Образовательные технологии
Курс предполагает приемы интерактивного обучения, аналитическое эссе, технологию «кейс-стади», «дебаты», проблемный семинар. Интерактивная лекция. Индивидуальная и микрогрупповая работа, предполагающая обсуждение информации в ходе лекции, выполнение заданий направленных на актуализацию опыта студентов (например, привести примеры мифов в современном социуме и свои собственные). По итогам лекции студенты письменно отвечают на вопросы рефлексивного характера, проявляющие их понимание темы, собственное отношение к обсуждаемому материалу (например, философия – это научная форма знания или ненаучная? Необходимость изучения философии по каждой специальности). Работа в группах и групповые дискуссии. Практические задания предполагающие выполнение задания аналитического характера. Задание требует доопределения и конкретизации информации, выдвижение и обсуждение вариантов выполнения, неоднозначность и многовариативность решения. По итогам обсуждения и согласования позиций в минигруппах студенты представляют решения от групп, организуется общая дискуссия. Кейс-стади (случай). Анализ практических ситуаций. Специфика метода заключается в изучении и анализе конкретной ситуации: 1) для ее объяснения, исходя из теоретических положений (ситуация-исследования – (например, анализ текста (статьи/ей журнала «Вопросы философии» раздел «круглый стол» по актуальным проблемам современности); для постановки проблемы (ситуация-проблема); для оценки ситуации; для применения конкретной методики анализа организационных элементов (ситуация-упражнение); для проявления позиций и мнений субъектов (ситуация-инсценировка). Технология направлена на формирование аналитической компетенции и взаимосвязь теории и практики.
Дебаты. Освоение культуры и техники повседневной и научной полемики. Формирование навыков развернутых публичных выступлений. Развитие исследовательских знаний и умений. Проявление и развитие навыков актуализации знаний. Структура кейса в дебатах включает в себя - Тезис – основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов. Обоснование его актуальности. Определение понятий, поясняющих содержание тезиса (например, обосновать тезис «эвтаназия – добро…», антитезис «эвтаназия – зло?..»). Критерий (аспект) – суждение, связывающее тезис и аргументы, задает «коридор», по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает цель, на которую команда обращает тезис. Аргументы доказательства и поддержки
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Учебным планом направления подготовки 03300.62 «Культурология» проведение практических занятий по дисциплине «теория культуры» предусмотрено. Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с применением категориально-понятийного аппарата, овладением навыков организации и проведения теоретических и прикладных. В процессе проведения семинарских занятий применяются следующие технологии обучения: анализ материала полевых исследований, презентации и доклады студентов, фокус-группа, диспут, использование мультимедиа. Цель проведения семинарских занятий - освоение лекционного материала и выработка определённых умений, связанных с анализом, оценкой состояния культурных форм, с навыками решения проблемных вопросов и определение путей выхода из проблемной ситуации. В процессе проведения семинарских занятий применяются следующие технологии обучения: традиционные технологии, доклады студентов, дискуссия, экскурсии.
СЕМИНАР 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вопросы для обсуждения 1. Структура культурологии как науки. Место теории культуры в системе культурологического знания. 2. Предмет изучения, цели и задачи теории культуры. 3. Этимология и история словоупотребления термина «культура». 4. Какие подходы выделяют в современном определении культуры? 5. Что можно отнести к культурным качествам человека как субъекта культуры? 6. Рекомендуемая литература Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - 2-е изд., испр. - Казань: Инф.-изд. центр "Культура", 2013. - 215 с. Дополнительная: § Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учебное пособие / А. И. Арнольдов; МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - 407 с. - Экземпляры: всего:19 - ЧЗ(5), АБ(14) Культурология. Учебное пособие / Под рук. А. Марковой. - М: Юнити-Дана, 2003, с 1-10 Погорелый, Дмитрий Евгеньевич Культурология: кредитно-модульный курс / Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 569 с.: ил. - ("Высшее образование") Экземпляры: всего:2 - АБ(2) СЕМИНАР 2. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
Вопросы для обсуждения 1. Природа как о жизненное пространство человека и культуры. Влияние культурной
2. деятельности человека влияет на особенности ландшафта. 3. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. 4. Формы освоения природы современной цивилизацией и возникновение и развитие экологии как науки. 5. Возникновение социальной экологии. Экология культуры как отрасль социальной экологии, ее предмет. 6. Учение Т.де Шардена и В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как естественная основа современной экологии человека. 7. Работа Д.С.Лихачева «Экология культуры» и проектирование культурного ландшафта. 8. Концепция устойчивого развития в области культуры и деятельность ЮНЕСКО. Рекомендуемая литература Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - 2-е изд., испр. - Казань: Инф.-изд. центр "Культура", 2013. - 215 с.
Дополнительная: § Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учебное пособие / А. И. Арнольдов; МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - 407 с. - Экземпляры: всего:19 - ЧЗ(5), АБ(14) §.Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. №7.1979. Лихачев Д.С. Экология культуры// Прошлое-будущему. М., Наука, 1985. § Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995. § Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология.: Учеб. пособие для вузов. – М.: 1998. § Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991. § Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998. § Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000. - 280 с. § Вернадский В.Н. Природа и общество. - М, 1968. § Моисеев Н. Человек и ноосфера. - М., 1990. § Печчеи А. Человеческие качества. - М, 1985. Погорелый, Дмитрий Евгеньевич Культурология: кредитно-модульный курс / Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 569 с.: ил. - ("Высшее образование") Экземпляры: всего:2 - АБ(2) СЕМИНАР 3. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО Вопросы для обсуждения 1. Понятие «субъект культуры». Большие и малые социальные группы как агенты культуры. Творцы культуры. 2. Потребители культурных ценностей: публика, аудитории, поклонники. Специфика взаимоотношений вкладчиков культуры и потребителей. 3. Традиционные институты культуры (театры, концертные залы, академии, университеты, библиотеки, музеи). Тенденции их развития в современную эпоху. 4. Нетрадиционные институты культуры (СМИ, реклама, интернет – компании, демократическое государство) в индустриальном и постиндустриальном обществе. 5. Современные культурные (творческие) индустрии (кинопроизводство, радио, TV, создатели мультимедийных продуктов, дома моды и дизайнерские агентства, коммерческие издательства). 6. Эволюция культурной индустрии: от каналов распространения до множественных культурных индустрий (технологий развития городской среды, механизмов формирования образа и стиля жизни). Рекомендуемая литература Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - 2-е изд., испр. - Казань: Инф.-изд. центр "Культура", 2013. - 215 с.
Дополнительная: § Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учебное пособие / А. И. Арнольдов; МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - 407 с. - Экземпляры: всего:19 - ЧЗ(5), АБ(14) §. Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2002. с. 219 – 220. § Зиммель Г. «Понятие и трагедия культуры»; «Конфликт современной культуры» // Зиммель Г. Избранные труды М., 1995. Т. 1-2. § Ионин Л. Социология культуры. М., 2004, - с. 213-257. § Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003. § Гнедовский М. Творческие индустрии: политический. // Отечественные записки № 4, 2005. с. 115-123. § Ильман М. Как продавать искусство. // Отечественные записки № 4, 2005. С. 292-301. Погорелый, Дмитрий Евгеньевич Культурология: кредитно-модульный курс / Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 569 с.: ил. - ("Высшее образование") Экземпляры: всего:2 - АБ(2)
СЕМИНАР 4. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Вопросы для обсуждения 1. Этимология и история словоупотребления термина «цивилизация». 2. Разграничение терминов «культура» и «цивилизация». 3. Концепция прогресса и цивилизации в идеологии Просвещения (Гердер, Гегель, Шиллер). Современная критика Просвещения и прогресса (Х-О. Гассет, Н. Луман). 4. Цивилизация и кризис культуры: концепции О. Шпенглера, К. Ясперса и Н. Бердяева. Рекомендуемая литература Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - 2-е изд., испр. - Казань: Инф.-изд. центр "Культура", 2013. - 215 с. Дополнительная: § Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учебное пособие / А. И. Арнольдов; МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - 407 с. - Экземпляры: всего:19 - ЧЗ(5), АБ(14) § Антология культурологической мысли. - М., 1996. § Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. § Семенникова Л.И. Цивилизация в истории человечества. - Брянск, 1998, с. З-24, 132-145. § Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. - Л., 1992, с 217-300. Погорелый, Дмитрий Евгеньевич Культурология: кредитно-модульный курс / Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 569 с.: ил. - ("Высшее образование") Экземпляры: всего:2 - АБ(2) СЕМИНАР 5. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР 1. Что такое метод типологизации? Что лежит в основе любой типологии культуры (проиллюстрируйте на примере ранних типологий культуры)? 2. Почему типологии Г. Гегеля, К. Маркса и М. Вебера названы «идеальными»? Какой критерий лежит в основе этих типологий, как он раскрывается?
3. Что такое «осевое время», как оно организует типологию К. Ясперса? 4. Чем отличаются «мужские» культуры от «женских»? Можно сказать, что типологии И. Баховена и Л.Фробениуса предшемствовали гендерному подходу в изучении культуры? Почему? 5. Как проявляется критерий мировоззрения и методов описания мира в типологии П.Сорокина? 6. Чем отличается типология культур по технологическим основаниям Х.-О. Гассета от Ю.М. Лотмана? 7. Чем восточный тип культуры отличается от западного? 8. Чем схожи и отличаются концепции локальных культур Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера? 9. На основании какого критерия Н.Я. Данилевский классифицирует типы цивилизаций? а) Как проявляет себя оппозиция Россия-Запад в учении Данилевского? б) Почему Данилевский полагает, что Россия разовьется в высший тип цивилизации? в) Как Вы думаете, какие факты биографии и как оказали влиянии на концепцию Данилевского? г) Как Вы думаете, почему «Россия и Европа» Данилевского публиковалась именно в эти годы? Рекомендуемая литература Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - 2-е изд., испр. - Казань: Инф.-изд. центр "Культура", 2013. - 215 с. Дополнительная: § Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учебное пособие / А. И. Арнольдов; МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - 407 с. - Экземпляры: всего:19 - ЧЗ(5), АБ(14) § Данилевский Н. Россия и Европа. - М., 1991, с 23-70, 91-113, 263-328, 438-509. § Михайлова СМ., Коршунова ОН. Традиции взаимодействия культур народов Поволжья. - Казань, 1997, с 77-106. § Россия между Востоком и Западом: традиции и современные концепции. Хрестоматия РАН ИНИОН. - М., 1994. § Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. - М., 1999, с 246-285, 493-520. Погорелый, Дмитрий Евгеньевич Культурология: кредитно-модульный курс / Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 569 с.: ил. - ("Высшее образование") Экземпляры: всего:2 - АБ(2)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|