Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация затрат для расчета себестоимости и определения прибыли





Для расчета себестоимости произведенной продукции и определения полученной прибыли затраты классифицируются на: входящие и истекшие; прямые и косвенные; основные и накладные; производственные и внепроизводственные; одноэлементные и комплексные.

Входящие затраты – это те средства и ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если эти средства в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших, и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 90 «Продажи».

Входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие - тождественны понятию «расходы».

К прямым расходам относят затраты материалов и затраты на оплату труда, которые можно отнести непосредственно на определенное изделие. Они учитываются по Д-ту счета 20 «Основное производство».

Косвенные расходы невозможно непосредственно отнести на конкретные виды изделий, их учитывают в целом за отчетный период, а затем распределяют между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике, описанной в учетной политике предприятия. Например: затраты по энергоресурсам, использованным в цехе обработки различных видов готовой продукции, расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Их учитывают на счетах № 25 «общепроизводственные расходы» и № 26 «Общехозяйственные расходы».

К основным расходам относят все виды ресурсов (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг) На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходы вызываются функциями управления, связаны с организационной деятельностью предприятия.



Производственные затраты – затраты, входящие в себестоимость продукции. Они состоят из прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных затрат. Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции на складе предприятия, поэтому их называют запасоемкими. Они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли и запасами.

Внепроизводственные (периодические затраты) зависят не от объемов производства, а от длительности периода. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Коммерческие расходы учитываются на счете №44 «Расходы на продажу», а административные – на счете № 26 «Общехозяйственные расходы». Эти затраты не относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а вычитают из выручки как расходы не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.

Одноэлементными называют затраты, которые не могут быть разложены на составляющие. Например, затраты на оплату труда.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

 

Классификация затрат для принятия управленческих решений.

Для принятия управленческих решений затраты делятся на: переменные, постоянные и условно-постоянные; учитываемые и неучитываемые в расчетах при принятии решений (релевантные и нерелевантные); безвозвратные затраты (затраты истекшего периода); вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия); планируемые и непланируемые затраты; предельные и приростные затраты.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота). Переменными могут быть как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат являются прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

К непроизводственным переменным затратам относятся расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем.

Постоянными производственными затратами являются затраты, которые остаются практически неизменными с ростом или снижением объемов производства. Например, расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными или условно-постоянными. В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но зависимость не является прямой. Например затраты на оплату пользования телефоном состоит из фиксированной абонентской платы и оплаты междугородних переговоров.

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой

Y = a + bX,

где Y - совокупные издержки, руб.;

a – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b– переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб;

Х – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т. е. а=0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.

Показатели затрат, изменяющих свое значение при выборе вариантов для принятия управленческих решений называют принимаемыми в расчет или релевантными. Показатели, остающиеся неизменными при всех альтернативных вариантах не влияют на принятие управленческих решений – являются нерелевантными.

Пример.

Необходимо решить вопрос о выборе транспортного средства для поездки одного или нескольких представителей организации города Иваново в Москву.

При использовании поезда стоимость поездки одного работника составляет 850 руб. (500 руб. – стоимость билетов, 300 руб. – суточные, 50 руб. – оплата постельного белья).

Для исчисления расходов на поездку на служебном автомобиле нужно определить принимаемые в расчет (релевантные) затраты. К таким затратам отнесены: стоимость бензина – 700 руб., заработная плата водителя 200 руб., отчисления на социальные нужды 72 руб. Итого 972 руб.

Затраты по страхованию автомобиля, амортизационные отчисления по нему и некоторые другие затраты в расчет не были приняты, поскольку они не зависят от принимаемого решения (нерелевантные).

Расчеты показывают, что целесообразно использовать поезд для поездки одного сотрудника в г. Москву. Пои поездке двух и более сотрудников выгоднее использовать служебный транспорт.

Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода) – это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже ничто не может повлиять. К таким затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества, стоимость ранее закупленных материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств не невозможно использовать (так называемые неликвиды) и т. п.

Альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативного варианта из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах.

Пример.

Организация имеет 10 грузовых автомобилей, занятых перевозкой строительных материалов. Поступил заказ на перевозку мебели, для выполнения которого нужна одна машина. При отказе от перевозки десятой части строительных материалов сумма дохода уменьшится на 50 тыс. руб. Эта сумма считается вмененными затратами. Величина вмененных затрат должна быть компенсирована при заключении договора на перевозку мебели.

В первичных бухгалтерских документах альтернативные затраты не отражаются, поскольку носят расчетный характер. Указанные расходы иногда называют «воображаемыми».

Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

Предельные (маржинальные) затраты – это дополнительные затраты на производство еще одной единицы продукции ( а не на весь выпуск), включающие в себя все переменные затраты и часть постоянных (только в том случае, если рост производства на одну единицу окажет влияние на постоянные затраты). Например, к маржинальным затратам авиакомпании на перевозку еще одного пассажира можно отнести: стоимость комплекта питания и напитков на одного пассажира. При этом постоянные затраты авиакомпании (амортизация самолета, оплата труда экипажа, сборы аэропорта) останутся неизменными.

Инкрементные (приростные или дифферециальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров. Если, например, в результате дополнительного выпуска продукции затраты увеличатся на 500 рублей, то эта сумма составляет приростные затраты.

Для осуществления контроля и регулирования производственной деятельности предприятия затраты делят на регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые).

Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами. Например, производственным цехом допущен перерасход материалов. Являются ли эти затраты регулируемыми для начальника цеха? Если перерасход связан с нарушением трудовой дисциплины в цехе, то эти затраты окажутся контролируемыми. Если же причина кроется в низком качестве поступивших в цех материалов, то эти непроизводственные затраты рассматриваются как не регулируемые начальником цеха, они являются регулируемыми для менеджера отдела снабжения.

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель – коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле

Крз = ,

где Y - темпы роста затрат, %

X – темпы роста деловой активности фирмы, %.

Таким образом, при постоянных издержках Крз = 0

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 30 % пропорциональные затраты возрастут в той же пропорции. Тогда

Крз = =1.

Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональные. При 0 Крз 1 затраты являются дегрессивными. При Крз 1 затраты являются прогрессивными. Определенный период в деловой активности организации, в котором затраты ведут себя определенным образом, и имеют четко выраженную тенденцию, называют масштабной базой для данных расходов.

Для целей управления эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, необходимо описать поведение издержек формулой

Y = a + bX,

где Y - совокупные издержки, руб.;

a – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b– переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб;

Х – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Существует ряд методов, позволяющих описать поведение затрат. Приведем наиболее простой из них – метод высшей и низшей точек.

 

Практический пример

Издательство выпускает рекламные буклеты.В таблице приведена информация об издержках, отнесенных на затраты издательства в течение 9 месяцев.

Показатели январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
Тираж, экз.
Стоимость основных материалов и типографских услуг, руб.
Заработная плата основных работников, руб.
Представительские, почтовые расходы, руб.

 

Известно, что индекс инфляции за первое полугодие составлял 3%, за период с июля по сентябрь – 2 %. Это повлияло на стоимость основных материалов, закупаемых издательством. И как следствие – на оплату типографских работ. Кроме того, в апреле и июле заработная плата всего персонала индексировалась на 10 %. С целью выявления зависимости издержек издательства от его деловой активности необходимо:

1) скорректировать исходные данные и привести их к виду, сопоставимому с условиями на 01.10.200_ г.;

2) пользуясь методом высшей и низшей точек, описать поведение издержек, связанных с изготовлением буклета, формулой

Y = a + bX.

1. Чтобы сделать сравнимыми данные за весь анализируемый период, необходимо выполнить две корректировки: пересчитать стоимость основных материалов и типографских работ, а также суммы заработной платы.

Затраты на оплату материалов и типографских работ, понесенные в 7600 1,02 = 7752

Показатель июля к концу сентября устарел на два месяца. Приведенная к сентябрьским ценам стоимость материалов и типографских работ составит:

7800 1,02 1,02 = 8115 руб.

С января по июнь темпы инфляции составили 3%. Следовательно, июньская стоимость материалов и услуг, пересчитанная на цены сентября, равна:

7800 1,03 1,02 1,02 = 8359 руб.

Аналогичные расчеты выполним и за следующие месяцы:

Май - 7450 1,03 1,02 =8223 руб.;

Апрель - 7400 1,03 1,02 =8413 руб.;

Март - 7350 1,03 1,02 =8607 руб.;

Февраль - 7300 1,03 1,02 =8805 руб.;

Январь - 7000 1,03 1,02 =8696 руб.

Заработная плата индексировалась дважды – в апреле и июле. Следовательно, июльские, августовские и сентябрьские выплаты в корректировке не нуждаются.

Заработную плату, начисленную в июне, для приведения в сопоставимый с сентябрем вид, необходимо увеличить на 10 %:

2100 1,1 = 2310 руб.

Такой же расчет нужно сделать и по двум предыдущим месяцам:

Май - 2100 1,1 = 2310 руб.;

Апрель - 2100 1,1 = 2310 руб.

Поскольку первая индексация заработной платы состоялась в апреле, то заработную плату, начисленную в январе – марте, для приведения к виду, сопоставимому с сентябрем, необходимо скорректировать дважды:

Март - 2000 1,1 1,1 = 2420 руб.;

Февраль - 2000 1,1 1,1 = 2420 руб.;

Январь - 1800 1,1 1,1 = 2178 руб.

Полученную информацию сведем в таблицу.

Скорректированные затраты издательства, связанные с изготовлением рекламных буклетов

Показатели январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
Тираж, экз.
Стоимость основных материалов и типографских услуг, руб.
Заработная плата основных работников, руб.
Представительские, почтовые расходы, руб.
Итого расходов

 

Из таблицы видно, что рост деловой активности сопровождается повышением общей суммы расходов. Периодов с показателями, не попадающими под эту зависимость, нет. Поэтому вся информация для последующих расчетов может быть использована как исходная.

1. Наибольший тираж буклетов выпущен издательством в феврале (3000 экз.), ему соответствуют расходы в сумме 11525 руб. Это высшая точка Низшая точка приходится на сентябрь (1800 экз.), совокупные затраты сентября – 10210 руб.

Находим отклонения в объемах производства и в расходах в высшей и низшей точках:

= - =3000-1800=1200 экз.;

= - = 11525-10210 = 1315 руб.

Ставка переменных расходов составит:

Ст = =1315/1200 = 1,0958.

Рассчитаем совокупные переменные расходы в высшей точке:

3000 1,098=3287,4 руб.

Следовательно совокупные постоянные расходы:

11525-3287,4=8237,6 руб.

Совокупные переменные расходы в низшей точке:

1800 1,0958=1972,4 руб. Тогда совокупные постоянные расходы:

10210-1972,4=8237,6 руб.

Полученные результаты позволяют заключить: совокупные расходы издательства, связанные с выпуском буклетов, зависят от тиража следующим образом: Y=8237,6+1,0958X,

Где Y – расходы издательства, руб.;

Х – тираж, экз.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.