Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства контроля успеваемости и аттестации студентов




5.6.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

Байдачная, Елена Васильевна Тесты по дисциплине "История мировой культуры": учебное пособие / Е. В. Байдачная; Министерство культуры Российской Федерации (М.), КазГУКИ. - Казань: ГБУ "Республиканский центр мониторинга качества образования" (редакционно-издательский отдел), 2012. - 89 с.

Экземпляры: всего:10 - КЗ(1), ЧЗ(2), АБ(7)

Тестовые задания – предусмотрены.

1. Что представляет собой культурология на современном этапе развития?

1) Комплекс наук, изучающих культуру.

2) Вспомогательный раздел дисциплин, рассматривающих проблемы культуры.

3) Самостоятельную науку со своим предметом и методами.

2. Когда возникла и оформилась культурология?

1) В античности,

2) в 17-м веке,

3) в конце 19 века,

4) в 20-веке.

3. Что не является предметом изучения культурологии?

1) Человек, как феномен отличный от природы,

2) отношение культуры и природы, общества, человека,

3) описание артефактов,

4) взаимоотношение культуры и цивилизации.

4. Кем был введен термин «культурология»?

1) Вико,

2) Г.Гегелем,

3) Л.Уайтом,

4) Гердером.

5. Какой вид определений культуры подчеркивает, что культура – продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению?

1) Нормативные,

2) исторические,

3) идеационные,

4) функциональные.

6. Как переводится слово «культура» с латинского языка?

1) «Облагораживать»,

2) «образовывать»,

3) «возделывать»,

4) «преобразовывать».

7. Что является субъектом культуры?

1) Человек,

2) природа,

3) техника.

8. Диахроническая точка зрения на культуру предполагает

1) Изучение культуры с точки зрения вечности,

2) изучение культуры в исторически изменчивых формах,

3) изучение культуры в современном состоянии.

9. Какая функция культуры обеспечивает взаимодействие людей через ценности,

интегрирует общество, поддерживает и развивает целостность?

1) Нормативная,

2) кумулятивная,

3) коммуникативная,

4) смыслообразующая.

10. Какая функция культуры подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, гуманные и бесчеловечные?

1) Нормативная,

2) кумулятивная,

3) коммуникативная,

4) смыслообразующая.

11. Какая функция культуры обеспечивает восстановление человеком духовных и физических сил?

1) Нормативная,

2) кумулятивная,

3) коммуникативная,

4) рекреативная.

12. Как переводится с латинского слово «civilis»?

1) Городской,

2) прогрессивный,

3) культурный,

4) воспитанный.

13. Какому феномену свойственно продвинутое интеллектуальное, культурное и материальное развитие, отмеченное прогрессом в науках и искусствах, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса социальных и политических институтов?

1) Государству

2) обществу,

3) цивилизации,

4) культуре.

14. Один из характерных признаков современной науки:

1) возрастание роли методологии,

2) экстенсивный прирост знаний,

3) универсализация знания,

4) развитие специализированного знания.

15. Кто является основателем теории системности?

1) Н. Луман,

2) У. Матурана,

3) Л. фон Берталанфи,

4) A. Богданов.

16. Какой подход ориентирован на оперирование позитивистскими естественнонаучными категориями и методами при анализе культуры?

1) Культурфилософский,

2) Эволюционный,

3) Функциональный,

4) герменевтический.

17. Кто сделал первые шаги на пути освобождения гуманитарного и социального знания от засилья естественнонаучных категорий и методов исследования?

1) Культурфилософы,

2) эволюционисты,

3) функционалисты,

4) культурологи.

18. В каком году начал выходить журнал "Анналы"?

1) 1918,

2) 1929,

3) 1932,

4) 1946.

19. Для какого метода есть возможность уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью?

1) Дескриптивного,

2) компаративного,

3) включенного наблюдения,

4) биографического метода,

5) типологического метода.

20. Кто считал цивилизацию стержнем культуры?

1) К.Ясперс,

2) Н.Бердяев,

3) О.Шпенглер,

4) Н.Данилевский.

21. Что является предметом изучения социологии культуры?

1) Этническая культура,

2) национальная культура,

3) массовая культура.

22. Что входит в понятие репрезентативной культуры?

1) Представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые являются действенными в силу их активного приятия или пассивного признания.

2) Культурно-смыс­ловые содержания, составляющие предмет инфор­мационных обменов между людьми и выраженные в определенных символах, знаках,

3) значениях, чувствен­ных образах.

4) Процессы формирова­ния у разных человеческих коллективов комплексов социально значимых знаний и социального опыта.

23. Что препятствует массовому использованию об­ществом ценностей культуры?

1) Тиражирование и репродуцирование артефактов,

2) провозглашение знания элитарным,

3) глобализация.

24. Какую работу написал Х.Ортега-и-Гассет?

1) «Структура научных революций»,

2) «Восстание масс»,

3) «Закат Европы».

25. Культурная антропология

1) исходит из взаимозависимости человека и культуры,

2) исходит из взаимозависимости человека и природы,

3) не рассматривает изменения человека под воздействием исторического многообразия культур.

26. Кто возродил эволюционный подход к изучению культур?

1) Ч.Дарвин,

2) А.Кребер,

3) Л.Уайт,

4) М.Херсковиц.

27. Кто автор книги «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации"?

1) Ч.Дарвин,

2) А.Кребер,

3) Л.Уайт,

4) М.Херсковиц.

28. Что такое формально-временные процессы в культуре?

1) Хронологическая последовательность событий,

2) структурные и функциональные аспекты,

3) явления предстают как временная последовательность форм.

29. Чем определяется значение символа?

1) Культурной традицией,

2) при помощи органов чувств.

3) при помощи химического анализа.

30. Какой критерий Л. Уайт не учитывал в общественном прогрессе?

1) Количество обуздываемой за год энергии на душу населения,

2) количество научных открытий,

3) эффективность технологических средств контроля и использования энергии,

4) количество производимых продуктов и услуг.

31. Система идеалов, ценностей, доминирующих в культуре и имеющих тенденцию контролировать поведение ее членов, называется

1) Норма,

2) традиция,

3) этос,

4) этнос.

32. Кто не считал, что наука проходит стадии рождения-расцвета-умирания?

1) К. Ясперс,

2) Н. Данилевский,

3) А. Кребер,

4) О. Шпенглер.

33. Что, по мнению Херсковица, обеспечивает стабильность культуры, предохраняюет ее от неуправляемого роста, деструктивных изменений в периоды наиболее бурного развития?

1) Инкультурация

2) детство,

3) зрелость,

4) старость.

34. Когда у человека приходит равноправие в обществе и появляется возможность не

принимать какие-либо утверждения, что может привести к изменениям в культуре?

1) Детство

2) Зрелость

3) Старость

35. При каком аспекте культурного релятивизма необходимо описывать жизнедеятельность индивидов в терминах их собственной культуры?

1) Практически-оценочном

2) Философском

3) Методологическом

4) Культурологическом

36. Концепция равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными

37. народами легла в основу

1) Всеобщей декларации о культурном разнообразии,

2) Всеобщей декларации об авторском праве,

3) Всеобщей декларации о правах человека.

38. Кто не принимал понятия прогресса?

1) Д.Дидро,

2) М.Херсковиц,

3) Л.Уайт.

39. Кто разделил все народы на 2 части: варваров и эллинов?

1) Пророк Даниил,

2) Геродот,

3) гуманисты,

4) просветители.

40. Когда была заложена современная диахронная типология?

1) В Античности,

2) в Средние века

3) в эпоху Возрождения

4) в 17-м веке.

41. Кто в основу типологии культур положил «свободу духа»?

1) К.Маркс,

2) Г.Гегель,

3) М.Вебер,

4) О.Шпенглер.

42. Какой культурно-исторический тип по Данилевскому создал классическую систему государства и права?

1) Китайский

2) еврейский,

3) греческий,

4) римский,

5) германо-романский.

43. Кто полагал, что каждой культуре присуще первичное мироощущение, свой "первосимвол"?

1) М.Вебер,

2) Н.Данилевский,

3) Ф.Ницше,

4) О.Шпенглер.

44. Какой тип культуры Шпенглер считал Аполлоновским?

1) Античный

2) эпохи Возрождения,

3) европейский.

45. Эпоху духовного основоположения куль­тур, которые составляют ныне дихотомию Восток — Запад, когда произошло становление мировой истории человечества, были разработаны основные современные категории мышления и заложены

основы мировых религий, Ясперс называет

1) прометеевской эпохой.

2) эпохой великих культур древности.

3) осевым временем,

4) эпохой развития техники.

46. Кто положил в основу типизации культурных типов технологические основания?

1) З.Фрейд,

2) Л.Баховен,

3) Л.Фробениус

4) Х. Ортега-и-Гассет,

5) Ю.Лотманн.

47. Кто связал процесс смены типа коммуникации с изменением глобальных культурных типов в истории?

1) Л.Баховен,

2) Л.Фробениус,

3) Х. Ортега-и-Гассет,

4) Ю.Лотман.

48. Запад ориентируется на

1) духовное изменение самого человека как части мира в соответствии с изначальным не человеку принадлежащим замыслом.

2) противопоставление человека и Природы, человек повелевает природой,

3) единство человека с природой возможно через ее изменение, подстраивание к

4) человеку,

5) принцип «недеяния»,

6) приоритет коллективного труда,

7) принцип теоцентризма, призвание человека — научиться распознавать эту волю.

49. Восточная культура ориентируется на

1) единство человека и природы, приспособление человека к природе, умение человека «вписываться» в природу через самосовершенствование души и тела,

2) совершенствование мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, реализуемыми в ходе социальных революций,

3) человек — активен, мир — пассивен,

4) в центр мироздания поставлен сам человек.

50. Россия принадлежит (обоснуйте, почему?)

1) к восточному типу культуры,

2) к западному типу культуры,

3) к евразийскому типу культуры.

51. Маргинальной по отношению к любому историческому или национальному типу культуры является:

1) элитарная культура,

2) официальная культура,

3) национальная культура,

4) поп-культура.

52. Качественный рост элитарной культуры достигается при

помощи

1) «охранения» узкого круга консервативных ценностей и норм,

2) создания упрощенной культурной семантики не требующей от адресата специальной подготовки,

3) освоения новых идей,

4) выработки особого культурного кода, доступного всем.

53. Контркультура возникает как протест против:

1) элитарной культуры,

2) массовой культуры,

3) народной культуры,

4) официальной культуры.

54. Массовая культура возникает вследствие

1) индустриализации,

2) Второй мировой войны,

3) элитного образования,

4) масс-медиа.

55. Массовая культура по отношению к элитарной

1) постоянно ее высмеивает,

2) обличает,

3) пародирует,

4) адаптирует к восприятию и потреблению большинством общества.

5) представляет её страшной и уродливой,

6) профанирует.

56. Элитарная культура по отношению к массовой

1) шаблонизирует,

2) рутинизирует,

3) адаптирует к восприятию и потреблению большинством общества,

4) представляет её агрессивной и жестокой.

57. В основе «Массового общества» лежит

1) неотрегулированный потребительский быт,

2) стандартизированное и конвейерное машинное производство,

3) недоступная и эксклюзивная информация,

4) уровень жизни ниже среднего,

5) тоталитарные режимы,

6) появление у значительного слоя трудящихся «досуга».

58. Массовая культура

1) это рыночный товар,

2) не является рыночным товаром,

3) является идеологией.

59. Индустрия "субкультуры детства"

1) внедряет в сознание унифицированных навыков социальной и личной культуры,

2) стандартизирует основы научных знаний, философских и религиозных представлений,

3) замещает анализ сложных причинно-следственных связей простыми и фантастическим объяснениям.

60. Система государственной идеологии и пропаганды

1) растолковывает рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общества,

2) манипулирует сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан,

3) вовлекает в политические акции население, в большинстве далекое от

4) политических интересов элит.

61. Потребитель провоцируется на активное включение или эмоциональную реакцию

1) индустрией развлекательного досуга,

2) индустрией оздоровительного досуга,

3) индустрией интеллектуального досуга.

62. Формулирует стандарты престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей

1) индустрия интеллектуального досуга,

2) система организации, стимуляции и управления потребительским спросом,

3) массовые социальные мифологии.

63. Кто считает, что современная культура поражена бездуховностью, оккупирована

обывателем?

1) Х. Ортега-и-Гассет,

2) Л. Уайт,

3) Э.Фромм,

4) Т. Парсонс.

64. Кто считает, что массовая культура способствует сплочению людей независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему?

1) Э. Фромм,

2) Х. Ортега-и-Гассет,

3) Л. Уайт,

4) Т. Парсонс.

65. Следствия глобализации:

1) увеличивает плотность информационного потока,

2) отнимает шанс у различных культур вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности,

3) замедляет процесс социодинамики культуры,

4) ослабила интенсивность культурных обменов.

66. В условиях постиндустриального общества выпадает из прямолинейной зависимости

1) уровень образования,

2) уровень культурного развития,

3) социальный статус личности,

4) материальное положение личности,

5) принадлежность к определенной национальной культуре,

6) доступность информационных ресурсов.

67. В основе глобализации лежит принцип

1) европоцентризма,

2) культурного плюрализма,

3) мультикультурализма,

4) возврата к доцивилизованному состоянию.

68. Глобализация повысила статус

1) народной культуры,

2) элитарной культуры,

3) массовой культуры.

69. Глобализация

1) размывает национальные границы,

2) укрепляет национальные границы,

3) ослабляет локальные культуры.

70. Автор книги «Галактика Гуттенберга» -

1) М. Маклюэн,

2) Д.Бэлл,

3) М.Кастельс.

71. Где утрачено представление о расстоянии и регулятором отношений между людьми выступает общественное мнение?

1) В «глобальной деревне»,

2) в мегаполисе,

3) в индустриальном обществе.

72. В постиндустриальном социуме

1) производство услуг не превалирует по объему средств, затрачиваемых на его поддержание и развитие,

2) лидирующую роль играют собственники орудий и средств производства, а не менеджеры-профессионалы,

3) низкий статус теоретических знаний и нововведений,

4) возрастает роль технологических оценок и «интеллектуальной технологии»,

5) объем информации растет медленно.

73. По Э.Тоффлеру, главным фактором развития современного западного общества является

1) «информационный взрыв»,

2) техническая революция,

3) научная революция,

4) промышленная революция,

5) культурный взрыв.

74. Общество сетевых структур, децентрализованного управления, новых организационных стратегий, которые возникают как результат поиска альтернативных решений учеными и менеджерами называется

1) индустриальным,

2) информационным,

3) доиндустриальным,

4) информационно-коммуникативным.

75. Основным средством связи и источником информации в информационном обществе является

1) интернет,

2) радио,

3) телевиденье,

4) газеты, журналы.

76. Какие цели первоначально обслуживал Интернет?

1) Научные,

2) Военные,

3) Экономические

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНУ)

 

Вопросы и задания:

1. Какие науки изучают культуру?

2. Каков предмет изучения теории культуры? Дайте определение.

3. Какие методы изучения культуры и их представители вам известны?

4. Каково происхождение слова «культура»? Назовите два источника.

5. Дайте определение культуре с позиции деятельностного и ценностного подходов - в чем их суть?

6. Что включает современное определение культуры - как общественного явления?

7. Что можно отнести к культурным качествам человека как субъекта культуры?

8. Что можно сказать о природе как о жизненном пространстве и отечественной среде обитания культуры?

9. Что можно сказать о материальных формах освоения природы современной цивилизацией?

10. Что можно отнести к духовно-практическим и духовным формам освоения природы в современной культуре?

11. Как влияют социокультурные факторы на природу человека?

12. Что, по-вашему, составляет культуру здоровья современного человека?

13. Что такое экологический кризис? Известны ли вам экологические кризисы в истории культуры? В чем особенности современного экологического кризиса?

14. Что составляет основу современной экологической культуры общества? Как ее формировать?

15. Что подразумевается под «экологией культуры»? Какое значение она имеет для сохранения лучших традиций отечественной культуры?

16. Что представляет собой культура? Назовите сферы культуры.

17. Что относится к материальной культуре? Что такое артефакты?

18. Как можно определить духовную культуру? Как соотносится духовность и духовная

культура?.

19. В чем особенности профессиональной и народной форм культуры?

21.Приведите примеры элитарной и массовой форм культуры.

22. В чем разница между нормативной (государственной) формой культуры и культурной жизнью нашего общества? Назовите некоторые разновидности нормативной культуры. Какие тенденции в современной культурной жизни вы отвергаете?

23. Что такое контркультура и каковы ее проявления сегодня в молодежной среде?

24. Что такое культурный андеграунд - явление советского тоталитарного общества или более широкое международное явление?

25. Какие традиционные обряды сохраняются в нашей повседневной жизни?

26. Назовите основные социальные функции культуры. Какая из них самая важная, системообразующая? А какая функция важна для динамики современной культуры?

28. Когда термины «культура» и «цивилизация» вошли в научный обиход? И почему их теоретическое осмысление началось с века Просвещения?

29. Каково происхождение слова «цивилизация»?

30. Как соотносится понятие «культура» и «цивилизация»? Что в них общего и в чем их различие?

31. Кто их исследователей определял цивилизацию как высшую и заключительную стадию жизни культуры, связанную с ее закатом?

33. Можно ли считать, что цивилизация способствует культурному прогрессу и почему?

34. Какие аргументы приводят культурологи, которые утверждают, что цивилизация неизбежно порождает «кризисы культуры»?

35. Для чего Н.Данилевский вводит понятие культурно-исторического типа? Какие культурно-исторические типы вы можете назвать?

36. Какие культуры относятся к традиционному типу, а какие к инновационному типу?

37. Какие проблемы культурного взаимодействия Востока и Запада вам известны?

38. Приведите исторические и современные примеры такого взаимодействия (в искусстве или моде).

39. Какова суть концепции новой интегральной культуры?

40. Какая из тенденций в отечественной культуре сегодня преобладает к универсальной модернизации или к утверждению национальной самоидентификации?

5.6.3. БАЛЛЬНО–РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Виды работ Количество баллов
Лекционные занятия  
Семинарские занятия  
Тестирование  
Контрольная работа  
Самостоятельная работа  
Реферат  
Посещаемость  
Зачет 1-20
Экзамен 1-40    
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...