Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ безубыточности производства.




Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода, и сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т. Е. предприятие уже не несет убытков, но еще и не имеет прибылей.

Для вычисления точки безубыточности применяются: математический метод, метод маржинального дохода и графический метод.

Математический метод (метод уравнения) состоит в том, что для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы – Постоянные расходы = Прибыль

или

Цена единицы продукции* Х – Переменные расходы на единицу продукции* Х – Постоянные расходы = Прибыль,

Где Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.

Выносим Х за скобки, а прибыль приравниваем к нулю, получаем:

Х = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

Пример.

Организация занимается торговлей сантехникой, закупаемой по импорту. Реализуется только один вид сантехники.

Исходные данные о расходах организации, руб.:

Постоянные расходы (в месяц) Переменные расходы (За штуку)
Аренда офиса   Закупочная цена  
Заработная плата персонала   Услуги банка по конвертации валюты (0,5 %)  
Налоги на ФОТ   Проценты за кредит (20 %)  
Складские расходы   Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2,5 %)  
Абонентская плата за телефон  
Амортизация ОС и НМА      
Реклама      
Услуги банка      
Хозяйственные расходы      
Итого   Итого  

Цена реализации одного комплекта сантехники – 700 руб., текущий объем реализации – 350 комплектов.

Приемлемый диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством комплектов сантехники, которое перевозит машина (192 шт.), а с другой – площадью арендуемых складских помещений, где можно единовременно разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить постоянные расходы (аренда складских помещений, амортизация ОС, зарплата персонала, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.

Определим для этих данных объем продаж, при котором организация будет работать безубыточно.

Постоянные расходы – 21 000 руб. в месяц, переменные расходы 630 руб. на единицу продукции. Цена реализации одного комплекта – 700 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение:

700Х – 630Х – 21000 = 0.

Отсюда Х = 21000 / (700 – 630) = 300 (комплектов)

или в денежном измерении:

700*300 = 210000 (руб.).

Метод маржинального дохода – альтернатива математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация должна так реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных расходов, достигается точка равновесия. Формулы расчета имеют вид:

Совокупный маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль

Точка безубыточности =

= Совокупные постоянные расходы / маржинальный доход на единицу продукции (шт.)

Норма маржинального дохода определяет маржинальный доход в процентах от выручки:

Нмд = Маржинальный доход / Выручка от продаж 100 %

В данном примере маржинальный доход на один комплект составляет 70 руб., выручка от продаж – 700 руб., следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки = 10 %. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб.

Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции, товаров, услуг должна составлять 245 000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24 500 руб.

Для определения операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой суммы рассчитанные совокупные постоянные издержки: 24500-21000=3500 руб., т. е. в запланированном совокупном доходе (245 000 руб.) прибыль будет составлять 3500 руб.

Необходимо учитывать, что выполненные выше расчеты и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. В данном случае это интервал в товарообороте от 192 до 400 комплектов. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, на сколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.

Было установлено, что точка безубыточности находится на уровне 300 шт., что в денежном выражении составляет 210 000 руб. Если объем реализации ожидается в количестве 350 шт. (или 245 000 руб.), то кромка безопасности определяется как 350-300=50 комплектов (или 35 000 руб.).

Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном отношении, воспользовавшись следующей формулой:

Кромка безопасности, % =

= (Планируемая выручка от продаж (руб.) – Точка безубыточности(руб.) / Планируемая выручка от продаж (руб.) 100%.

Подставив в формулу соответствующие числовые значения, получим:

(245000-210000):245000 100% =14,3%

Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи.

Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.

Пусть, например, за месяц предполагается реализовать 400 комплектов сантехники. Как отмечалось выше, состояние равновесия описывается формулой:

Выручка от продаж продукции = Совокупные расходы.

Обозначив цену за Х, получим:

400 Х =630 400+21000;

400 Х =273 000, следовательно, Х =682,5 руб.

Таким образом, при продаже комплектов по цене выше 682,5 руб. при заданных условиях организация будет зарабатывать прибыль.

Максимальная сумма постоянных и переменных затрат, которые сможет понести торговое предприятие при запланированном товарообороте 400 комплектов и установленной цене за один комплект 700 руб., составит: 400 700=280 000 руб.

Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.

По плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов. А точка безубыточности, по расчетам, достигается после продажи 300 комплектов.

Составим пропорцию:

400 комплектов – 1 месяц,

300 комплектов – Х месяцев.

Тогда Х = 300/400=0,75 месяца.

По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.

Графический метод.

График состоит из двух прямых — прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Y1), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y2), в зависимости изменения объемов реализации.

На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот в натуральных единицах измерения), на оси ординат — затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

 

В приведенном примере поведение совокупных затрат выражается формулой:

Y 1 = 21000 + 630Х,

где X— объем реализации, шт.

Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде

Y 2 = 700Х

Прямые затрат и выручки Y1 и Y2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.

 
 

Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.

Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На рисунке видно, что в этом интерва­ле прямая затрат Y1 находится над прямой, иллюстрирующей поведе­ние выручки Y2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y1 находится под прямой доходов Y2., а это означает, что предприятие работает прибыльно.

Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой

У3 = 630Х. ' -

На графике эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и рас­положена параллельно прямой Y1.

Пересечение перпендикуляра с прямой Уз обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных рас-ходов при реализации 350 комплектов сантехники.

Маржинальный доход — это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который в свою очередь состоит из двух отрезков — отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирую­щего сумму постоянных расходов.

Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации

При производстве разноименных видов продукции стоит задача выбора продукции, обеспечивающей предприятию получение желаемого финансового результата.

Пример.

Предприятия производит и реализует стиральные порошки четырех наименований: А, В, С, D. Цены на порошок соответственно составляют:

38,13; 25,58; 45,11 и 57,50.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...