Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кафедра философии, культурологии и социологии




 

«Утверждаю»

Первый проректор

по учебной работе

П.П. Терехов

«____» _____________ 20__г.

 

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы

Б.3.2. Теория культуры

по направлению подготовки 03300.62 Культурология/бакалавр  
профиль подготовки/ степень   Прикладная культурология  
форма обучения очная    
курс -      
семестр - 1,2    
       
лекции - 1,2 семестр 10 час. (20 час.) Контрольный урок  
  семинарские занятия/ практические занятия -     1, 2 семестр 26 час. (52 час.) Зачет Экзамен 1 семестр 2 семестр
  лабораторные занятия -        
  индивидуальные занятия -        
  самостоятельная работа-   72 час.    
    Всего:     144 час.     4 зачетных единицы  

 

Казань, 2012


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Код│ Учебные циклы, разделы │Трудоем- │Перечень дисциплин│Коды │

│УЦ │ и проектируемые │кость │ для разработки │формиру- │

│ООП│ результаты их освоения │(зачетные │ примерных │емых │

│ │ │единицы) │программ, а также │компетен-│

│ │ │<*> │ учебников │ций │

│ │ │ │и учебных пособий │ │

├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────────┼─────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл │130 - 140 │Безопасность │ОК-1 │

│ │Базовая │ 60 - 70 │жизнедеятельности │ОК-2 │

│ │(общепрофессиональная) часть │ │Теоретико- │ОК-3 │

│ │В результате изучения базовой│ │культурный модуль:│ОК-4 │

│ │части цикла обучающийся│ │Теория культуры │ОК-5 │

│ │должен: │ │Философия культуры│ОК-6 │

│ │знать: │ │История │ОК-7 │

│ │основные теории культуры,│ │культурологии │ОК-8 │

│ │методы изучения культурных│ │Социология │ОК-9 │

│ │форм, процессов и практик;│ │культуры │ОК-15 │

│ │типологии культуры; формы и│ │Эстетика │ПК-1 │

│ │практики современной│ │Методы изучения │ПК-2 │

│ │культуры; основы культуры│ │культуры │ПК-3 │

│ │повседневности; основы│ │Лингвистика и │ПК-4 │

│ │изучения и сохранения│ │семиотика │ПК-5 │

│ │памятников истории и│ │Социальная и │ПК-6 │

│ │культуры; основы российской и│ │культурная │ПК-7 │

│ │зарубежной культуры в│ │антропология │ПК-8 │

│ │исторической динамике; основы│ │Техники анализа │ПК-9 │

│ │истории литературы и│ │текстов культуры │ПК-10 │

│ │искусства; историю религий│ │Методика │ПК-11 │

│ │мира в контексте культуры;│ │преподавания │ПК-12 │

│ │основы межкультурных│ │Культурологии │ПК-13 │

│ │коммуникаций и взаимовлияния│ │Культурно- │ПК-14 │

│ │культур; направления│ │исторический │ПК-15 │

│ │межэтнического и│ │модуль: │ПК-16 │

│ │межконфессионального диалога;│ │История культуры │ПК-17 │

│ │уметь: │ │История религий │ПК-18 │

│ │логично представлять│ │История искусств │ПК-19 │

│ │освоенное знание,│ │История литературы│ПК-20 │

│ │демонстрировать понимание│ │История │ │

│ │системных взаимосвязей внутри│ │повседневности │ │

│ │дисциплины и│ │Модуль современных│ │

│ │междисциплинарных отношений в│ │культурных форм и │ │

│ │современной науке; критически│ │практик: │ │

│ │использовать методы│ │Массовая культура │ │

│ │современной науки в│ │Визуальная │ │

│ │конкретной исследовательской│ │культура │ │

│ │и социально-практической│ │Культура массовых │ │

│ │деятельности; │ │коммуникаций │ │

│ │применять современные теории,│ │Культура │ │

│ │концепции и инструментарий│ │социальных групп и│ │

│ │культурологии в практической│ │движений │ │

│ │социокультурной деятельности;│ │Межкультурные │ │

│ │оценивать качество│ │коммуникации │ │

│ │исследований в контексте│ │Культурная │ │

│ │социокультурных условий,│ │политика │ │

│ │этических норм│ │Менеджмент в │ │

│ │профессиональной │ │социокультурной │ │

│ │деятельности; выстраивать│ │сфере │ │

│ │технологии обучения новому│ │ │ │

│ │знанию; обеспечивать│ │ │ │

│ │межкультурный диалог в│ │ │ │

│ │обществе; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │понятийным аппаратом;│ │ │ │

│ │познавательными подходами и│ │ │ │

│ │методами изучения культурных форм

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 час.

 

№ п/п Раздел дисциплины, тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Коды компетенций, в форми-ровании которых участ-вует дисцип-лина (модуль) Формы текущего контроля успевае-мости (по неделям семестра) Форма промежу-точной аттестации (по семестрам)  
Все-го часов Лек-ции Семинары/прак-тические заня-тия     Самостоя-тель-ная рабо-та (СРС)  
  Модуль 1. Тема 1. Культурология и теория культуры   1,2           ОК - 6 ПК - 1 ПК - 12   Конспект, беседа  
  Тема 2. Культура: определение и объект исследования.               ОК - 6 ПК - 1 ПК - 12   Конспект, обсуждение  
  Тема 3. Культура и природа. Основы экологии культуры               ОК - 6 ПК - 1 ПК - 12   Конспект, семинар  
  Тема 4. Культура и общество. Социология культуры.   5,6           ОК - 6 ПК - 1 ПК - 12 ПК-11   Конспект, диспут  
  Тема 5. Культура и цивилизация. Глобализация   7,8           ОК - 6 ПК-11 Конспект, беседа  
  Модуль 2. Тема 1. Типология культуры. Концепции локальных культур.               ПК - 1 ПК-11 Конспект, обсуждение  
  Тема 2. Структура и морфология культуры.               ОК - 6 ПК-11 Конспект, обсуждение  
  Тема 3. Культурная динамика   3,4           ПК - 1 ПК-11 Конспект, семинар  
  Тема 4. Культурная антропология   5,6           ОК - 6 ПК-11 Конспект, беседа  
  Тема 5. Философия культуры               ПК - 1 ПК-11 Конспект, беседа  
  Тема 6. Межкультурные коммуникации   8,9             ОК - 6   Конспект, семинар  
  Тема 7. Методы исследования культуры                 ПК - 1 ПК-11 Конспект, доклад  
  Итоговый контроль           ОК-3 Зачет/экзамен     Зачет/ Экзамен
  Итого часов по курсу                

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧИМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНОМ

 

Модуль 1.

Тема 1. Культурология и теория культуры. Науки о культуре – исторические, философские и специальные. Культура как предмет теории культуры: от культурологического мифа Протагора до современных концепций.

Тема 2. Культура: определение и объект исследования. Происхождение термина культура: западноевропейские традиции и восточные традиции. Основные подходы к определению культуры как общественного явления: деятельностный, ценностный, психологический, игровой, символический.

Тема 3. Культура и природа. Основы экологии культуры. Роль природы в становлении культуры: природа как жизненное пространство и среда обитания культуры. Геоклиматические условия возникновения первых великих цивилизаций древности и факторы культурного многообразия. Формы взаимодействия культуры и природы: от «природных сообществ» к технотронной цивилизации.. Основы современной экологической культуры: экологические кризисы в истории культуры и на современном этапе. Принципы экологической этики. От традиций Востока до А. Швейцера, В. Вернадского и Моисеева. Современные проблемы экологии и пути их решения. Формирование экологического сознания. Деятельность научных сообществ по сохранению природного достояния. Вклад Римского Клуба, и ЮНЕСКО

Тема 4. Культура общество. Социология культуры. Культура как общественное явление и как культурное качество человека. Проблема взаимодействия культуры и общества в работах Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Манхейма. Социум и его влияние на культуру. Влияние культуры на общество. Социальная организация культуры. Социальные институты культуры: государство, образование. Социокультурные институты и их роль в инкультурации личности. Понятия официальной и репрезентативной культуры. Контркультура. Культура и рыночные отношения.

Тема 5. Культура и цивилизация. Глобализация. Определение понятий: этимология и проблема генезиса цивилизации из культуры. Современные подходы к ее изучению. Соотношение культуры и цивилизации: тождество, противоположность или разные уровни и стороны одного и того же процесса. Соотношение цивилизации и культурного прогресса: мнение теоретиков культуры – «за» и «против». Цивилизация и явления кризиса культуры: разные точки зрения исследователей – от оптимизма до сурового приговора (от Лукреция Кара до О. Шпенглера).

Модуль 2.

Тема 1. Типология культуры. Концепции локальных культур. Основы исторической типологии: от Средневековья до немецких просветителей, культурно-историческая типология Н. Данилевского, О. Шпенглера, К. Ясперса, К. Маркса, современная культурно-историческая типология. Социокультурная типология современного общества: традиционные и инновационные типы культур. Национальный, возрастной, профессиональный и др. типы культур (субкультуры). Восток и Запад как «типы» культур. Проблемы культурного взаимодействия Востока и запада: в истории культуры и на современном этапе. Проблемы диалога и полилога культур. Европоцентризм и полицентризм. Место России в культурном диалоге. Культура Татарстана как результат взаимодействия Востока и Запада, христианства и ислама и проч. О концепции новой интегральной культуры.

Тема 2. Структура и морфология культуры. Культура как система, её строение, формы и элементы. Формы культуры: профессиональная, народная, самодеятельная. Элитарная, немассовая и массовая формы культуры. Концепция морфологии культуры А. Флиера: специализированные и неспециализированные формы культуры. Социальные функции культуры: познавательная, информативная, ценностная, коммуникативная, нормативно-регулятивная, а также человекотворческая как системообразующая функция.

Тема 3. Культурная динамика. Генезис культуры. Возникновение культуры. Открытия и изобретения. Культурные реформы и революции. Формы распространения культуры. Культурный взрыв. Культурный лаг. Культурная трансмиссия и аккумуляция. Интеграция и диверсификация. Концепция П. Сорокина о двух фазах динамики культуры. А.Моль о массовой культуре.

Тема 4. Культурная антропология. Предмет культурной антропологии. Содержание понятий этноса и этнической культуры. Функции этнической культуры. Традиционная культура и ее черты. Эволюционизм и его значение для развития культурной антропологии. Теория диффузионизма, история ее возникновения, содержание и применение в этнографических исследованиях.Социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.) и ее вклад в развитие методологии этнологии. Теория функционализма, история ее возникновения, содержание и применение в этнографических исследованиях (варианты Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна). Американская историческая школа Ф. Боаса и ее влияние на последующее развитие культурной антропологии. Этнопсихологическая школа и ее вклад

в современную науку. Психологическая антропология. Структурализм в (К. Леви-Стросс, В.В. Иванов). Ситуация постмодерна и культутрная антропология (М. Мид, К.Гирц).

Тема 5. Философия культуры. Категория культуры в современном социогуманитарном и философском знании. Эмпирический, теоретический, философский уровни познания и осмыслении культуры. Философский и научный подходы к изучению культуры. Система наук о культуре. Философия культуры и теория культуры. Философия культуры и культурология. Философия культуры как наиболее общее осмысление феномена культуры, её сущности, места в системе мироздания и человеческого бытия.

Тема 6. Межкультурные коммуникации. Культура и знак, язык, код, текст. Культурные коды и межкультурные коммуникации. Теории межкультурного взаимодействия. Концепции аккультурации и мобилизации в рамках западной культурной антропологии. Разработка концепции аккультурации Р. Редфилдом, Р. Липтоном, М. Херсковицем в 30-е гг. ХХ века. Направление диффузии культуры – от ядра к периферии. Теоретические основания концепции: противопоставление традиции и модернизации. Кризис теории аккультурации. Концепции интегрированности и внутреннего колониализма в рамках структурного направления межэтнического взаимодействия. Социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации. Дискриминация. Сепаратизм. Концепция внутреннего колониализма. «Колониальная ситуация» в развитых индустриальных странах. Доминирующая этническая группа как дискриминационная по отношению к культурно отличающимся от нее периферийным группам.

Тема 7. Методы исследования культуры. Понятие метода и подхода.Методы культурологических исследований: эволюционный (дескриптивный, компаративный), структурно-функциональный, микроистории культуры, семиотический, системный, включенного наблюдения, биографический, гендерный. Теории Э.Тайлора,Б.Малиновского, З. Фрейда, М. Блока, Ф.Броделя, Л.Уайта, Р.Барта, У. Эко, М. Мид, К. Гирца, С. де Бовуа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...