Букреева О.Г. Деятельность чайных-читален попечительства о народной трезвости в начале XX в. по утверждению трезвого образа жизни населения Рязанской губернии
Activities of tea-reading rooms of the guardianship of people's sobriety in the early twentieth century to establish sober lifestyle of the population of the Ryazan province Рассматривается деятельность чайных-читален попечительства о народной трезвости в начале XX в. по утверждению трезвого образа жизни населения Рязанской губернии. Определенно нравственное и воспитательное влияние на жителей губернии, оказываемое культурно-просветительной деятельностью чайных-читален, организованных попечительством. Ключевые слова: Попечительство о народной трезвости в Рязанской губернии; деятельность чайных-читален по утверждению трезвого образа жизни населения Рязанской губернии. Considers the activities of the tea-reading rooms of the guardianship of people's sobriety in the early XX century on the approval of the sober lifestyle of the population in the province of Ryazan. Definitely moral and educational influence on the inhabitants of the province, provided by the cultural and educational activities of tea-reading rooms, organized by the guardianship. Keywords: The guardianship of people's sobriety in the province of Ryazan; the activities of tea-reading according to the sober lifestyle of the population of the Ryazan province. Отравление населения алкогольными ядами в России в XVI-XVIII вв. неуклонно увеличивалось и особенно интенсивно выросло в XIX в. 20 декабря 1894 г. был принят закон о создании попечительства о народной трезвости по всем губерниям и областям в стране. Образование попечительства о народной трезвости в России было вызвано сознанием, что в деле утверждения Трезвости наряду с правительственными органами пожелают принять участие и представители местного общества, которые, будучи хорошо знакомы с бытом, нравами и привычками населения, могут оказать существенное содействие. В Рязанской губернии попечительство о народной трезвости было организовано в 1901 г. и его основной задачей было: «отвлечь различными путями народ от трактирной обстановки, создать для него разумные и привлекательные развлечения, поднять духовный уровень населения, расширить его кругозор, дать ему здоровую пищу, позаботиться о его телесном здоровье» [1, с. 19]. В состав Рязанского попечительства о народной трезвости вошли представители различных сословий: учителя, чиновники, офицеры, служащие, священнослужители, земледельцы и крестьяне.
Основными направлениями деятельности Рязанского попечительства о народной трезвости в губернии были: открытие чайных-читален, проведение народных чтений, организация воскресных школ, народных хоров, духовых оркестров, библиотек-читален. Намечая программу своих действий на 1902 г., Рязанское попечительство о народной трезвости нашло, что «устройство народных театров и чтений с волшебными фонарями, несомненно, полезно и желательно, но эти увеселения могут служить далеко не часто и при том незначительному меньшинству населения». Поэтому попечительство признало более практичным и целесообразным остановиться на устройстве чайных-читален: «в интересах воздействия учреждений попечительств о народной трезвости на возможно больший круг лиц приходится высказать пожелание, чтобы попечительства придавали своим учреждениям по возможности смешанный характер чайных-читален, избегая открытия, как простых чайных трактиров, так и библиотек-читален без связи с народными чайными» [2, с. 17]. Функционировали чайные-читальни на основе уставов, разработанных губернским и уездными комитетами Рязанского попечительства о народной трезвости. Средства для создания чайных-читален составляли суммы, ассигнуемые из казны, частные пожертвования, сборы попечительств о народной трезвости от продажи изданий и устройства чтений, общественных развлечений. Предлагая посетителям за невысокую плату чай (стоимостью в 1 копейку, бедным крестьянам чай отпускали бесплатно), кофе, молоко, фруктовый квас, закуски, горячие блюда и прочее, чайные преследовали и культурно-просветительные цели: при них имелись читальни и библиотеки, при некоторых чайных были склады для продажи книг, тут же можно было купить почтовые марки, конверты, почтовую бумагу, тетради, перья, карандаши и другие письменные принадлежности.
Для чайных-читален ежегодно попечительство о народной трезвости выписывало 15-20 различных наименований газет и журналов, таких как «Русские Ведомости», «Русское Слово», «Столичное Утро», «Русское Богатство», «Былое», «Образование», «Вестник Европы» и т. п. Наблюдалось большое разнообразие и количество книг. Во всех уездах Рязанской губернии (кроме Зарайского) в 1901 г. попечительством о народной трезвости было открыто около 30 чайных-читален. Так, в 1901 г. Данковский уездный комитет попечительства о народной трезвости открывает 3 чайные-читальни - в г. Данкове, с. Змеевке и с. Мураевне. В г. Михайлове 14 ноября 1901 г. была открыта чайная-читальня зимой на 60 человек, а летом на 120. При устройстве этой чайной имелась главная цель - достигнуть того, чтобы это учреждение представляло бы народный клуб, чайная находилась в помещении, принадлежащем городу, книги для чтения выдавалась только в читальне, выписывались периодические издания в количестве 10 названий, из читальни раздавались бесплатно брошюры. Читальня посещалась крестьянами из пригородных слобод и жителям города. Заведующим чайной-читальней был член Михайловского уездного комитета попечительства о народной трезвости – городской судья С. И. Бобров. Как заведение удобное для трезвого и приятного препровождения времени за полезным чтением, чайная-читальня не могла не иметь доброго влияния на посещающих ее местных жителей, но такое влияние выяснится только со временем. И этому доказательство - письмо члена-соревнователя Спасского уездного комитета попечительства, врача С. П. Некрасова. Написанное на фактах из жизни чайной-читальни с. Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии, письмо очень образно передает атмосферу быта, состояние просветительной работы, уважительное отношение населения к организованному очагу культуры на селе: «Приятно посмотреть на крестьян, которые наработавшись досыта, приходят в чайную, чтобы покушать селедки, а затем с наслаждением попить чаю. Во время заседаний Ижевского общества сельского хозяйства, которые всегда устраиваются в Ижевской чайной попечительства о народной трезвости, можно послушать обсуждения по вопросам сельского хозяйства и ознакомиться с настоящим положением и дальнейшим ходом развития и улучшения по всем отраслям крестьянского хозяйства и продуктам жизненного употребления. Во время спектаклей народ знакомится с правильною семейною и общественною жизнью, обоснованною на частных началах и воочию видит весь тот вред и всю ту неизбежную гибель, которые вносятся в семью и общество людьми бесчестными.
Ижевская чайная попечительства о народной трезвости своими стремлениями и проявлением научным путем улучшить жизнь объединила всех жителей, не только села Ижевского, но и окружных селений и связала их общим интересом знания, они все с уважением относятся к чайной, так как в ней есть чему многому и полезному для жизни поучиться. Ижевская чайная попечительства о народной трезвости служит руководителем для правильного и разумного направления и ведения общественных, семейных и научных дел, так как она доказала необходимость устройства в селе Ижевском городского училища и преобразования его со временем в более высшую школу, влияет на направление и решение сельского схода и, выясняя неправильные отношения между членами семьи, служит показателем, устройства нормального строя последней» [3, с. 126]. Все чайные-читальни Касимовского уездного комитета выписывали газеты, в них помещались бесплатные библиотеки-читальни и чайные служили вместе с тем народными аудиториями. В октябре 1901 г. в г. Касимове был открыт Народный дом, в котором устроены чайная-читальня и постоянная сцена для спектаклей, хоров и прочего. За два месяца существования Народный дом посетило 35455 человек, причем за порцию, состоящую из 3/4 золотника чая и двух кусков сахара, посетители уплачивали 4 копейки. За этот период Народный дом принес валового дохода 1190 руб., произведенные расходы по его содержанию составили 1063 руб. Благодаря разумному устройству чайных, которые давали небольшую прибыль, у Касимовского уездного комитета попечительства о народной трезвости была возможность употреблять казенную субсидию исключительно на развитие просветительных учреждений.
Культурно-просветительская деятельность Скопинского уездного комитета попечительства о народной трезвости началась в 1901 г. с открытия чайной-читальни. Но место, где находилось заведение, по своим размерам и расположению было выбрано не совсем удачно. Однако, в течение 1902 г. чайную посетило 43 тыс. 500 человек. В чайной имелось 245 книг по разным отраслям знаний. Они хранились в отдельном шкафу и выдавались для чтения в помещении читальни. На дом книги не выдавались. Из периодических изданий в читальне имелись: «Паломник», «Русское чтение», «Родник», «Сельский вестник», «Читальня народной школы». В отчете за 1903 г. отмечалось: «Судя по числу посещений читальни, библиотеку необходимо увеличить, а также увеличить и число выписываемых газет» [4, с. 38]. В июне 1903 г. Скопинским уездным комитетом Рязанского попечительства о народной трезвости была открыта новая чайная-читальня в центре города, рядом с базарной площадью. Она размещалась в большом, наемном помещении, и, благодаря прекрасному помещению и удачно выбранному месту, чайная посещалась как жителями города, так и крестьянами уезда. Ряжским уездным комитетом попечительства о народной трезвости в 1901 г. открывается чайная-читальня в г. Ряжске. На ее организацию было израсходовано 600 руб. из средств, выданных правительством. Одна комната в чайной была отведена под читальню. Однако, помещение чайной-читальни не вполне отвечало своему назначению «вследствие тесноты, недостаточного количества воздуха и высокой арендной платы (в год 400 руб. ). В силу чего комитет был лишен возможности расширить деятельность свою на пользу дела, как в экономической стороне, так и в целях развлечения народных масс, путем устройства народных чтений и других развлечений, распространение коих тем желательнее, что народные читальни-библиотеки, при малограмотности населения, не могут принести в полной мере ожидаемой от них пользы, а поэтому является необходимым постройка собственного дома по специально составленному плану» [5, с. 31]. Чайная-читальня была открыта с 7. 00 до 21. 00. Ее ежедневно посещали от 200 до 600 человек: «отношение публики к подобному роду предприятиям Попечительства - самые наилучшие, что подтверждается тем обстоятельством, что в помещение чайной-читальни приходят не исключительно для чаепития, а частью для прочтения газет и журналов, имеющихся при чайной» [6, с. 44].
Население Рязанской губернии любило и охотно посещало чайные-читальни попечительства о народной трезвости. Когда в Данковском комитете решался вопрос о закрытии Мураевинской чайной, дающей уездному комитету попечительства убыток, то крестьяне, узнав об этом, прислали двух уполномоченных и просили увеличить плату за чай, но чайную не закрывать. В своей деятельности по организации культурного досуга населения и утверждения трезвого образа жизни чайные-читальни Рязанского попечительства о народной трезвости столкнулись со следующими проблемами: 1) Конкуренция чайных-читален с частными чайными и трактирами. Борьба чайных-читален попечительства о народной трезвости с трактирами оказывалась в некоторых селениях непосильной. «Вслед за открытием читальни, – читаем в одном из отчетов, – все соседние портретные и трактиры завели у себя по нескольку газет, главным образом самую популярную... среди рабочего населения «Петербургскую газету» и «Петербургский листок». А между тем читальня лишена права выписки их и получает лишь «Новое время» и «Свет». Первая из этих газет по своей высокой цене может быть выписываема лишь в одном экземпляре» [7, с. 34]. 2) Убыточность чайных-читален. Зачастую чайные-читальни попечительств о народной трезвости приносили убыток. Это происходило из-за слишком низких цен на все продукты, которые реализовывали чайные. 3) Уменьшение казенной субсидии Рязанскому попечительству о народной трезвости. Итак, в открытии чайных-читален Рязанское попечительство о народной трезвости усматривало наиболее действенный способ предоставить народу удобное помещение, где он мог бы собираться в свободное от работы время и культурно проводить свой досуг. Чайные были призваны заменить кабаки и шинки, при этом они являлись орудиями воздействия на население в нравственном и воспитательном отношениях. При многих чайных устраивались такие просветительные учреждения, как библиотеки, книжные склады, аудитории для народных чтений и т. п. Чайные-читальни утверждали трезвый образ жизни, отвлекая своих посетителей от отравления алкогольными ядами. Во время спектаклей, устраиваемых на сценах чайных, население губернии знакомилось с правильной семейной и общественной жизнью. Такие спектакли производили глубокое влияние на проявление и развитие нравственной стороны народа, так как, облагораживая чувства, убеждали, что чувства всегда должны контролироваться разумом. В настоящее время ведется значительная работа по утверждению Трезвости в России и опыт Рязанского попечительства о народной трезвости в этой области является незаменимым, поскольку перед органами местного самоуправления и общественными движениями сегодня стоят задачи во многом схожие с теми, которые решали попечительства о народной трезвости в дореволюционные годы. Список литературы 1. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1901 г. - Рязань, 1902. - 109 с. 2. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1902 г. - Рязань, 1903. - 112 с. 3. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1909 г. - Рязань, 1910. - 146 с. 4. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1903 г. - Рязань, 1904. - 116 с. 5. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1904 г. - Рязань, 1905. - 118 с. 6. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1905 г. - Рязань, 1906. - 124 с. 7. Отчет о деятельности Рязанского Попечительства о народной трезвости за 1907 г. - Рязань, 1908. - 128 с. Сведения об авторе Букреева Оксана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Рязанского филиала Московского государственного института культуры (РФ МГИК), oil626262@yandex. ru, +79105675423. About author Bukreeva Oksana Gennadievna, candidate of pedagogic sciences, associate professor at the department of social and cultural activities of Ryazan branch of Moscow State Institute of Culture (RF MGIС), oil626262@yandex. ru, +79105675423. УДК 314. 15. 015: 613. 81 Вангородская С. А. Vangorodskaya S. A.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|