащей. По карте расхода материалов, представляемой производственным отделом (разрабатывается модельером-дизайнером), бухгалтерии за октябрь сформирована следующая информация о затратах основных материалов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|