2.5. Требования к структуре и содержанию ВКР бакалавра
2. 5. Требования к структуре и содержанию ВКР бакалавра Выпускная квалификационная работа включает титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть (теоретическая и аналитико-проектная главы), заключение, список использованных источников и приложение (-ия). Каждая глава должна содержать краткие выводы. Титульный лист оформляется по установленной форме (см. Приложение 3). Содержание включает наименование всех глав (разделов), параграфов (подразделов), подпараграфов (пунктов) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала глав (разделов), параграфов (подразделов), пунктов (Приложение 5). Содержание отражает структуру работы и должно быть представлено на отдельном листе. Каждая глава (раздел) состоит из параграфов (подразделов) и подпараграфов (пунктов). Главы (разделы), параграфы (подразделы) и подпараграфы (пункты) нумеруются арабскими цифрами и должны иметь соответствующие названия, которые характеризуют рассматриваемые в них вопросы. После цифры ставится точка (например, 3. 5. ) и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков (глав/разделов, параграфов /подразделов, подпараграфов/пунктов) не ставится. Введение, заключение, список использованных источников и приложения в содержании выпускной квалификационной работы нумерации не подлежат. 2. 5. 1. Введение Во введении необходимо обосновать выбор темы, охарактеризовать современное состояние изучаемой проблемы, её актуальность, практическую и теоретическую значимость, степень разработанности данной проблемы в России и за рубежом. Важно в этой части работы определить объект и предмет исследования, сформулировать цели и задачи исследования, основные проблемы рассматриваемой темы, обосновать структуру и логику изложения материала, охарактеризовать информационную базу, отметить ограничения темы и другие особенности работы, теоретическую и практическую значимость.
Введение не должно быть менее 2 – 3 страниц общего объёма работы и должно включать следующие аспекты: ‑ актуальность исследования; - проблема исследования; ‑ объект исследования; ‑ предмет исследования; ‑ цель исследования; ‑ задачи работы; - гипотеза исследования; ‑ теоретическая и методологическая база исследования; ‑ методы исследования; ‑ источниковедческая база; ‑ степень научной разработанности проблемы и научная новизна ВКР; ‑ научная новизна; ‑ практическая значимость; ‑ апробация результатов исследования; ‑ структура и объём работы. Актуальность исследования включает описание состояния исследуемых фактов и явлений, определение круга нерешенных, слабо освещённых и требующих уточнения или дальнейшей разработки вопросов. Это объяснение того, почему данная проблема является интересной, что в ней содержится нового, почему она важна для будущего профессионала в области рекламы и связей с общественностью. Можно назвать два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Один из наиболее сложных моментов в работе над ВКР – формулировка проблемы исследования. Проблема – это противоречие, которое требует разрешения. Как правило, оно заключается между знанием (например, значимость развития технологий рекламы) и незнанием (например, применение новых технологий рекламной деятельности к определенной сфере). Проблема определяет главное направление научного поиска.
Объект и предмет исследования. При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частности. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания (индивид, коллектив, общность людей, сфера деятельности и т. п. ). Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот. Предмет исследования – один из аспектов, часть рассматриваемого объекта (свойства, состояния, процессы, направления и особенности деятельности структур по связям с общественностью, их сотрудников в конкретных сферах общественных отношений и т. д. ). Предмет исследования частично совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что? », «определить… что? », «сформировать… что? »). Например, объектом являются корпоративные коммуникации, а предметом исследования – конкретные средства, механизмы и способы их организации. Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения выпускной квалификационной работы и представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, принципов, обнаружения логических изъянов существующих концепций или теорий, либо следствием появления новых запросов практики рекламы и связей с общественностью, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Формулировку цели рекомендуется начинать со слов: « сформировать/создать», «разработать», «провести», «подготовить».
Цель исследования – его ожидаемый результат, т. е. решение практических задач и новые знания о рассматриваемом предмете исследования. В соответствии с целью исследования, логически определяются задачи работы (должно быть не менее четырех задач, но не более шести задач). Задачи отражают поэтапное достижение цели, при этом уточняют границы проводимого исследования. Рекомендуется формулировать задачи с глаголов в форме перечисления: «изучить…», «выявить…», «проанализировать…», «разработать... », «описать…» и т. п. Заголовки выпускной квалификационной работы должны отражать суть поставленной задачи. Первая задача может быть связана с выявлением, методологическим обоснованием сущности, природы и структуры исследуемого объекта, вторая – с анализом состояния исследуемого предмета, третья – с исследованиями (анкетирование, контент-анализ, интервью и т. д. ), четвертая – с результатами собственной деятельности, рекомендациями по усовершенствованию, оптимизации, эффективности практической стороны деятельности исследуемого предмета. Общая направленность исследования задается до его начала сформулированными гипотезами, которыми могут быть: ‑ научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть (т. е. требующее верификации); ‑ вероятностное знание, научно обоснованная догадка по объяснению действительности; ‑ прогноз ожидаемого решения проблемы, ответ на вопрос, поставленный в задаче; ‑ условно-категорическое умозаключение по схеме «если…, то…», основными элементами которого являются условие (причина) и результат (следствие). Гипотеза определяет главное направление научного поиска, она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. В ходе исследования гипотезу проверяют и либо подтверждают, либо опровергают. Теоретическая и методологическая база исследования. В теоретической базе необходимо перечислить источники, которые использовались для написания работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования … Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)» или: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась работы отечественных и зарубежных специалистов… Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …». Целесообразно также указать учебные дисциплины, материалы которых были использованы при написании ВКР. Например: «При подготовке ВКР были использованы материалы таких учебных дисциплин, как «Маркетинг», «Основы рекламы», «Поведение потребителей»…». Можно также указать материалы, нормативные документы организации, которые используются при выполнении ВКР (например, «Положение об информационной политики компании», «Концепция коммуникационной стратегии компании» и т. д. ). Методологическая база исследования должна содержать указание на методы и подходы, на которых основывается данная выпускная квалификационная работа. Среди методов исследования обучающемуся необходимо обратить внимание на общенаучные методы, включающие эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение) и общелогические (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование и др. ) методы. И, безусловно, следует назвать конкретно-научные (частные) методы научного познания, представляющие собой специфические методы конкретных наук – экономики, социологии, психологии, политологии, логики и др. Степень научной разработанности проблемы – состояние теоретической разработанности проблемы, анализ работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих эту проблему. Степень научной разработанности темы исследования позволяет продемонстрировать осведомленность о выбранном научном направлении и знание подходов, которые были разработаны исследователями по данной проблематике. Требования к обзору литературы предполагают не только цитирование источников или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, т. е. соответствие выбранной теме, целям и задачам исследования. Объём данного раздела должен быть не менее 2, 5 – 3 страниц текста и включать подробный анализ научной разработанности темы с указанием того, кто именно из исследователей и какой аспект разрабатывал. Необходимо объединить в анализе классические работы, современные исследования в рамках тематики и работы профессорско-преподавательского коллектива ВШМиСО, если они занимались данной тематикой.
Научная новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, обобщения опыта решения подобных проблем. Это принципиально новое знание, полученное в науке в ходе проведённого исследования (теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, собственные методические рекомендации, которые можно использовать в практике). Научная новизна выпускной квалификационной работы может состоять: ‑ в изучении фактов и явлений с помощью специальных научных методов и междисциплинарных подходов; ‑ в изучении уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале; ‑ в переходе от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике; ‑ в изучении известных в науке явлений и процессов более совершенными методами; ‑ в сопоставлении, сравнительном анализе протекания процессов и явлений; ‑ в изменении условий протекания изучаемых процессов; ‑ в уточнении категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления. Практическая значимость подробно отражается в практических рекомендациях или разработанном автором выпускной квалификационной работы проекте (как основная часть выпускной квалификационной работы), а также в выявлении важности решения избранной проблемы для будущей деятельности бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Практическая значимость выпускной квалификационной работы может заключаться в возможности: ‑ решения той или иной практической задачи в сфере рекламы или связей с общественностью предприятия; ‑ проведения дальнейших научных исследований по теме ВКР; ‑ использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных рекламных и PR мероприятий, кампаний; ‑ разработке конкретного проекта, направленного на интенсификацию работы по рекламе и связям с общественностью исследуемой организации, предприятия и т. д.; ‑ подготовке рекламного продукта. Апробация результатов исследования включает: ‑ участие в конференции, семинарах и т. д.; ‑ публикации по теме выпускной квалификационной работы; ‑ применение результатов исследования в практической области; ‑ разработку и внедрение конкретного проекта. Здесь должны быть указаны выступления на научных конференциях, симпозиумах, форумах и т. п., а также даны ссылки на публикации студента, включённые в список использованных источников. В силу ограниченности объёма необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но ёмко характеризующей работу. Во введение не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|