Соловьев М.М. Трезвость как элемент гуманизма
Соловьев М. М. Трезвость как элемент гуманизма Sobriety as an element of humanism В статье на основе философского, литературоведческого и социологического исследований, а также на основе личного опыта в профилактической, трезвеннической работе автор утверждает, что трезвость является фактором развития духовной культуры личности, а также человеколюбивым образом жизни. Ключевые слова: трезвость, гуманизм, алкоголь, духовная культура, личность, поэзия, философия In the article, based on philosophical, literary and sociological research, as well as on the basis of personal experience in preventive, sober work, the author argues that sobriety is a factor in the development of the spiritual culture of the individual, as well as a humane way of life. Keywords: sobriety, humanism, alcohol, spiritual culture, personality, poetry, philosophy Гуманистическое мировоззрение антропоцентрично. Для гуманизма высшей ценностью является человек, его благополучие. И это справедливо. Еще древнегреческий поэт Софокл писал в трагедии «Антигона»: «Много есть чудес на свете /Человек – их всех чудесней» [1]. Все что мешает человеку быть счастливым, разрушает его личность – антигуманно. Одним из таких явлений, наносящим вред человеческой личности, является алкогольная проблема, как самого индивида, так и общества в целом. Поэтому мы утверждаем, что одним из важных компонентов гуманизма является отказ от алкогольных ядов[1], то есть ведение трезвого образа жизни. Для обоснования тезиса, что трезвость является одним из компонентов гуманизма, можно выдвинуть следующие положения: 1. алкоголь – фактор разрушения благополучия человека; 2. трезвость – фактор развития духовной культуры личности; 3. трезвость – это человеколюбивый образ жизни; 4. дети желают жить в трезвом обществе; 5. принципы гуманизма – основа трезвеннических организаций. Раскроем вкратце каждое из положений.
Алкоголь – фактор разрушения благополучия человека В документе «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», одобренном правительством РФ в 2009 году, отмечается, что «…с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения… составляет около 18 литров в год» [2]. В настоящее время доля отравляющих себя алкоголем несколько снижается, но все также вызывает опасения. Эксперты Всемирной организации здравоохранения, утверждают, что уровень самоотравления алкоголем более 8 литров в год на душу населения является «…крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин» [2]. Результаты исследований сотрудников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Научно-исследовательского института Организации здравоохранения и медицинского менеджмента, свидетельствуют, что самоотравление крепким алкоголем – это главная причина низкой продолжительности жизни мужчин в России. Ученые утверждают, что чем больше в стране отравляют себя коньяком, водкой, настойками, бальзамами, пивом и вином, тем меньше живут мужчины в этом государстве [3]. Все это является существенным фактором ухудшения демографической ситуации в нашей стране. Самоотравление алкогольными ядами часто приводит к преступности, насилию, сиротству, ухудшению здоровья, росту инвалидности и суицидов, отказу матерей от детей и лишению родительских прав. Под действием алкоголя совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта. Высокий уровень алкоголизации приводит также к увеличению числа разводов. Из-за алкоголя государство терпит колоссальные экономические убытки, т. к. снижается производительность труда и возникают затраты на лечение заболеваний, связанных с отравлением алкогольными ядами. Государству приходится материально обеспечивать инвалидов, сирот, которые стали таковыми по причине алкогольных проблем. По причине алкогольного опьянения возникают пожары, дорожно-транспортные происшествия и пр. и пр. [2].
На алкогольную проблему обращали внимание многие мыслители, писатели, поэты, ученые. Например, в июле 1862 года, в поездке из Петербурга в Иркутск, П. А. Кропоткин описывает в своем дневнике страдание женщин от самоотравления алкоголем их мужей. Женщинам приходится провожать своих мужей до дома, а они в свою очередь таскают своих жен за волосы и бьют. П. А. Кропоткин записывает слова одной молодой женщины, семья которой обеднела из-за алкогольной проблемы мужа: «торговали кирпичом, да остались не при чем» [4, с. 10]. «Невесела ты, родная картина! » – восклицает на все это великий социальный философ и географ П. А. Кропоткин [4, с. 10]. Ф. М. Достоевский в своем творчестве также был обеспокоен проблемой самоотравления населения алкоголем. В «Дневнике писателя» он, как и П. А. Кропоткин, обращает внимание на алкоголь как фактор насилия, в частности семейного насилия: «Пьяный муж пришел к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и потребовал водки, и стал бить ее, чтобы вымучить еще водки…» [5, с. 234]. В. В. Маяковский (поддержавший антиалкогольную политику советского государства в конце 20-х – начале 30-х гг. ) в стихотворении «Душа общества» показал корреляцию между уровнем выпитого алкоголя и количеством преступлений: «И преступления / всех систем, / и хрип хулигана, / и пятна быта / сегодня / измеришь / только тем – / сколько / пива / и водки напито» [6, с. 27]. Следует отметить, что В. В. Маяковский при перечислении алкогольных изделий на первое место ставит пиво, тем самым показывая, что так называемые «слабоалкогольные отравляющие вещества» также наносят значимый вред обществу.
В. В. Маяковский подчеркивает также, что алкоголь приводит к больному потомству. Вот как он описывает детей алкоголезависимых родителей: «Телом – клопики, / рты – / обезьяньи, / узкие лобики. / Олька / да Колька, / дети алкоголика» [7; 8]. Вреду алкоголя уделяли внимание в своем творчестве также И. Гете, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Джек Лондон, Г. Ибсен [9] и многие другие. Некоторыми мыслителями возлагались надежды в решении алкогольной проблемы (и, соответственно, в решении ряда других проблем, которые приносит с собой алкоголь) на общества трезвости (Ф. М. Достоевский), а некоторые мыслители и педагоги создавали общества трезвости и брали на себя их руководство (Л. Н. Толстой, А. Т. Соловьев, А. С. Рачинский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|