Раздел III. Этнические процессы.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989 Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза. М., 2008. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 2005. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология. Ростов-на-Дону, 2000. Садохин А.П. Этнология. М., 2004. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
РАЗДЕЛ IV. Культура в системе этноса. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 2004. Мкртумян Ю.И. Компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978. Поляничкина Г.А. Этнография. Ростов-на-Дону, 2006. Садохин А.П. Этнология. М., 2004. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 2002. Этнология. Учебно-методические материалы для студентов II курса заочного отделения исторического факультета РГУ / Составители С.В. Черницын, Т.В. Богаченко. Ростов-на-Дону, 2002. Модуль V. Основные элементы культуры этноса ТЕМЫ 1-2. Гофман А.Б. Обычай // БСЭ, М., 1974, Т.18. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // СЭ, 1973, №1. Токарев С.А. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. Токарев С.А., Гроздова И.Н., Златковская Т.Д. Введение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973. Чистов К.В. Обряд // БСЭ, М., 1974, Т.18.
ТЕМА 3. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2002. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Том 2. М., 1997.
Тема 4. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Весенние праздники. М.,1977. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., Т.1-2, 1995-1999. Тема 5. Ганцкая О.А. Семья: структура, функции, типы // Советская этнография, 1984, № 4. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.,1991. Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., Т.1-2, 1995-1999.
ТЕМА 6. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974. Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М.,1954. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М.,1979. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. Материальная культура. М.,1989. Поляничкина Г.А. Этнография. Ростов-на-Дону, 2006.
ГЛОССАРИЙ
АБОРИГЕН, АВТОХТОН – коренной житель страны, какой-либо местности, издревле живущий на ней. АДАПТАЦИЯ – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.
АДАПТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (АККОМОДАЦИЯ) – приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия. АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс взаимного проникновения культур; восприятие какой-то культурой признаков другой культуры, в результате чего происходит ее изменение. АПАРТЕИД - принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп; господство одной расовой группы над другой с целью ее систематического угнетения. АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – процесс взаимодействия нескольких этносов, значительно различающихся по происхождению, языку и культуре, в результате которого представители одного из этносов утрачивают прежнюю этническую принадлежность и растворяются в среде другого. БРАК – оформленный законом или обычным правом союз, как правило, между мужчинами и женщинами (но могут быть браки, например, с духами, однополые браки и пр.), порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и потомству от такого союза. БРАК ПАРНЫЙ – форма брачных отношений эпохи позднеродового строя. В нем состояли один мужчина и одна женщина. В отличие от моногамного брака он был легко расторжим, сопровождался различными пережитками группового брака, а парная семья не являлась социально-экономической ячейкой общества. ГАДАНИЯ – это ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем. ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам, половому признаку. ДИАСПОРА – часть народа (этнической общности) вне страны происхождения, сохранившая свою этническую принадлежность. ДИНАМИКА – движение, действие, развитие; ход развития, изменения какого-нибудь явления. ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение прав определенной категории граждан по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности, по признаку пола или по политическим убеждениям. ЖИЛИЩЕ – специальная постройка или сооружение для обитания или защиты от стихийных явлений. ЗАГОВОР – текст магического характера и обряд его произнесения, направленные на достижение какой-либо цели.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства. ИНИЦИАЦИИ ВОЗРАСТНЫЕ – универсально распространенный в первобытном обществе институт перевода подростков в возрастную категорию полноправных членов общины и рода. ИНИЦИАЦИЯ - это обряд перехода индивида из одного статуса в другой, включение его в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени; в мужской или женский союз; в круг жрецов, шаманов, и т.п.) ИННОВАЦИИ - новые элементы в материальной, духовной, социальной жизни, которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры. ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ – процесс взаимодействия нескольких существенно различающихся этносов в рамках единой социально-политической общности. В результате происходит сближение между этносами и вырабатываются общие культурные признаки, но сохраняется их прежняя этническая принадлежность. ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ – территория, у населения которой на основе социально-экономической общности, длительных связей и взаимовлияний возникли сходные культурно-бытовые особенности. КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – большие группы людей, различающиеся местом, которое они занимают в системе производственных отношений, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают. КОНСОЛИДАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – процесс слияния близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность (см. «фузия»). К консолидации относится также внутреннее сплочение и усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его локальными группами. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ – вероисповедный, церковный. КОНФЕССИОНИМ – обозначение религиозной принадлежности человека или группы. КОРЕННЫЕ НАРОДЫ – это аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности
КОСМОПОЛИТИЗМ – отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ. КУЛЬТУРА (этническая, традиционная, бытовая) – все то, что создано людьми в процессе умственного и физического труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ – информация, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ – объекты, предметы, вещи, материально существующие в пространстве на протяжении определенных отрезков времени, а также связанные с ними навыки, направленные на удовлетворение потребностей общества. ЛЕВИРАТ – брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа. ЛИМИНАЛЬНЫЕ («ПОГРАНИЧНЫЕ») СУЩЕСТВА - люди, находящиеся в состоянии перехода из одного статуса в другой (см. ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА). МАГИЯ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ – вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и сами связанные с этим действия. МАРГИНАЛЬНЫЙ – состояние человека или группы людей, оторванных от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии. МЕНТАЛИТЕТ – относительно целостная совокупность мыслей, верований, создавших картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – совокупность этносов, проживающих на одной территории и имеющих общие системообразующие культурные признаки. МЕТИСАЦИЯ – в широком смысле физическое смешение различных популяций, принадлежащих как к одному, так и к разным этносам или расам. В узком смысле – смешение представителей разных рас и антропологических типов. Потомки межрасовых браков – метисы. Метисацией иногда называют и культурное смешение (аккультурацию). МИГРАЦИЯ – перемещение населения, связанное с постоянной или временной переменой места жительства. МИКСАЦИЯ – смешение нескольких неродственных этносов или частей этносов. МОНОГАМИЯ – единобрачие, устойчивое соединение в браке только одного мужчины с одной женщиной. МОРАЛЬ – форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции поведения людей во всех областях общественной жизни. Выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны общественного мнения. Синоним – нравственность
НАРОДНОСТЬ – этническая общность, характерная для периода средневековья и основанная прежде всего на территориально-политических связях в пределах государства. НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. НАЦИОНАЛЬНОЕ (ЭТНИЧЕСКОЕ) МЕНЬШИНСТВО – отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе. НАЦИЯ – этот термин в западноевропейской литературе понимается в политико-этатистском смысле и обозначает совокупность граждан одного государства; в отечественной науке термин «нация» выступает, как правило, синонимом термина «этнос» и рассматривается как высший исторический тип этнической общности, характерный для Нового и новейшего времени, единство которого основано на социально-экономических и культурных связях. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – обязательное правило поведения, соблюдение которого обеспечено принуждением со стороны всего общества или его особых органов. ОБРЯД – традиционное стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер. ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА (ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА) – это обряды, оформляющие те моменты жизни человека, которые приводят к смене его статуса. ОБЫЧАЙ – унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. ОДЕЖДА – совокупность предметов, которыми покрывают, одевают тело. ПАРЦИАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – разделение единого этноса на несколько частей. ПЕРЕЖИТОК – наследие пройденных ступеней культуры, сохранившееся по привычке или из подражания членами этнической общности. ПИЩА – вещества растительного и животного происхождения, удовлетворяющие биологические потребности человеческого организма. ПЛЕМЯ – этническая общность эпохи первобытности, основанная прежде всего на брачно-родственных связях. ПРИМЕТЫ – результаты наблюдения за явлениями природы или общественными действиями для того, чтобы попытаться предугадать будущее. ПРОМИСКУИТЕТ – ничем не ограниченная свобода отношений между полами. ПОЛИАНДРИЯ – многомужество, обычай у некоторых народов, в соответствии с которым одна женщина имеет нескольких мужей. ПОЛИГАМИЯ – многобрачие (полигиния или полиандрия). ПОЛИГИНИЯ – многоженство, обычай у некоторых народов, в соответствии с которым один мужчина имеет нескольких жен. ПОЛИТОНИМ – название, обозначающее государственную, общественно-политическую принадлежность. ПОСЕЛЕНИЕ – расселение людей на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях. ПРОФАННЫЙ – обыденный, повседневный. РАСЫ – исторически сложившиеся на определенной территории большие группы людей, отличающиеся друг от друга комплексом физических признаков, передающихся по наследству. РАСИЗМ – идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп. РОД – коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от одного предка. САКРАЛЬНЫЙ – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; являющийся объектом интенсивного почитания и уважения. СЕГРЕГАЦИЯ – отделение (разделение) групп населения по расовому или этническому признакам, признаку пола и т.д. Это политика самостоятельного развития, которая может исходить как от большинства, так и от меньшинства населения. Она отражает стремление обществ к изоляции друг от друга. Сегрегация означает территориальное и физическое обособление группы в любых жизненных ситуациях. СЕМЬЯ – общественная ячейка, как правило, предполагающая совместное проживание, хозяйство и бюджет супругов и их детей. Точная дефиниция затруднена большой исторической изменчивостью этого института и существованием его самых разнообразных форм. СЕПАРАЦИЯ – распадение этноса на самостоятельные части, а также отделение от этноса его части, становящейся самостоятельным этносом или сливающейся в процессе ассимиляции с другим этносом. СИМВОЛ – предмет или действие, служащие для условного обозначения какого-либо образа, понятия, идеи. СКОТОВОДСТВО – разведение скота как отрасль сельского хозяйства. СОБИРАТЕЛЬСТВО – одна из форм присваивающего хозяйства на первых стадиях общественного развития; собирание готовых видов пищи. СОРОРАТ – брак с двумя или более сестрами одновременно, а позднее с сестрой умершей жены. СОСЛОВИЕ – социально-правовая группа, которая обладает определенными правами и обязанностями в обществе, закрепленными обычаем или законом, и характеризуется наследственностью и замкнутостью. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей общества. СТАТУС – объективное правовое положение индивида или группы в заданной социальной системе, СТЕРЕОТИПЫ – прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт; массовые устойчивые представления о чем-либо. СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. СУБЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА – это четко выраженное внутриэтническое образование, члены которого обладают культурно-бытовыми и диалектными особенностями, а также групповым самосознанием, которое проявляется наряду с общеэтническим либо даже ему противопоставляется. ТАБУ – система категорических запретов у первобытных народов на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. ТИТУЛЬНЫЕ НАРОДЫ – этносы, которые имеют свои национально-государственные образования, носящие их имя. ТРАДИЦИЯ – это совокупный опыт, относящийся к той или иной сфере деятельности, который сохраняется и передается внутри этноса. УРБАНИЗАЦИЯ – процесс развития городской культуры, влияние стереотипов городской культуры на этническую; процесс стирания культурных различий между городом и деревней в результате повсеместного распространения стандартного типа городской культуры. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил и производственных отношений и надстройкой. ФРАТРИЯ – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов. ФУЗИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных этносов или их групп, родственных по языку и культуре, в единый новый этнос. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у разных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. ЭКЗОГАМИЯ – запрет половых отношений внутри родственного коллектива. ЭКЗОЭТНОНИМ – «внешнее» название народа, созданное представителями соседних этносов. ЭЛИТА – в широком значении лучшая часть любой социальной, этнической или профессиональной группы. В более узком смысле индивиды и группы, занимающие ведущее положение в различных сферах человеческой деятельности. ЭМИГРАНТ – человек, выселяющийся из страны. ЭНДОГАМИЯ – обычай вступления в брак внутри определенной общности. ЭНДОЭТНОНИМ – самоназвание народа. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ – совокупность этнокультурных процессов, которые происходят при возникновении и последующем развитии этноса. ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ – это территория, на которой происходило формирование этноса либо проживает его большая часть. ЭТНИЧЕСКИЕ (ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ) ПРОЦЕССЫ – процессы, приводящие к изменению в этнических культурах, в составе этносов, а также – к возникновению новых этносов. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – особенности психического склада и поведения людей определенной общности. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – это сознание людьми своего единства и отличия от других этносов. ЭТНОГЕНЕЗ – процесс сложения этнической общности на базе различных, ранее существовавших, этнических компонентов. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА – обособленная часть этноса, сохраняющая некоторые особенности культуры и быта (диалект, специфику материальной и духовной культуры, религиозные различия и т.п.), но не имеющая собственного этнического самосознания. ЭТНОГРАФИЯ – историческая дисциплина, изучающая народы (этносы) и другие типы этнических общностей, а также - общие признаки и особенности их культур. ЭТНОЛОГИЯ – название, которое по традиции, установившейся в российской и советской литературе, используется как равнозначное термину «этнография». ЭТНОНИМ – название народа, его символ, сознаваемый как отдельными людьми, так и общностью в целом. ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, психики и самосознанием. ЭТНОФОР – человек - носитель этнических свойств, этнической информации. ЭТНОЦЕНТРИЗМ – представление о превосходстве своего народа над всеми другими; склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве высшего эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Курс лекций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|