Кафедра философии, культурологии и социологии
«Утверждаю» Первый проректор по учебной работе П.П. Терехов «____» _____________ 20__г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы Б.3.2. Теория культуры
Казань, 2012 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ Код│ Учебные циклы, разделы │Трудоем- │Перечень дисциплин│Коды │ │УЦ │ и проектируемые │кость │ для разработки │формиру- │ │ООП│ результаты их освоения │(зачетные │ примерных │емых │ │ │ │единицы) │программ, а также │компетен-│ │ │ │<*> │ учебников │ций │ │ │ │ │и учебных пособий │ │ ├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤ │Б.3│Профессиональный цикл │130 - 140 │Безопасность │ОК-1 │
│ │Базовая │ 60 - 70 │жизнедеятельности │ОК-2 │ │ │(общепрофессиональная) часть │ │Теоретико- │ОК-3 │ │ │В результате изучения базовой│ │культурный модуль:│ОК-4 │ │ │части цикла обучающийся│ │Теория культуры │ОК-5 │ │ │должен: │ │Философия культуры│ОК-6 │ │ │знать: │ │История │ОК-7 │ │ │основные теории культуры,│ │культурологии │ОК-8 │ │ │методы изучения культурных│ │Социология │ОК-9 │ │ │форм, процессов и практик;│ │культуры │ОК-15 │ │ │типологии культуры; формы и│ │Эстетика │ПК-1 │ │ │практики современной│ │Методы изучения │ПК-2 │ │ │культуры; основы культуры│ │культуры │ПК-3 │ │ │повседневности; основы│ │Лингвистика и │ПК-4 │ │ │изучения и сохранения│ │семиотика │ПК-5 │ │ │памятников истории и│ │Социальная и │ПК-6 │ │ │культуры; основы российской и│ │культурная │ПК-7 │ │ │зарубежной культуры в│ │антропология │ПК-8 │ │ │исторической динамике; основы│ │Техники анализа │ПК-9 │ │ │истории литературы и│ │текстов культуры │ПК-10 │ │ │искусства; историю религий│ │Методика │ПК-11 │ │ │мира в контексте культуры;│ │преподавания │ПК-12 │ │ │основы межкультурных│ │Культурологии │ПК-13 │ │ │коммуникаций и взаимовлияния│ │Культурно- │ПК-14 │ │ │культур; направления│ │исторический │ПК-15 │ │ │межэтнического и│ │модуль: │ПК-16 │ │ │межконфессионального диалога;│ │История культуры │ПК-17 │ │ │уметь: │ │История религий │ПК-18 │ │ │логично представлять│ │История искусств │ПК-19 │
│ │освоенное знание,│ │История литературы│ПК-20 │ │ │демонстрировать понимание│ │История │ │ │ │системных взаимосвязей внутри│ │повседневности │ │ │ │дисциплины и│ │Модуль современных│ │ │ │междисциплинарных отношений в│ │культурных форм и │ │ │ │современной науке; критически│ │практик: │ │ │ │использовать методы│ │Массовая культура │ │ │ │современной науки в│ │Визуальная │ │ │ │конкретной исследовательской│ │культура │ │ │ │и социально-практической│ │Культура массовых │ │ │ │деятельности; │ │коммуникаций │ │ │ │применять современные теории,│ │Культура │ │ │ │концепции и инструментарий│ │социальных групп и│ │ │ │культурологии в практической│ │движений │ │ │ │социокультурной деятельности;│ │Межкультурные │ │ │ │оценивать качество│ │коммуникации │ │ │ │исследований в контексте│ │Культурная │ │ │ │социокультурных условий,│ │политика │ │ │ │этических норм│ │Менеджмент в │ │ │ │профессиональной │ │социокультурной │ │ │ │деятельности; выстраивать│ │сфере │ │ │ │технологии обучения новому│ │ │ │ │ │знанию; обеспечивать│ │ │ │ │ │межкультурный диалог в│ │ │ │ │ │обществе; │ │ │ │ │ │владеть: │ │ │ │ │ │понятийным аппаратом;│ │ │ │ │ │познавательными подходами и│ │ │ │ │ │методами изучения культурных форм РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 час.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ
Модуль 1. Тема 1. Культурология и теория культуры. Науки о культуре – исторические, философские и специальные. Культура как предмет теории культуры: от культурологического мифа Протагора до современных концепций.
Тема 2. Культура: определение и объект исследования. Происхождение термина культура: западноевропейские традиции и восточные традиции. Основные подходы к определению культуры как общественного явления: деятельностный, ценностный, психологический, игровой, символический. Тема 3. Культура и природа. Основы экологии культуры. Роль природы в становлении культуры: природа как жизненное пространство и среда обитания культуры. Геоклиматические условия возникновения первых великих цивилизаций древности и факторы культурного многообразия. Формы взаимодействия культуры и природы: от «природных сообществ» к технотронной цивилизации.. Основы современной экологической культуры: экологические кризисы в истории культуры и на современном этапе. Принципы экологической этики. От традиций Востока до А. Швейцера, В. Вернадского и Моисеева. Современные проблемы экологии и пути их решения. Формирование экологического сознания. Деятельность научных сообществ по сохранению природного достояния. Вклад Римского Клуба, и ЮНЕСКО Тема 4. Культура общество. Социология культуры. Культура как общественное явление и как культурное качество человека. Проблема взаимодействия культуры и общества в работах Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Манхейма. Социум и его влияние на культуру. Влияние культуры на общество. Социальная организация культуры. Социальные институты культуры: государство, образование. Социокультурные институты и их роль в инкультурации личности. Понятия официальной и репрезентативной культуры. Контркультура. Культура и рыночные отношения. Тема 5. Культура и цивилизация. Глобализация. Определение понятий: этимология и проблема генезиса цивилизации из культуры. Современные подходы к ее изучению. Соотношение культуры и цивилизации: тождество, противоположность или разные уровни и стороны одного и того же процесса. Соотношение цивилизации и культурного прогресса: мнение теоретиков культуры – «за» и «против». Цивилизация и явления кризиса культуры: разные точки зрения исследователей – от оптимизма до сурового приговора (от Лукреция Кара до О. Шпенглера). Модуль 2. Тема 1. Типология культуры. Концепции локальных культур. Основы исторической типологии: от Средневековья до немецких просветителей, культурно-историческая типология Н. Данилевского, О. Шпенглера, К. Ясперса, К. Маркса, современная культурно-историческая типология. Социокультурная типология современного общества: традиционные и инновационные типы культур. Национальный, возрастной, профессиональный и др. типы культур (субкультуры). Восток и Запад как «типы» культур. Проблемы культурного взаимодействия Востока и запада: в истории культуры и на современном этапе. Проблемы диалога и полилога культур. Европоцентризм и полицентризм. Место России в культурном диалоге. Культура Татарстана как результат взаимодействия Востока и Запада, христианства и ислама и проч. О концепции новой интегральной культуры.
Тема 2. Структура и морфология культуры. Культура как система, её строение, формы и элементы. Формы культуры: профессиональная, народная, самодеятельная. Элитарная, немассовая и массовая формы культуры. Концепция морфологии культуры А. Флиера: специализированные и неспециализированные формы культуры. Социальные функции культуры: познавательная, информативная, ценностная, коммуникативная, нормативно-регулятивная, а также человекотворческая как системообразующая функция. Тема 3. Культурная динамика. Генезис культуры. Возникновение культуры. Открытия и изобретения. Культурные реформы и революции. Формы распространения культуры. Культурный взрыв. Культурный лаг. Культурная трансмиссия и аккумуляция. Интеграция и диверсификация. Концепция П. Сорокина о двух фазах динамики культуры. А.Моль о массовой культуре. Тема 4. Культурная антропология. Предмет культурной антропологии. Содержание понятий этноса и этнической культуры. Функции этнической культуры. Традиционная культура и ее черты. Эволюционизм и его значение для развития культурной антропологии. Теория диффузионизма, история ее возникновения, содержание и применение в этнографических исследованиях.Социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) и ее вклад в развитие методологии этнологии. Теория функционализма, история ее возникновения, содержание и применение в этнографических исследованиях (варианты Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна). Американская историческая школа Ф. Боаса и ее влияние на последующее развитие культурной антропологии. Этнопсихологическая школа и ее вклад в современную науку. Психологическая антропология. Структурализм в (К. Леви-Стросс, В.В. Иванов). Ситуация постмодерна и культутрная антропология (М. Мид, К.Гирц). Тема 5. Философия культуры. Категория культуры в современном социогуманитарном и философском знании. Эмпирический, теоретический, философский уровни познания и осмыслении культуры. Философский и научный подходы к изучению культуры. Система наук о культуре. Философия культуры и теория культуры. Философия культуры и культурология. Философия культуры как наиболее общее осмысление феномена культуры, её сущности, места в системе мироздания и человеческого бытия. Тема 6. Межкультурные коммуникации. Культура и знак, язык, код, текст. Культурные коды и межкультурные коммуникации. Теории межкультурного взаимодействия. Концепции аккультурации и мобилизации в рамках западной культурной антропологии. Разработка концепции аккультурации Р. Редфилдом, Р. Липтоном, М. Херсковицем в 30-е гг. ХХ века. Направление диффузии культуры – от ядра к периферии. Теоретические основания концепции: противопоставление традиции и модернизации. Кризис теории аккультурации. Концепции интегрированности и внутреннего колониализма в рамках структурного направления межэтнического взаимодействия. Социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации. Дискриминация. Сепаратизм. Концепция внутреннего колониализма. «Колониальная ситуация» в развитых индустриальных странах. Доминирующая этническая группа как дискриминационная по отношению к культурно отличающимся от нее периферийным группам. Тема 7. Методы исследования культуры. Понятие метода и подхода.Методы культурологических исследований: эволюционный (дескриптивный, компаративный), структурно-функциональный, микроистории культуры, семиотический, системный, включенного наблюдения, биографический, гендерный. Теории Э.Тайлора,Б.Малиновского, З. Фрейда, М. Блока, Ф.Броделя, Л.Уайта, Р.Барта, У. Эко, М. Мид, К. Гирца, С. де Бовуа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|