Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Этническое самосознание: понятие, структура.




ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в мире живет несколько тысяч различных народов, образующих в совокупности человечество. Они отличаются друг от друга по уровню общественного развития, численности, культуре, языку, расовому признаку. Всё это многообразие - результат длительного самостоятельного развития народов, их проживания в различных природно-географических условиях. Кроме того, в ходе исторического развития различные народы имели между собой контакты, смешивались, обменивались опытом. Также на культурный облик влияли объективные законы общественного развития. Все это, вместе с принадлежностью к единому биологическому виду - Homo sapiens, объясняет наличие у народов планеты многих общих черт. Человечество - это единство в многообразии. Учитывая это, можно понимать как поведение отдельных людей, так и ход исторических процессов.

В последние десятилетия можно говорить о возрастании роли этнического фактора в общественно-политической жизни разных стран. Также печальным признаком многих регионов являются межнациональные конфликты. Этим можно также объяснить рост в обществе интереса не только к истории, но и к традиционной культуре. В системе образования на различных уровнях также наблюдается тенденция к использованию этнографических материалов. В научном лексиконе даже появилось понятие «этнизация образования», которое, на наш взгляд, следует рассматривать как составную часть гуманизации образования.

Обращение к этнокультурному наследию предков значимо в наши дни в связи с ростом этнического самосознания, активизацией национальных движений, межэтнической напряженностью. Беспокойство вызывает (особенно у гуманитарной интеллигенции) размывание традиционной культуры в современных индустриальных и постиндустриальных обществах. Сказанное особенно относится к Северному Кавказу (частью которого является Ростовская область), как к региону, где не утихают этнические конфликты. Юг России – исторически сложившийся регион, получивший в последние годы нормативный статус в административно-территориальной структуре государства. Его системообразующим ядром является территория Северного Кавказа (в его «узком», этнографическом понимании) и Нижнего Дона (в основном - Ростовской области).

Актуальность данного курса определяется несколькими параметрами. Во-первых, обращение к культурному наследию помимо чисто познавательных задач, позволяет воспитывать межэтническую и конфессиональную терпимость, культуру общения; а также-этническое самоуважение. Во-вторых, актуальными являются проблемы сохранения этничности и традиционных (этнических) культур в современном обществе. В-третьих, решение сложных задач связанных с функционированием различных институтов общества, требует подготовки специалистов способных ориентироваться в вопросах, связанных с традицонными культурами и менталитетом проживающих на данных территориях этносов.

Задачи курса:

1. Знакомство с основными понятиями этнологии, основными проблемами научного терминотворчества в данной наук

2. Знакомство с современной этноязыковой ситуацией в мире, расселением этносов.

3. Всестороннее изучение феномена традиционной культуры, ее функционирования.

4. Знакомство с архаическими (мифологическими) истоками многих культурных явлений, а также – с их трансформациями в современном мире.

5. Знакомство с динамикой и закономерностями межэтнических отношений.

6. Закрепление межпредметных связей, в первую очередь с историей и географией.


 

ПРОГРАММА КУРСА «ЭТНОЛОГИЯ»

МОДУЛЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

ТЕМА 1. Предмет курса «Этнология». Этнографические источники. Содержание понятий «этнология» и «этнография». Традиция применения этих терминов в отечественной науке. Становление этнологии как науки. Споры в науке об объекте изучения этнологии, ее хронологических рамках. Основные проблемы современной этнологии. Связь этнологии с другими гуманитарными и естественными науками.

Понятие «этнографический источник». Виды этнографических источников. Степень важности каждого из видов источников. Методы этнографического исследования. Методы поиска и сбора информации: понятие «полевые материалы», виды полевых исследований (стационарные, экспедиции); наблюдение, опрос, анкетирование, моделирование.

ТЕМА 2. Основное понятие этнологии: этнос.

Многозначность термина «народ» и некорректность его использования в научном лексиконе. Происхождение термина «этнос» и история его использования. Определение понятия «этнос» в современной отечественной науке. Основные его признаки: этническая культура, язык, этническая психология, этническое самосознание как наиболее устойчивый признак этноса. Время появления этносов. Исторические типы этноса: племя, народность, нация. Соотношение понятий «этнос» и «нация» в отечественной и зарубежной литературе. Этнос в узком (этникос) и широком (этносоциальный организм) смыслах. Примеры. Многообразие существующих на Земле этносов (по количеству входящих в них членов, по степени сформированности и т.д.)

Тема 3. Проблемы этнических территорий и языка.

Язык как один из основных признаков этноса: понятие, функции и неустойчивость как этнического компонента.

Этническая территория. Определение понятия. Изменчивость этнической территории. Примеры ее увеличения, сокращения и исчезновения. Соотношение понятий «этническая территория» и «территория государства».

Тема 4. Этническое самосознание: понятие, структура.

Определение понятия. Основные компоненты. Представления о характерных чертах своего и чужих этносов, о «своей» культуре, о «своем» языке, об общности происхождения и общности исторического прошлого членов этноса, о территориальной общности. Связь этнического самосознания с сознанием государственной принадлежности. Субъективность и избирательность стереотипов этнического самосознания. Факторы, влияющие на формирование этнического самосознания. Его иерархичность.

Тема 5. Этническая идентичность и социализация: понятия и механизмы. Определение и сущность понятия «этническая идентичность». Соотношение социализации и этнической идентификации. Механизмы этнической идентификации. Факторы, влияющие на выбор человеком своей этнической принадлежности.

Тема 6. Этноним. Определение понятия. Многозначность сознания этнической принадлежности. Эндоэтнонимы и экзоэтнонимы. Пути происхождения этнонимов. Древнейшие этнонимы. Политоним, конфессионим: определение понятий, соотношение с этнонимом..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...